Тувинская правда 12+

Праздник резного камня

25 декабря 2022
89

Конкурс камнерезного искусства среди школьников «Чонар-Даш – 2022» - это был один большой праздник, по крайней мере для наблюдателей. Много света, музыки, самых неожиданных предметов, которые можно было увидеть в Кызылском президентском кадетском училище. И… абсолютно предсказуемые победители.

Финалисты

Чтобы долго не интриговать, сразу назовём победителей. Они был абсолютно предсказуемы, именно этих мальчиков я сфотографировала на открытии финального этапа конкурса. И записала их имена. Это – Хулер-оол Буянды в старшей группе и Очур Ачым – в младшей.

Конечно, там были и другие ребята, в финал вышли 32 юных камнереза со всей (или почти со всей) республики. Были школьники из Бай-Тайгинского, Кызылского, Чаа-Хольского, Улуг-Хемского, Сут-Хольского, Дзун-Хемчикского кожуунов и г. Кызыла. Пятеро участников – представители республиканских образовательных учреждений: Республиканская школа искусств им. Р. Д. Кенденбиля, Кызылское президентское кадетское училище, Республиканский агролицей-интернат.

Из Бай-Тайги приехали шесть человек. У них – два первых места и четыре специальных приза:

специальным призом сенатора Российской Федерации Дины Оюн награждена воспитанница Дома творчества школьников села Тээли Торе Сайзанак;

ученик общеобразовательной школы села Шуй Оолак Ай-Мерген удостоен номинации «В просторах Тувы»;

ученица общеобразовательной школы села Кызыл-Даг Салчак Айыраа награждена в номинации «Изящество формы»;

воспитанница Детской художественной школы имени Х.К. Тойбухаа Хертек Таймира награждена специальным призом сенатора Российской Федерации Дины Оюн.

Неужели кто-то удивлен?

Мы – едины

Без сомнения, мы – едины. Мы живем в одной стране и обладаем равным правами. Но… не равными талантами. Перед торжественным открытием финального этапа конкурса, случился забавный инцидент. Для начала нас угощали чаем-кофием, но участников конкурса не было видно – их угощали в другом кабинете. Но надо же хоть что-то узнать заранее? Спрашиваю у сотрудницы училища, кто от них вышел в финал. Она называет два имени. Пытаюсь уточнить – откуда они родом. Сотрудница улыбается: «Разве это важно? Мы воспитываем так, чтобы не было различий».

Ну конечно важно! Когда на поле выходят борцы-хурешисты, мы понимаем ведь, что противостоять сут-хольцам практически никто не может. Даже если они уже давно переехали в каа-хемский, например, кожуун. Есть, конечно, исключения, как Сайын-Белек Тюлюш. Но это – именно исключение.

Так и резьбой по камню может заниматься любой человек, но у бай-тайгинцев это в крови. В Тээли есть пристройка к детскому саду, только она распложена ближе не к садику, а к училищу, где обучаются мастера-камнерезы. На этой территории пару недель назад появились заготовки для снежных скульптур. Ну попросту несколько больших ящиков забили снегом, когда он уплотнится, из него вырежут что-то новогоднее. Спрашиваю в училище: они ли будут ваять снежные скульптуры? И слышу такой неопределенный ответ: «Ну, если просят…». А что? Есть другие варианты? Собеседник посмотрел чуть ли не со снисходительной жалостью: «Сами будут вырезать. У нас все сами вырезают».

В Бай-Тайге действительно все всё вырезают сами. Детский сад в Кызыл-Даге смело может претендовать на первое место в республике (а может и не только в Туве) по количеству скульптур на его территории.

Да, мы едины и равны. Но с бай-тайгинцами равняться в камнерезном искусстве мало кто может.

Мастерство и традиции

От Кызылского кадетского училища в финал вышел мальчик из Монголии – Гэрелт-Од Эрдэнехорол – он заслужил третье место в старшей возрастной группе, и Даржаа Найыр.

Их наставник - Алексей Покоянов. Перед торжественной церемонией, предваряющей начало финального этапа, он показал гостям кадетского училища прекрасную композицию «Кызыл кош» - куколки в национальных тонах, животные везущие подарки фронту… Изумительная работа! Все фигурки дети делали сами. Личики и ручки – из пластика – тоже делали сами. Очень тонкая работа, которую можно рассматривать долго. Даже украшения для кос – чавага – у куколок разные.

Мастерство? Несомненно. И прекрасно вырезаны из дерева фигурки животных - можно увидеть традиционные мотивы в оформлении. Но это – именно отдельные мотивы. В целом же – фигурки «интернациональны». Хотя, вот рога у оленя были почти такими же, как у известной скульптурки Саая Когела – короной.

В кадетском училище – потрясающая материальная база, хорошие наставники и талантливые мастера. Но чтобы сделать фигурку из агальматолита именно в традиционном стиле, надо дышать воздухом Бай-Тайги.

Претензии к жюри

Жюри было весьма компетентным. Возглавляла жюри конкурса «Чонар-Даш – 2022» сенатор Российской Федерации Дина Оюн, которая и была инициатором этого конкурса в целом. Кроме нее в составе жюри были: председатель Союза камнерезов Тувы, член Союза художников России Лариса Норбу; член Союза художников России, лауреат премии комсомола Тувы, заслуженный деятель искусств Республики Тыва Хеймер-оол Донгак; преподаватель Тувинского техникума народных промыслов, эксперт Ворлдскиллс по компетенции «Архитектурная обработка камня» Артур Шожунчап; педагог Центра дополнительного образования (Кызыл), член Союза художников России Начын Саая.

Участвовали в работе жюри и коллекционеры: депутат Верховного Хурала РТ, генеральный директор ООО «Восток» Сергей Уюсов и председатель коллегии по уголовным делам Верховного суда РТ Хээлиг Тулуш.

Самых именитых камнерезов в жюри не было. Но это только потому, что они стали наставниками молодых мастеров. И, согласитесь, всегда есть соблазн присудить своему подопечному балл повыше.

Несмотря на компетентность и беспристрастность, претензии к жюри все же были. Первая, впрочем, она же и последняя претензия – мы не увидели работы победителей. Вероятно, где-то они были собраны, но на подведении итогов их не показали. Просто вышли победители и получили свои награды. А за что именно мы не узнали.

Немного обидно, конечно, но, как можно было понять, ребята отдадут все свои работы для окончательной отделки, а потом их передадут в музей. Может быть, когда-нибудь у нас появится возможность их посмотреть.

«Инвентаризация» и развитие

Затеяв этот конкурс, Дина Оюн создала настоящую предновогоднюю сказку для детей. Это были три очень насыщенных и интересных дня. Четыре часа в день – на создание миниатюрных скульптурок, остальное – экскурсии и разные познавательные программы.

Но ведь не только для этого был ужен конкурс. Как говорит сама Дина Ивановна, это было своего рода «инвентаризацией» талантов детей. Для педагогов –возможность обменяться опытом, встретиться с учеными-культурологами, принять участие в «Круглом столе», посвященном сохранению и развитию искусства резьбы по камню.

А в целом, - импульс к новому этапу развития камнерезного искусства. Как считают специалисты, сейчас уже не те масштабы и не тот интерес к резьбе по камню, как в недавнем прошлом.

Ну вот, «инвентаризацию» провели. Министр культуры Виктор Чигжит сказал, что за победителями конкурса они будут следить, эти ребята почти гарантировано поступят в Колледж искусств, для них найдутся и целевые места в образовательных учреждениях за Саянами, где обучаются искусству дизайна. Хотя, если говорить конкретно о традициях, то лучше конечно обучаться в Туве.

Но вот то, что касается привлечения к древнему искусству новых мастеров, увеличения их количества, то тут есть сомнения. На торжественном открытии конкурса показывали ролик, где самые знаменитые камнерезы немного говорили о себе о том, как камень сам выбирает форму скульптуры. Закадровый голос немного рассказывал об и достижениях, приводил факты биографии. В частности, было сказано, что вот – талантливые резчики, занимаются животноводством, пасут овец… Да пасут. Но это – не хобби, а как раз средство существования. При нынешней организации прожить только на средства, заработанные от продажи скульптурок – практически невозможно.

Станут ли профессиональными резчиками дети-финалисты конкурса? Уже сейчас некоторые точно знают, что их ждет другая стезя. Кто-то хочет стать сотрудником МЧС, кто-то военным. Пока только младшие школьники думают, что вся их жизнь будет полностью связана с искусством.

Можно ли изменить эту ситуацию? Дина Оюн считает, что можно. Что просто необходимо сохранить уникальный вид искусства. Полностью программа, конечно, пока не расписана, не определенные наработки уже есть. Не сразу, но можно рассчитывать на позитивные перемены.

Ирина КАЧАН

Посмотреть файлы

Редакция «ТП»