Именно для этого мы ходим в музеи. Именно так определил миссию музея архиепископ Феофан во время церемонии подписания Соглашения о сотрудничестве Национального музея Тувы с Православной церковью и передачи некоторых церковных предметов в дар музею.
И сразу – в Москву на выставку
В свете последних совсем не позитивных событий противостояния национальных и религиозных интересов на Ближнем Востоке, того зла, которое перекинулось в Дагестан, особенно ценным представляется конфессиональное согласие в Туве. Директор Национального музея Каадыр-оол Бичелдей обратил внимание присутствующих на уникальность самого события, на уникальность предметов, но еще и на то, какими будут последствия этого подарка, последствия подписания соглашения.
В Национальном музее уже есть залы, которые посвящены буддизму и шаманизму, тенгрианству. Экспонатов, отражающих православие очень мало, почти и нет, за исключением небольшого количества в зале, посвященном культуре русских поселенцев в Туве. Да и там, будем справедливы, больше представлено старообрядство. Каадыр-оол Бичелдей считает это неправильным. Скоро будет оформлен новый зал, в котором как раз покажут историю православия в Туве.
Но этим займутся не сегодня. Просто потому, что вот эти подаренные предметы, среди которых парадное облачение архиепископа, в то время, когда вы читаете этот материал, уже покинули территорию Тувы. Эти, уже музейные экспонаты будут выставлены на нашей экспозиции в ВДНХ во время Международной выставки-форума «Россия». Международная выставка-форум «Россия» – это важнейшие достижения страны, собранные на одной площадке. Она пройдёт с 4 ноября 2023-го до 12 апреля 2024 года на ВДНХ. Свои экспозиции представят все 89 регионов России, 21 министерство, 19 компаний и корпораций.
Большинство экспонатов отправили в Москву ранее, а сейчас вот – дополнительные. По словам Каадыр-оола Бичелдея, на выставке будут размещены костюмы ламы, шамана, а теперь и православного священнослужителя и наша республика «будет достойно представлена на выставке в ВДНХ».
Архиепископ Феофан (епископ Русской православной церкви, архиепископ Корейский, временно управляющий Кызылской епархией) в свою очередь сказал, что все гости, которые посещают епархию, непременно посещают музей, «музей – это своеобразная школа, институт, где они постигают свои истоки, постигают самих себя. Это позволяет построить общую картину мира». «Для нас – честь и радость участвовать в общей работе. Мы – частица культуры народов, населяющих Туву. Мы – многонациональный народ – пример того, как люди разных национальностей живут рядом друг с другом».
Первый раз
Уникальность события во многом. В частности, это – первый случай в нашем музее, когда религиозные предметы передаются в дар. Раньше они, уж такое было время, попадали в музей только будучи конфискованными из уничтоженных храмов.
Но, как это ни странно, не все так плохо. Как сказала в своем выступлении религиовед Ульяна Бичелдей: «Хорошо, что есть музеи! Если бы их не было, что было бы с разными священными предметами из уничтоженных хурээ? Малая их часть попала в музей, некоторые были в молельных юртах, есть легенды о спрятанных под землей или в пещерах, еще больше – попросту пропали». Она обратила внимание на то, что подаренные музею предметы имеют эмоционально-ценностное отношение не только к православной церкви, но и ко всему русскому народу.
Ведь чем еще ценен музей? Люди, серьезно относящиеся к религии, часто не могут посещать другие храмы – есть определенные запреты. Да и этические запреты тоже. Как-то нехорошо православным заходить в хурээ чтобы просто «поглазеть», так же и представителям не христианских конфессий вряд ли будет прилично заходить во время службы в православные храмы просто так «на экскурсию». Но чтобы лучше понять друг друга, сначала надо узнать, увидеть. И в музее это можно будет сделать максимально легко и удобно.
Первый епископ
В дар музею передали несколько книг религиозного содержания, молитвенников. Достаточно старых, изданных в начале прошлого века. И вот если честно, то мало кто из нас смог бы отдать такие книги, читанные-перечитанные «намоленные». Их ценность именно в намоленности. Новых книг можно издать сколько угодно, но в старых есть особая ценность, даже если они не религиозные. Первая книга, по которой вы учились читать. Или, допустим, «Три мушкетера», книгу, которую вам подарили в пятом классе… Но вот священники смогли отдать музею свои бесценные молитвенники.
Парадное и повседневное облачение архиепископа Феофана ценно не только тем, что это – одеяние православного священника, которое сейчас будет в музее. Тут все дело еще и в фигуре самого архиепископа Феофана. Он – первый епископ в Туве. То есть православные священники у нас были еще в конце XIX века, но не было епархии.
5 октября 2011 года решением Священного Синода Русской православной церкви был избран правящим архиереем созданной тогда же Кызылской и Тывинской епархии. 12 ноября 2011 года епископ Феофан прибыл к месту своего служения и 13 ноября совершил первую после избрания литургию. 4 декабря 2017 года в соответствии с новым положением, как епархиальный архиерей города и области, не входящих в митрополию, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Патриархом Московским и всея Руси Кириллом был возведён в сан архиепископа.
Для нас (в Туве) он интересен именно этим. Но если посмотреть шире, то в его биографии есть еще много уникального. Начнем с того, что он - первый кореец, ставший православным епископом. Родился в семье сахалинских корейцев, вовсе не религиозной. Как сам говорил: «Моя встреча с православием произошла в юношеском возрасте через знакомство с верующими людьми и чтение святоотеческих творений». Он и крестился только почти в 20 лет.
Когда его отправили служить в Корею, он даже не знал корейского языка, не вполне представлял себе их культуру. Но вот в 2006 году мэрия Сеула награждает его званием «Почётного гражданина Сеула». Это звание ежегодно присуждается мэром в основном иностранцам, внесшим особый вклад в развитие города. В 2019 году назначен архиепископом Корейским, при этом оставлен на Кызылской епархии в качестве управляющего.
Посох со змеями
О каждом, передаваемом в дар музею предмете, подробно рассказал отец Амвросий. Особый интерес присутствующих вызвали два посоха. Один – повседневный, другой – для богослужений.
Патерисса (правильное название посоха) появилась в России при патриархе Никоне. Именно он ввел этот предмет в использование. Патерисса была заимствована с православного Востока. Дело не в том, что этот предмет очень красивый. Значение имеет тот сакральный смысл, заложенный в каждом из элементов посоха архипастыря.
Две змеи здесь не случайны, они мудрость, которую должен проявлять патриарх, направляя паству. Как говорил Спаситель: «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби». Крест в верхней части патериссы напоминает о том, что в своих действиях и наставлениях нужно руководствоваться примером, который подал Иисус Христос. Каждый из архипастырей должен ориентироваться на Спасителя.
Кстати, и сам посох имеет сакральный смысл. Посох – традиционное орудие труда пастухов. Им отгоняли хищников, главным образом – волков. В православии посох служит как символ отеческой заботы и пастырской власти. Православные иерархи обязаны отгонять так называемых «духовных волков» – хищников, готовых увести людей с истинного пути и загубить их души.
Очень знаменательным представляется момент после подписания соглашения. Архиепископ Феофан и директор музея говорили о том, что будет развиваться сотрудничество «во имя народа и государства». Это же тоже не просто так. Культура России исторически формировалась под воздействием Православия. Православная Церковь объединяет народ в будни и в праздники, в годы испытаний, лишений, скорби и в годы созиданий. Она входит в общую картину мира.
Ирина КАЧАН.
Фото автора