Тувинская правда 12+

После завершения реконструкции аэропорта г. Кызыла в конце этого года в нем откроется международный пункт пропуска

3 июня 2023
53

Распоряжение о придании международного статуса аэропорту г. Кызыла было подписано еще в 2019 году. Хотя на бумаге аэропорту г. Кызыла был присвоен статус международного, технически воздушный порт столицы республики не имел возможности принимать международные авиарейсы, так как в нем отсутствовали пункты пограничного и таможенного контроля с соответствующим специальным оборудованием и укомплектованными кадрами.

Решением этого вопроса сразу же после назначения Президентом РФ Владимиром Путиным и.о. Главы Республики Тыва в апреле 2021 года занялся Владислав Ховалыг.

В условиях коронавирусных ограничений и западных санкций против нашей страны сдвинуть вопрос с мертвой точки было непросто.

В результате неоднократных встреч с руководителями Росавиации, Минтранса России и федерального Правительства Главе республики Владиславу Ховалыгу в конце прошлого года удалось добиться финансирования из федерального бюджета строительно-монтажных работ и технического переустройства аэропорта г. Кызыла для открытия в нем пунктов пограничного и таможенного контроля.

На сегодняшний день, строительные и технические работы на объекте идут по графику и их завершение планируется к концу этого года.

Следует отметить, что Глава Тувы Владислав Ховалыг за короткое время сумел установить прочные деловые отношения, как с руководством Росавиации в целом, так и с руководителем этого федерального ведомства Александром Нерадько, в частности. Благодаря этому Главе приграничного региона Владиславу Ховалыгу удается в этом ведомстве успешно решать текущие и перспективные вопросы по авиасообщениям с другими городами страны.

Во-первых, при транспортной изолированности Тувы, которая связана с остальной частью страны двумя автомобильными трассами через Саянские горы при отсутствии железной дороги, роль воздушного транспорта всегда была особенно актуальной. Поэтому Главе Тувы В.Ховалыгу приходится в Росавиации, в ведении которого находятся все вопросы гражданской авиации России, решать вопросы сохранения действующих и открытия новых авиарейсов между Кызылом и другими городами страны, которые им решаются успешно.

Во-вторых, в этом же ведомстве решаются вопросы доступности воздушного транспорта для жителей таких отдаленных и транспортно-изолированных регионов, как наша республика. Это, прежде всего, субсидирование стоимости авиабилетов на отдельные авиарейсы между г. Кызылом-столицей Тувы и другими городами.

Благодаря настойчивости и умению Главы Тувы приводить весомые аргументы жители республики, особенно студенты и аспиранты, обучающиеся в других городах страны, пользуются авиарейсами между Москвой, Новосибирском, Красноярском, Иркутском, Улан-Удэ и Кызылом. При этом авиасообщение между Кызылом и Улан-Удэ открыто недавно по инициативе Владислава Ховалыга.

Следует отметить, что аэропорт г. Кызыла является федеральным казенным предприятием и находится в ведении Росавиации. Таких аэропортов в статусе ФКП в стране всего 7.

Начиная с 2024 года, в связи с открытием в аэропорту г. Кызыла международного сектора с соответствующим пограничным и таможенным контролями, перед Республикой Тыва откроются новые горизонты развития.

Переориентация международных отношений и внешнеэкономических связей нашей страны в сторону Юго-Восточной Азии в результате беспрецедентных санкций со стороны западных стран после начала СВО на Украине в прошлом году, дает нашей республике шанс стать еще одними воротами из России в этот макрорегион мира с его безграничными рынками.

Еще в советское время жители Тувы, находясь на границе с Монголией, вынуждены были вылетать в эту страну через другие города, делая неимоверные крюки, чтобы добраться самолетами до соседней страны.

После открытия международного сектора аэропорта г. Кызыла жители и гости республики могут вылетать в Улангом и Улан-Батор (Монголия) по самому короткому воздушному маршруту. Далее таким же самым коротким будет маршрут авиарейсов из Кызыла в Урумчи и Пекин (Китай).

Конечно же, после завершения реконструкции и открытия пунктов пограничного и таможенного контролей аэропорт г. Кызыла не станет сразу принимать регулярные (по расписанию) международные авиарейсы. Для этого нужно продолжать работу с российскими и иностранными авиакомпаниями. И эта работа тоже проводится. Например, монгольские авиаперевозчики давно ждут открытия рейсов между Кызылом и городами Улангом и Улан-Батор, чтобы занять эту очень перспективную нишу, выгодную для них со всех точек зрения. Как считают специалисты, прилетев в Кызыл, самолеты монгольских авиакомпаний могут заправляться здесь авиатопливом по внутренним российским ценам, что позволит им вновь открыть авиарейсы между столицей страны и западными аймаками Монголии, которые в период коронавирусных ограничений были закрыты и до сегодняшнего дня еще не открыты.

Если для открытия регулярных международных авиарейсов из Кызыла в Монголию и Китай и обратно еще потребуется определенное время, то чартерные пассажирские и грузовые авиарейсы, организованные туроператорами или другими сторонними заказчиками, начнут выполняться сразу же после открытия международного сектора аэропорта г. Кызыла.

И это, кроме развития туризма и расширения внешнеэкономической деятельности республики, даст толчок активизации народной дипломатии в сфере образования, культуры и спорта между гражданами наших стран.

Получив статус международного, даже до открытия регулярных международных авиарейсов, наш аэропорт сразу начнет зарабатывать валюту как аэропорт аварийной посадки.

Значение открытия еще одних воздушных ворот из России в Юго-Восточную Азию через аэропорт г. Кызыла будет трудно переоценить. Это дает Туве уникальный шанс сделать рывок в социально-экономическом развитии, став транзитным регионом между Россией и Монголией, Китаем и другими странами Юго-Востока, укрепляя внешнеэкономические, культурные, образовательные, туристические и спортивные связи.

Говорят, большее видится на расстоянии! Исходя из этой прописной истины, заслуги Владислава Ховалыга в открытии еще одних воздушных ворот из России и Юго-Восточную Азию через аэропорт г. Кызыла будут видны через некоторое время, когда заработает эффект рывка или «квантового скачка» (скачкообразный переход системы из одного состояния в другое) в экономике республики за счет этого проекта, который повлечет за собой большие изменения и в социальной сфере.

Мерген КЫРГЫС

Фото Буяна Ооржака

Редакция «ТП»