Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Попытка реформировать буддизм

10 марта 2025
12

Может, кому-то это покажется странным, но в «восьмимартовском» выпуске «Гвоздей» не будет отдельных историй о женщинах. Дело в том, что каждая женщина Тувы с удовольствием прочитала бы (или послушала) именно о себе. И она имеет на это право! Но у нас решительно нет такой возможности. Поэтому темы будут более нейтральные: про съезд лам, например. Но что же вообще было в эти, уже почти теплые весенние дни с 6 по 12 марта?

Ну вот, например:

7 марта

1922 год. Правительство ТНР обращается к Правительству Внешней Монголии с официальным уведомлением об образовании ТНР и предложением установить между обеими странами дружественные отношения.

1960 год. Присвоено звание Героя Социалистического Труда Уруле Шыыраповне Кандан (1918-1989), чабану совхоза «Тээли» Бай-Тайгинского кожууна. Первая женщина Тувы, удостоенная такого звания. Много лет подряд она получала с каждой сотни овец до 160 ягнят. За 15 лет сдала государству около 6000 ягнят. Но ей хватало времени не только на работу, но и на семью: в 1963 году Уруле Шыыраповна была удостоена звания «Мать-героиня» - 11 детей!

8 марта

1928 год. Состоялся Всетувинский съезд лам.

1930 год. Родился Александр Санданович Ондар (1930-1994), композитор, заслуженный работник культуры Республики Тува. 95 лет со дня рождения. Его песни знает вся Тува. «Аа Хемчиим» - сегодня также популярна, как и раньше. Просторное приволье его песен завораживает. На основании Постановления администрации Сут-Хольского кожууна в мае 2007 года кожуунному дому культуры присвоено имя композитора.

1932 год. В Кызыле открылись первые детские ясли. Детсадов еще не было.

1943 год. Вышел Указ Президиума Малого Хурала ТНР о награждении передовых женщин орденами Республики за активную работу по организации помощи Красной Армии, за трудовые подвиги.

9 марта

1946 год. Открылась I Тувинская областная конференция ВЛКСМ.

10 марта

1943 год. Военный министр ТНР издает приказ об организации военного обучения для всех женщин в возрасте от 16 до 35 лет. Женщины должны были получить санподготовку, обучиться защите от химического оружия и получить знания по противовоздушной обороне. Все это без отрыва от производства. Это были тяжелые годы.

11 марта

1953 год. Исполком горсовета обязал директора городского Дома физкультуры тов. Демьяненко построить городской пляж с пропускной способностью 200 человек. Городу это было очень нужно «учитывая, что нет оборудованных мест для массового купания, проведения соревнований по плаванью». Тогда соревнования проводили на протоке.

12 марта

1948 год. Исполком Облсовета наконец заметил: «Отсутствие детского сада в Кызыле вредно отражается на состоянии всей работы по дошкольному воспитанию детей в возрасте от трех до семи лет. Часть детей дошкольного возраста вопреки существующему положению устроена в ясли, а остальная, большая часть, предоставлена улице. Из-за отсутствия детсада часть женщин-специалистов лишена возможности работать в учреждениях и предприятиях города». Вот и наступило «садиковое» время. Принято решение строить садик на 100 детей, выделить на это 300 тысяч рублей из внелимитных средств.

1952 год. Вышло постановление об открытии учительского института.

Братский привет и благодарность

В «Тувинской правде» от 10 марта 1943 года опубликована телеграмма И. В. Сталину об отправке третьего эшелона подарков в ознаменовании 25 годовщины Красной Армии и сборе средств на строительство эскадрильи «Тувинский народ – фронту», и ответная телеграмма Сталина с выражением благодарности трудящимся ТНР.

Тувинское правительство поздравляло Красную Армию с успешным наступление и разгромом немецких захватчиков под Сталинградом. Сообщало, что в Туве собрали на строительство эскадрильи 661 тысячу акша и 140 тысяч рублей. Всего в рублях это получалось один миллион восемь тысяч. Собрали и послали с делегацией третий эшелон подарков – 120 вагонов на сумму 1.265.00 акша. В этом эшелоне 12.300 пудов мясопродуктов, 4.300 пудов рыбы, 2.900 пудов масла животного, 9.089 пудов облепихи, 2.900 пудов печенья и сухарей, 1000 пудов пшена, 4850 полушубков, 10120 пар валенок, лыжи, кожи, шерсть и другие подарки. Ранее в фонд обороны СССР уже передали 764 тысячи акша и два эшелона подарков – 105 вагонов на сумму 1.353.00 акша, 15 тысяч лошадей и другие подарки. Всего на общую сумму 6.900.000 акша.

Ответная телеграмма Сталина: «Прошу передать трудящимся Тувинской Народной Республики, собравшим кроме первых 784.000 акша, дополнительно 661.00 акша и 140.00 рублей на строительство эскадрильи «Тувинский народ – фронту», отправившим Красной Армии продовольствие и подарки, мой братский привет и благодарность Красной Армии».

I Буддийский съезд лам

Некоторое время молодое государство в центре Азии не занималось особо делами религии. Но в среде самих лам появилось понимание, что нужны определенные изменения, что пора обновить принципы духовного служения. Принципиальными и важными считалось безбрачие, отсутствие личной собственности и пр. То есть, они хотели, чтобы духовенство полностью посвятило себя религии. Но вот этого как-то и не было. 8-12 марта 1928 года в Кызыле проходил исторический I Буддийский съезд лам – первая попытка взаимодействия государства и религии в ТНР.

Сульдум-Пунцук-лама, избранный председателем съезда, на открытии сказал: «Наш съезд не случайный. Он в будущем будет иметь историческое значение». Это действительно так – в будущем. В наше время. А тогда трагический исход для всех духовных лиц был почти предопределен. Не все хурээ должным образом отнеслись тогда к самому съезду: всего было 33 ламы-делегата, представляющие все хурээ Тувы. Двенадцать из них имели ученую степень кешпи, девять лам-лекарей, пять – лам-астрологов. Все 33 читали по-тибетски, но тибетским разговорным языком владел только один. Монгольским письменным владели семь человек, монгольским разговорным - шестнадцать.

А ведь Севээн-лама затевал серьезную реформу в духовной среде. В своем докладе он говорил, что «хотя ламы приняли обет желтой религии, они не соблюдают его, так как имеют связи с женщинами и девицами, пьют вино, курят табак, торгуют, обманывают, занимаются воровством и поступают в несколько раз хуже, чем миряне». Несоответствие между поведением значительной части духовенства и теми нравственными принципами, которые они должны были проповедовать, но в первую очередь соблюдать сами, вызывала серьезную обеспокоенность у участников съезда.

Севээн был ярым сторонником «обновленческого движения» в буддизме. Он выступал за самостоятельное развитие религии в Туве. На съезде лам Севээн предложил при монастырях создать светские школы, где бы детей учили национальному алфавиту. Кстати, им же изобретенному. О нем часто забывают, когда говорят о создателях тувинского алфавита. Между тем, еще Мачавариани писал о ламе Севээне, который вместе с Дондуком Кууларом работал над созданием тувинской письменности под руководством ламы Верхнечаданского хурэ Монгуша Лопсан-Чимита. Они создали тувинский алфавит, «не имеющий ничего общего с монгольским и в то же время охватывающий все звуки тувинского языка».

Известно, Севээн учился в Монголии и владел монгольским и тибетским языками. Но он считал необходимым основать при монастырях свои тувинские школы, чтобы не ходить за учебой в Тибет и Монголию, а в школах этих нужно учить не тибетской, а новой - тувинской письменности.

Этот съезд действительно мог бы изменить многое. И Севээну наверняка удалась бы реформация. Вот только после 1928 года неминуемо следует 1929. И на январском пленуме ЦК ТНРП было решено лишить монастырей собственности. А потом запретили несовершеннолетним изучать буддизм. И наступила долгая пауза. Тогда серьезно думали, что религия уже больше не нужна.

Ирина Качан.

Фото из открытых источников.