Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Полвека в христовом воинстве

Выбор редакции
31 августа 2022
32

Приблизилась 50-ая годовщина со дня смерти моего папки Петра Савельевича Рощупкина, ветерана и инвалида Великой Отечественной войны. А в мирной жизни он был колхозником из маленькой сибирской деревушки, отцом шестерых детей и просто хорошим человеком. Сколько я себя помню, папка всё время работал. И в колхозе, и дома. Это и понятно. Семья в составе восьми человек - не семья, а семьища.

Маленький человек на большой войне

– Папа редко рассказывал о своей фронтовой жизни. Героям себя не считал, хотя на его парадном мундире гордо красовался орден «Красная звезда», ордена «Славы» II и III степени, а также многочисленные не юбилейные, а боевые медали. В начале военных действий великовозрастному солдату было уже 37 лет. Для юных 18-20-летних красноармейцев Петр Савельевич был больше отцом, а не командиром. Всячески заботился о них, учил армейским премудростям и, конечно же, старался накормить досыта. В условиях войны – это невыполнимая задача, но ему всё же иногда удавалось сварганить «кашу из топора» и от души попотчевать всегда голодных мальчишек. Невероятными усилиями отстояли Сталинград, освободили от фашистов Украину и Белоруссию, прошлись с боями по Европе и взяли Берлин. На словах всё быстро и просто, а на деле – это был военный подвиг всего советского народа и колоссальный труд в тылу, – вспоминает Светлана Мрясева.

Скромный боец трудового фронта

– Пришёл солдат с войны и вновь работа поглотила его, но уже мирная и созидательная. Разорённую страну необходимо было восстанавливать и кормить. Колхозные трудодни были почти условной единицей оплаты нелёгкого крестьянского труда. Вот и приходилось держать и птицу, и скотинку, и огороды в 30 соток возделывать и лелеять. Об отдыхе можно было только мечтать. Но папка не унывал. Надо работать? Будем работать. Надо воевать? Будем воевать. И всё это с полной отдачей, удалью и без страха и печали. Не всегда хватает сил и здоровья - пустяки, дело житейское. Скоро Первомай. Гости придут и добрая деревенская гулянка будет. Споём и спляшем. Они с мамой Анной Куприяновной замечательными певунами были. Вот и отдохнули, а не следующий день опять работа от зари и до зари. У меня просто дух захватывает от одной только мысли, как мои родители умудрялись жить - растить детей, помогать другим, просто быть весёлыми, добрыми и общительными людьми в режиме бесконечной и тяжёлой работы.
Папка умер в 1972 году, ему было всего лишь 67 лет. Никаких особых льгот для участников войны тогда не было. Но ни разу за всю свою недлинную мирную жизнь он даже в разговоре не упрекнул свою страну за оставленное на войне здоровье, за труд не по силам, за скудную жизнь. Такой он был, мой папка. Когда он умер, мне было 16 лет, но я на всю жизнь запомнила его слова: Не надо ждать, когда кто-то за тебя твою работу сделает. Помни, дочка, папкины слова – если не я, то кто же? И мы все, шестеро его детей, никогда не нарушили этого отцовского завета. Уже полвека папка в Бессмертном полку христового воинства. И уже полвека я вижу его только на фотографии. Но он для меня реальнее некоторых живых, которые условно живые. Он всегда рядом. И я знаю, что бы посоветовал мне папка в трудную минуту: оставайся, дочка, всегда человеком. И все проблемы решай, по совести. Я так и делаю, папка. Спасибо тебе за всё. За то, что ты был такой. Настоящий. И ещё... Я всю жизнь скучаю о тебе, мой геройский папка.

Светлана МРЯСЕВА (РОЩУПКИНА),

Почётный работник общего и профессионального образования РФ.

Фото из архива Светланы МРЯСЕВОЙ