Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Покушение на амбын-нойона

30 мая 2025
2

Весна кончается, лето начинается! На этой неделе вспомним про Георгия Сафьянова и Туран, Александра Дамба-Сюрюна и Шеми. Подробнее рассмотрим первое, неудавшееся, покушение на жизнь Агбана-Демчи. А что же еще происходило в Туве в эти весенне-летние дни?

29 мая

1916 год. Первое, неудавшееся покушение на жизнь амбын-нойона Агбана-Демчи.

30 мая

1864 год. Родился Феликс Яковлевич Кон (1864-1941), польский революционер, исследователь истории и этнографии Тувы.

1922 год. Родился Ростислав Докур-оолович Кенденбиль, композитор, заслуженный работник культуры Тувинской АССР, лауреат Государственной премии Тувы.

31 мая

1885 год. Георгий Сафьянов получил разрешение на занятие земледелием в районе реки Туран. В этом же году там поселилось несколько семей, которые начали заниматься землепашеством, а купцы Вавилин и Медведев построили там свои заимки. В общем, с этого и началась история Турана. В 1896 году по официальным данным там было уже 169 жителей. Статус города Туран получил только в 1945 году, но фактически долгое время был крупнейшим населенным пунктом в Туве. В нынешнем году Чадану исполняется 140 лет.

1887 год. Основано село Чаа-Холь. Ныне центр Чаа-Хольского кожууна.

1 июня

1914 год. В местечке Белдиреш Узун-Кара-Суга сумона Шеми родился Александр Чаш-оолович Тамба-Сюрюн (1914-1971), один из первых писателей Тувы. Едва обучившись грамоте, в семнадцать лет уже работал наборщиком в типографии. В 1935 сам стал активным участником ликвидации безграмотности в сумонах Теве-Хая, Кызыл-Даг, Ак-Дуруг, Чыргакы, Шеми. В автобиографии он потом напишет: «Обучил новой тувинской письменности более 1000 человек». В 1938-1943 годах работал в редакции газеты «Аревэ шыны» (ныне «Тываның аныяктары»). А потом уже не расставался с малой родиной: первый секретарь ревсомола Дзун-Хемчикского хошунного комитета, редактор районной газеты «Ленинчи орук» (ныне «Чаа орук»), директор школы в Шеми, директор сельского клуба. И прославлял свою родину в стихах и прозе. Одно из первых стихотворений «Шеми-Бажы сериин чайлаг» стало популярной народной песней. В повести «Оттукай» рассказывается о том, как сыновья старика Чыдыя, Оттукай и Шевер-оол, присоединились к участникам восстания Алдан-Маадыр.

1964 год. Вышло постановление Совета Министров Тувинской АССР об открытии народного театра юного зрителя в Кызыле. В сентябре начались регулярные занятия школьников 5-8 классов. Первая работа – пьеса сказка С. Михалкова «Зайка-зазнайка»

2 июня

1935 год. Верховный Хурал принял постановление, согласно которому втрое увеличивались ассигнования на культурные мероприятия в стране. Не то, чтобы стали огромные средства тратить на культуру, просто до этого финансирование было совсем маленьким.

1939 год. Минторгпром ТНР приступил к разработке угольного пласта в нижнем течении реки Ээрбек. Годовая производительность – 3000 тонн.

3 июня

1919 год. Совещание Управляющего по делам Урянхайского края с Хамбо-ламой о духовном управлении в Урянхайском крае

4 июня.

1926 год. В ТНР принят закон о горной промышленности.

1956 год. В Кызыле основан санитарный музей, экспонаты которого сейчас находятся в коллекциях Национального музея.

Попытка убийства амбын-нойона Агбана-Демчи

Когда протекторат был объявлен, комиссар Григорьев стал вникать в положение дел. В статье М. С. Байыр-оола «Сторонники и противники союза Урянхайского края с Россией» (Электронный информационный журнал «Новые исследования Тувы»), говорится, что «вследствие слабохарактерности и попустительства правителя Оюннарского хошуна Амбын-нойона Гомбо Доргжу (Комбу-Доржу) дела подведомственного ему хошуна пришли в полное расстройство» (Архив внешней политики Российской Федерации, далее — АВПРИ. Ф. 143. оп. 491 Д. 3114. Л. 155)»

Архив, конечно, это серьезно. Но ведь документы, которые попадают в архив, пишут люди, которые не всегда бывают искренними. Вполне может быть, что отстранение Комбу-Доржу произошло в результате интриг. Впрочем, не будем бросать тень на доброе имя нойонов того времени. Хотя знаем, кого сильно не устраивал Комбу-Доржу.

И вот на политическом горизонте появляется Агбан-Демчи. Как пишет о нем Байыр-оол: «Когда Комбу-Доржу объявляли хааном, то Агбан стал гунданом (премьер-министром), до этого нойонства он никогда не занимал чиновничьей должности. С юности учился на ламу в хурээ, доучился до религиозного звания демчи, потом ушел со своей службы, занимался хозяйством, стал предпринимателем. После падения власти маньчжуров добровольно стал заниматься делами кожууна. <…> В 1915 г. Агбан, ссылаясь на то, что Комбу-Доржу не может как следует работать и не хочет присоединения Урянхая к России, для того чтобы поставить на его пост сына Содунам-Балчыра, возил его с собой Белоцарск и Усинск. Однако тот тоже не хотел быть вместе с Россией, и в конце концов стал противиться Агбану».

Как бы то ни было, но амбын-нойоном поставили Агбана. Он строит в Шуурмаке административное здание, больницу, заготавливает стройматериалы для школы. Собирается пригласить в нее учителем кого-нибудь из Белоцарска, чтобы обучать детей русскому языку.

А Комбу-Доржу в это время спокойно живет в Монголии. Точнее – неспокойно. Консул в Улясутае А.А. Вальтер 31 мая 1916 г. писал советнику министра иностранных дел по 4-му политическому отделу Г.А. Казакову, что Комбу-Доржу «не мог, видимо, примириться с фактом удаления его от власти и решил во что бы то ни стало реставрировать свое прежнее положение». Для начала нужно вернуться в Туву. Но как? Если его сместили с поста, не будут ли репрессии? Григорьев не стал нагнетать обстановку и в телеграмме просил дипломатического агента в Монголии А.Я. Миллера «сообщить бывшему амбаню, что, согласно моему уведомлению, ему ни от кого не грозит опасность», и предлагал ему вернуться в край.

Ну и вернулся. Для восстановления своего прежнего положения, как пишут чиновники, «собрал до 300 ему преданных урянхайцев, приказав им напасть на ставку его “незаконного” заместителя Агвандоржи (Агбан-Демчи), арестовать его и выдворить в пределы Халхи». И вот российский консул в Улясутае А.А. Вальтер в телеграмме на имя Г.А. Казакова от 31 мая 1916 г. сообщал: «Амбань-нойону не удалось выполнить конспиративного плана: шайка его была настигнута нашими казаками и рассеяна, и спокойствие вновь воцарилось на южных склонах хребта Танну-Ола».

Конечно, никакое спокойствие не воцарилось. Через два месяца, 31 июля, Агбана убьют. Соднам-Балчир соизволит наконец принять титул амбын-нойона. Но ненадолго. Был одним из вдохновителей военного мятежа на Хемчике (1924г.) и погиб при попытке переправиться через Тес в Монголию.

Агбану-Демчи уделяется не слишком много места в истории Тувы. Но о нем одинаково хорошо отзывались его друг, богатейший человек того времени Ажыкай и революционный деятель Иргит Шагдыржап. А это чего-то да стоит.

Ирина Качан.

Фото из открытых источников

1 - Сафьянов был членом Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества, активно сотрудничал с Минусинским краеведческим музеем, являлся членом его комитета. В 1887 году на Сибирско-Уральской музейной выставке представил экспозицию по этнографии тувинцев и получил за неё золотую медаль Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете

2 - Александр Чаш-оолович Тамба-Сюрюн, прославивший Шеми

3 – Агбан-Демчи, ХII амбын-нойон