Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Под крыльями тувинского неба. Памяти Юрия Михайловича Некрасова

Выбор редакции
25 ноября 2023
40

Казенный человек

В своем интервью для газеты «Центр Азии» Некрасов так говорит о своей жизни в Туране: «Первые три года я просто жил и наслаждался свободой. Я же весь был закован детдомом, казенный человек, у меня вся жизнь была регламентирована – больницей, детдомом, даже училищем. Свободой наслаждался я несколько лет, потом поступил учиться. В Кызыле как раз открылся филологический факультет в педагогическом институте, получил высшее образование. А тут и любовь пришла – моя Валентина Никифоровна, потом сыновья родились, теперь уже и внуки растут».

Валентина Никифоровна, урожденная Носкова, преподававшая в туранской школе №1 литературу и русский язык была, очевидно, еще одним удерживающим Некрасова в Туране, фактором. Она была из местных, из большой многодетной семьи Никифора Васильевича и Мари Давыдовны Носковых, в которой все дети рождались попарно: Василий и Елена в 1925, Зинаида и Федор - в 1927, Надежда и Александра в 1930-ом году, и наконец, Валентина и Евгения – 193 3года рождения. Только самые первые - Дмитрий и Полина, родились порознь.

И вот в молодой семье Некрасовых тоже рождается двойня: Коля и Миша. К сожалению, Миша в годовалом возрасте умер от воспаления легких, а Коля вырос, стал следователем, а потом адвокатом, написал хорошую книгу «Вот солдаты идут…», изданную Тувинским книжным издательством в 2010 году.

Юрий Михайлович в течение более чем пятидесяти лет преподавал в школе несколько предметов: черчение, рисование, литературу, и даже историю. А в начале девяностых годов, Туранская школа №1 стала называться русской национальной школой, что в обязательном порядке предполагало изучение русской культуры, русских святынь.

Три учебника

Юрию Михайловичу, как учителю литературы и изобразительного искусства предложили вести беседы с учащимися на эту тему. И ему пришлось разрабатывать очень подробные планы этих уроков, снабжать их собственными иллюстрациями, ведь учебников подобного рода не было вообще. Потом появилась идея – на основе этих планов создать учебники. И они появились.

Самый первый учебник для учащихся шестых классов так и назывался «Русская художественная культура», напечатан он был в республиканской типографии в 2001 году на обычной, серой бумаге, но в твердой обложке. Учебник давал представление об искусстве древней Руси, о первых христианских храмах, их устройстве в Киеве, Суздале и Владимире. Отдельными темами шли Новгородское искусство и, конечно, Москва и московский Кремль. Каждая тема сопровождалась рисунками автора учебника.

А еще через год в Тувинском книжном издательстве вышел второй авторский учебник Некрасова «Русская художественная культура» для учащихся седьмых классов. Эта книга была полностью посвящена искусству любимого Ленинграда – Санкт-Петербурга. Учебник был задуман как экскурс по Невскому проспекту, от одного памятника к другому и посвящен 300-летию города, которое отмечалось в 2003 году, и, конечно, с иллюстрациями самого Юрия Михайловича.

А в 2005 году вышел еще один, третий по счету, учебник под названием «Художественная культура русского и тувинского народов» и предназначался для учащихся пятых классов. Здесь Юрий Михайлович рассказал школьникам как устроена русская изба и тувинская юрта, о памятниках, которые имеются в нашем маленьком городе Туране, в числе которых находится и здание туранского музея, и храм Св. Иннокентия – старый и новый, построенный в девяностые годы прошлого столетия. Сравнил их с северным древнерусским зодчеством посредством своих замечательных рисунков. В этом же учебнике он дает представление об искусстве изготовления деревянных и глиняных игрушек – «богородская» игрушка, семеновские матрешки, дымковская игрушка. Ребята узнают, что такое жостовская роспись и лаковая миниатюра Палеха. Есть глава, посвященная тувинским камнерезам и материальной культуре скифов, богатейшие памятники которой найдены недалеко от Турана.

Открывают этот учебник замечательные стихи Юрия Некрасова о русской культуре:

Русская культура – это наша детская

С трепетной лампадкой, с мамой дорогой

Русская культура – это молодецкая

Тройка с колокольчиком, с расписной дугой.

Русская культура – это сказки пряные,

Песни колыбельные, грустные до слез.

Русская культура – это разрумяненный

В рукавицах, в валенках Дедушка Мороз

Русская культура –это дали Невского

В светло-бледном сумраке северных ночей

Это радость Пушкина, горечь Достоевского

И стихов Жуковского благостный елей…

Русская культура – это кисть Маковского

Гений Менделеева, Лермонтов и Даль

Терема и маковки, звон Кремля Московского

Музыка Чайковского – сладкая печаль…

Русская культура – это то, чем славится

Со времен Владимира наш народ святой

Это наша женщина, русская красавица

Это наша девушка, чистая душой.

Русская культура – это жизнь убогая

С вечными надеждами, с замками во сне

Русская культура – это что-то многое,

Что не обретается ни в одной стране.

Творчество – боль и отрада

Хочу еще раз вернуться к книге «Первая в республике». В 2008 году туранская школа, которая была открыта в 1908 году, самой первой в Урянхайском крае, праздновала свое столетие. Этому событию Юрий Михайлович и посвятил свою новую книгу, посвященную жизни школы, состоящую из двух частей. Первая часть – документальная повесть «остров Спасения» и вторая часть – «На жухлых страницах газет», где были собраны все очерки и статьи Юрия Михайловича о школе за прошедшие годы, опубликованные в местных газетах, по большей части в газете «Тувинская правда»

Начинается книга со стихов самого автора:

Мы идем утром рано

Просыпается город

И прохлада Турана

Нам струится за ворот

Щебет птиц раздается

Беззаботная стая…

Из груди нашей рвется:

Здравствуй, школа родная!

Эту книгу автор подарил мне с трогательной надписью в стихах:

Вам умные люди умно и серо

Талдычат: «Чтоб были здоровы

Татьяна Евгеньевна, бросьте перо

А лучше купите корову

Корова для жизни дает молоко

А строчки - пустяк изначала»

Когда воспаряется дух высоко

Коровы нам все-таки мало.

Вас били ведь, били не раз и не два

За книги, за все без изъяна

Да так, что порою дышалось едва

Не правда ли, друг наш, Татьяна?

Я слушаю ропот и молча молчу

Ведь творчество – боль и отрада

Когда за работой, нам все по плечу

А большего нам и не надо!

И совсем я не здесь…

Я процитировала здесь уже несколько стихотворений Юрия Михайловича, поставленные им или во главу своих книг и учебников, или же в качестве дарственной надписи. Но он писал стихи всегда и везде, и даже в 1998 году выпустил небольшой сборник стихов под названием «Солнечный утес», куда вошли не только его собственные стихи и поэма «Романтика», но еще и переводы стихотворений тувинского поэта, учителя по профессии, Алексея Арапчора. Вот один из его переводов:

Две красоты земные жгут меня:

Ты, женщина, и ты, цветок полей родимый.

От этой красоты, от этого огня,

Поток тепла идет неистребимый

Ах, вся наша земля пребудь в цветах

И в нежной красоте, извечной, женской!

А для меня лишь ты одна гори в очах

Звездой единственной, звездой Вселенской.

Но не только о своем детстве, о своей школе писал Юрий Михайлович. Его перу принадлежит еще одна документальная повесть: «Футболисты Юрия Шелехова» Была у нас в Туране такая знаменитая футбольная команда «Автомобилист», и одним из лучших ее капитанов был зубной врач Юрий Шелехов. Сейчас его именем назван стадион в Туране, а команду спонсирует сын Шелехова, Дмитрий Юрьевич. Когда автором этой статьи была написана книга «Эккендей», то Юрий Михайлович безвозмездно снабдил ее своими замечательными рисунками. Подлинники этих рисунков сейчас украшают экспозицию Туранского музея имени Сафьяновых, посвященных семье Сафьяновых, и, в частности, Иннокентию Георгиевичу Сафьянову, имя которому дали в честь иркутского епископа Св. Иннокентия. Обложку еще одной книги «Туран» украсил рисунок Юрия Некрасова «Церковь Св. Иннокентия». Это та самая церковь, которая была построена в Туране в 1993-1995 годах

В интервью 2002 года на вопрос, что же еще кроме чувства свободы, правда, ограниченной рамками школьной жизни, мог ощущать человек, приехавший из огромного города, из жизни насыщенной творчеством великих мастеров в маленький городок, где тогда не только художественного, но просто музея, не было, Юрий Михайлович ответил так: «Знаете , был такой замечательный поэт Георгий Иванов, петербуржец, затем эмигрант, живший в Париже. Так вот, он написал такие строки:

И совсем я не здесь, не в Париже,

А в северной царской столице,

Там остался я жить. Настоящий.

Я весь.

Вся моя жизнь – это школа и дом. Я ведь преподаю еще и литературу. И значительную часть жизни нахожусь в ней. Сейчас у меня два десятых класса, и я опять в Петербурге, там вся литература петербургская. И когда я, скажем, читаю Достоевского, «Преступление и наказание», там все действие происходит на Сенной площади. Сенная площадь, а от нее отходит маленький Демидов переулок. А я каждый день сходил с трамвая на Сенной площади и шел пешком по Демидову переулку в свое училище, а потом обратно. Герой этого романа, Раскольников, тоже бродит по Сенной, бродит по этим старым переулкам, доходит до моего училища. Я даже схему его хождений нарисовал. И там же рядышком был дом, в котором Достоевский жил, когда писал «Преступление и наказание».

И когда я читаю, когда рассказываю это ребятам, то мне кажется, что я сам там нахожусь, что я никогда и никуда оттуда не уезжал. А Некрасовский Петербург? Да вся школьная программа по литературе – сплошь петербургская. И так получается, что тело здесь, а дух, мысли чаще там.»

И на последний вопрос, а не испытывает ли он боли от такой раздвоенности, Юрий Михайлович ответил, погрустнев глазами: «Не то, чтобы боль…Грусть… Грусть иногда посещает».

То интервью так и называлось: «И совсем я не здесь…»

Где-то теперь его душа, покинувшая Туран окончательно в ноябре 2014 года?

Татьяна ВЕРЕЩАГИНА.

Фото из открытых источников. 

Окончание. Начало в №89 от 22 ноября 2023 года