Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Почти обычная девочка

Выбор редакции
10 октября 2023
61


Новый памятник Надежде Рушевой, который установили рядом с Детской школой искусств в Кызыле, должен стать и новым этапом исследований творчества обыкновенной девочки, но необыкновенной художницы. Скульптор Байза Ондар, похоже, прямо об этом говорит. Впрочем, работы еще молодого скульптора пока тоже не получили должной искусствоведческой оценки.

Символы и реальность Байзы Ондара

Всё творчество Байзы Ондара балансируют на грани символизма и реализма. Когда он создает конкретный символ (например, в 2009 году – работа над гербом Российской Федерации. Главные ворота Президентской резиденции в Москве), то очень тщательно и реалистично прорабатывает перья орла на гербе.

Когда он создает вполне узнаваемую и реалистичную фигуру, например памятник Буяну-Бадыргы, установленный около Национального музея Тувы, этот памятник становится символом. В данном случае – символом государственности, символом новой Тувы. Это, еще не считая участия в создании изваяний, которые изначально задумывались символами: «Непокоренный» (под руководством заслуженного скульптора России Товарищтая Ондара), «Кадарчы» (под руководством Товарищтая Ондара).

Памятник Надежде Рушевой не стал исключением. Обычная девочка с альбомом. Но она сидит на фрагменте ионической колонны. (Кстати, образцы ионических пилястров есть на зданиях в Кызыле.) Полуобернувшись, смотрит вдаль. Куда-то на слияние Енисеев, если проследить направление взгляда.

Надя ведь несмотря на то, что ее мама – одна из первых танцовщиц Тувы, Наталья Ажикмаа-Рушева, в Туве почти не была. Один раз ее привозили, когда девочке было всего три года, вряд ли в ее памяти остались какие-то воспоминания. Второй раз – в семь лет. Так что Туву она почти и не видела, и Тувы в ее рисунках почти нет.

Но сейчас – она словно видит ее. Фигурка девочки и впрямь, как живая. И она – символ нашей памяти и нашей любви к этой обыкновенной необыкновенной девочке.

Необычное время

В шестидесятые-семидесятые годы прошлого столетия, когда была актуальной тема детей-индиго, стали появляться и необыкновенные дети. Такие, как Саша Путря (1977-1989). За свою короткую жизнь юная художница создала 2279 работ: рисунки, шаржи, чеканка, вышивки, поделки из пластилина, мягкие игрушки, изделия из бусинок и разноцветных камешков, выжигание по дереву.

Или Ника Турбина (1974-2002) - поэтесса, известная стихотворениями, написанными и изданными в детстве.

Самым ярким явлением, и самым ранним, безусловно, стала Надежда Рушева (1952-1969). Во всех примерах с талантливыми детьми часто подозревали помощь родителей. И в случае с Надеждой, эта помощь безусловно была. Разумеется, не в том, что папа Надежды сам за нее рисовал, а в том, что ее родители поддерживали, помогали в организационных моментах.

Жизнь и творчество этих детей со временем конечно оказались обрамленными в строгую рамку легенд и мифов, стереотипов, которые словно стали частью их жизни. Из этих строгих рамок почти никто и не выходит, впрочем, профессиональные искусствоведы, как кажется, не очень пытаются проводить серьезные исследования. Создается впечатление, что и так все понятно. А ведь это не так. И в биографии Надежды Рушевой есть некоторые факты, которые вызывают сомнения.

Найдан

Начнем с имени. Ну, все уже, наверное, знают, что вторым именем Нади было Найдан. Хотя ее отец Николай Рушев в своих дневниках все же называет ее Надей, Надюшей, Наденькой…

Насчет «Найдан» циркулируют сразу несколько версий: так ее назвал монгольский мудрец еще при рождении, так ее назвал монгольский философ, когда ее творчество стало популярным. Или вот письмо от академика Бямбына Ринчена (историка, этнографа), с которым Рушевы подружились еще в Монголии. «Дорогие наши! Вчера получил Ваше грустное письмо с фотографией незабвенной Найдан... Утешать других это легче всего, но для сердца родительского никакие утешения не утишат его скорбь». В самом конце письма сделал приписку: «Найдан» по-древнемонгольски - «Вечно живущая».

Вот зачем бы он делал эту приписку, если бы Надежду так называли с рождения? Каюсь, самого настоящего письма не видела. Это из статьи Евсея Цейтлина, известного эссеиста, прозаика, литературоведа, критика.

А еще «Найдан» – порой переводят с монгольского языка как «Надежда». Но вот насчет древнемонгольского трудно что-то сказать, тем более что древнемонгольский, точнее прамонгольский язык – это гипотетический предок современных монгольских языков. Он близок к среднемонгольскому языку, на котором говорило население Монгольской империи во времена Чингисхана. Но исследований мало, так что не будем гадать, какой именно язык имел ввиду монгольский ученый, а просто посмотрим словари.

Есть слово мөнх – вечный, вековечный, бессмертный. «Мөнх ногоон – вечнозеленый». Близко, но не Найдан. Есть слово «уурд» – навеки, навсегда, но это совсем далеко он «Найдан». «Надежда, упование» - «найдал»! Вот действительно очень похоже – «Надежда» - «Найдал»! Но мы ищем «Найдан». И не находим.

А потом находим… в тибетских языках. У народов России, которые исповедуют буддизм, часто бывают тибетские имена. Это и в Туве тоже. И в словаре имен, которые имеют тибетское происхождение, мы найдем и «Найдан» и другие похожие имена. «Найдан» – старейшина, старый и почитаемый буддийский монах. «Найдак» – владелец местности, божество местности. «Намнай» – постоянно существующий.

Надежду Рушеву вполне могли бы звать и Найдал и Намнай. Но вот уже прижилось Найдан. Легенда вполне имеет право оставаться легендой. И да, серьезных исследований пока нет.

«Два переплетенных журнала»

Один из самых известных циклов рисунков Надежды – к роману «Мастер и Маргарита». Вот тут легенд и почти бредовых мнений пруд пруди! Из одной публикации в другую кочует самая разная информация, в том числе и такая: «Когда автор нашумевшего сегодня романа увидел Надины иллюстрации, он был поражен ими. Поэтому он сразу же решил использовать их как эффектные иллюстрации для книги. Так юная художница стала первым пятнадцатилетним автором, которому официально разрешили проиллюстрировать роман». Что? Булгаков дал разрешение? Это фантасмагория в духе кота Бегемота.

Но мы вообще не будем рассматривать все эти версии. Остановимся на дневниках отца Надежды. Он сам пишет, что прочел роман, когда вышел журнал, для этого ему пришлось отстоять очередь в библиотеке. Но Надежде его тогда не дал читать – она была слишком занята другими циклами.

Тем не менее, даже в достаточно авторитетных источниках пишут: «Именно отец дал ей прочитать книгу «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова. Этот роман начал публиковаться в СССР только в 1966 году, хотя закончен был в 1940 году. Надя прочитала книгу на одном дыхании. После этого отец с дочерью прошли по тем местам в Москве, которые были описаны в романе. Под впечатлением всего этого девушка создала целую серию рисунков, посвящённую «Мастеру и Маргарите».»

Скорее всего, книгу дали ее артековские знакомые, вожатый Марк Кушниров с женой Аней. Причем, как пишут, переплетенную из двух журналов «Москвы» книгу «Мастер и Маргарита».

Ну, дали, и хорошо. Только вот журнальный текст был очень порезан цензурой. В нем не было рассуждений Воланда о москвичах на сцене театра Варьете; не было ревнивого восторга служанки Наташи по отношению к своей хозяйке; не было полета Наташи на соседе Николае Ивановиче, превращённом с помощью крема Азазелло в борова, и много другого, в том числе и деталей, рассказывающих об обнаженности героинь на балу у Воланда. По крайней мере так пишут в предисловиях к нынешним изданиям романа. Но у Надежды Рушевой были эти рисунки!

На ее рисунках есть и полет на борове, и «обнаженный» бал… Вероятно, все-таки, Надя Рушева читала «самиздатовский вариант», который ей кто-то дал… В общем, серьезных исследований биографии нет.

«Пушкинисты ее не любили»

Сотрудники мемориального музея в московской школе, где училась Надежда, ведут огромную работу по популяризации творчества гениальной девочки. И даже некоторые исследования, насколько это возможно в школе. Но и они порой транслируют откровенные мифы.

«Когда она показала свои работы Гессену, то рисунки ему не понравились: "Очень небрежно. Такую небрежность мог себе позволить только Пушкин. Нарисуйте нормально". Надя тогда ничего не сказала почтенному филологу, но отцу потом призналась: "Нормально рисовать я ничего не буду"». (Статья Владимира Репмана по материалам Мемориального музея Нади Рушевой. Руководитель музея – Наталия Владимировна Усенко – пропагандист жизни и творчества гениальной художницы, тонко чувствовавшей мир. Школа 1466, Москва)

А вот что говорит сам писатель-пушкинист Арнольд Ильич Гессен в документальном фильме: «На 95-м году своей жизни я привык ничему уже не удивляться. Но – Надя Рушева! Откуда у этой девочки такое глубокое и изящное чутье художника? Откуда такое ясновидящее проникновение в дух и настроения Пушкина и его эпохи? Я тогда работал над своей новой книгой «Жизнь поэта», которую задумал иллюстрировать только рисунками самого поэта. Но до двадцати лет Пушкин не рисовал! Надя! Восполните этот его невольный пробел? И я дал ей почитать в рукописи две свои первые главы «Детство» и «Лицейский Парнас». Надя не сразу ответила. Подумала несколько минут. Потом сказала: «Попытаюсь». Через месяц мы снова встретились. В ее папке лежало более семидесяти рисунков. Они были совершеннее прежних, перенесли нас в знакомый с детства пушкинский мир».

Кому будем верить?

Надя не училась рисовать

Это – самый распространенный миф. Конечно, первые рисунки любой ребенок делает сам. И Надины детские рисунки просто чудесны! Но в 1962 году (в возрасте десяти лет) Надю отдали в изостудию при Дворце пионеров. Участники кружка не просто рисовали, но и устраивали выставки, которые посещали в том числе иностранные делегации. Это были достаточно серьезные занятия.

Наталия Усенко пишет: «Совсем недавно выяснилось, что она брала уроки академического рисунка. Я нашла свидетельство в письме Нади. Она была уже в 10-м классе и писала подруге, что не хочет идти на занятие по академическому рисунку: ей там скучно, неинтересно. Дело в том, что Надя хотела поступать во ВГИК, там нужно было сдавать эту дисциплину, а она академрисунком не владела. Она не знала, что в вузе решили принять её даже без экзаменов».

В своих дневниках Николай Рушев пишет, как Надя выступала на открытии одной из своих выставок: «Я рисовала не для выставки, а для себя и для них (и показала кивком головы к окну, в сторону своих подруг). Академик Шмаринов Д.А. как работает - знаю: сажает натурщиц, штудирует с них, затем калькирует эти рисунки и вымучивает, стараясь сохранить свежесть...» То есть, она явно посещала занятия Шмаринова, если знает, как он работает.

Но опять же – эта тема тоже ждет своих серьезных исследователей.

Легкость

Легкость линий рисунка Надежды – сродни легкости летающей балерины. За этой легкостью большой труд. Не случайно в письме к Алику (артековскому другу) она пишет в анкете: «Изречение? Всевозможные пословицы вроде: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», и т. д. Девиз? Пока что: «Вперед, ломая и угадывая». (Е. Евтушенко)».

Николай Рушев в книге-дневнике «Последний год Надежды» от 5 октября 1968 года: «Вдруг, в середине блокнота, на полный лист резкими штрихами намечена скорчившаяся в кресле фигурка девушки с поджатыми под себя ногами. Она горестно закрывает руками лицо. Судя по прическе и общему характеру – это автопортрет Наденьки… Сверху – четкая надпись: «Опустошение».

Да, Надежда не уставала от рисования, но учитывая большие нагрузки в школе, ей было действительно тяжело. В 16 лет она чувствовала себя уже взрослой. Из письма Алику: «Ты, видимо, еще действительно в детстве. А мое понятие уж какое есть — не отступлюсь. Все происходит не без нашего ведома…». Вот такая обычная, но рано повзрослевшая девушка, которая всегда много работала.

Прошло много лет

Надежды Рушевой уже нет. Но остались более двенадцати тысяч графических работ, и не только тех, которые готовили для выставок – много рисунков в альбомах друзей, на полях писем, дневников и тетрадей.

По оценкам специалистов, многие работы Надежды уже давно нуждаются в помощи реставраторов: для выставок рисунки были наклеены на картон обычным канцелярским клеем. Конечно, картон давно покоробился, бумага пожелтела. «Переезды» и выставки свежести рисункам не прибавляют.

Большая часть рисунков хранятся в трех городах России: Москве, Петербурге и Кызыле. Но нет какого-то одного серьезного музейного центра, где бы проводили исследования, занимались реставрацией, популяризацией. Молодежь (даже в Туве!) не вполне четко представляет себе величину таланта Надежды, а во многих других местах о ней уже почти и не слышали.

Памятник, созданный Байза Ондаром, может изменить ситуацию. Это – вполне явный и четкий призыв не забывать Надежду, серьезно заниматься изучением биографии и творчества. В московской школе накоплен хороший опыт. Но это все-таки просто школьный музей. В Национальном музее Тувы хранится много работ Надежды Рушевой, может быть, он и станет новым центром исследований: полные каталоги, описания, уточнения хронологии и многое другое.

Ирина КАЧАН