Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Почему в Туве Шагаа празднуют по восточному лунному календарю?

17 февраля 2024
71

Празднование Нового года обозначает один (!) круговорот времени. С древности кочевые народы: например, хунну – отмечали его (один поворот времени) глубокой осенью, когда выпадал постоянный снег на зимних стойбищах. Его ждали, потому что снег заменял животным воду. Это был самый сытный период для кочевников – стада упитанны, запасов продовольствия достаточно, поэтому и поворот времени они отмечали в благоприятное для скота и себя время.

Традицию отмечать один круговорот времени (Новый год) осенью сохраняли вступившие затем на мировую арену другие народы – восточные (кок) тюрки и монголы, поскольку у всех народов мира любые календарные праздники подчинялись хозяйственным потребностям, в данном случае, скотоводческим. Как и хунну, его празднование они подводили к рубежу осенне-зимнего сезона, когда накапливались запасы продовольствия, в том числе и молочных продуктов. С понятием «белая пища», употребляемой в Новый год, связывали и связывают «светлое начало», «белые помыслы». Праздник воспринимался как завершение прошлого, трудностей в прошлом, как начало нового времени и встречу его с чистыми помыслами. Поэтому Шагаа – это начало нового цикла, нового года по лунному календарю. Празднование его предками тувинцев именно осенью являлось наиболее архаической формой.

Этнокультурное развитие тувинского народа имеет тесную связь не только с тюрко-монгольским миром, но и с китайской цивилизацией. В последующем, как и все народы Восточной и Центральной Азии, тувинцы приняли китайский календарь, основанный на лунно-солнечном измерении, согласно которому Новый год приходился и приходится в среднем на февраль, однако бывают годы, когда он выпадает на конец января или начало марта. Это связано с тем, что указанная система исчисления учитывает чередование фаз луны и согласно ему Новый год приходится на 1 число 1-го лунного месяца. Вследствие этого Шагаа выпадало и выпадает на начало «белого месяца» по лунному календарю, а точная дата празднования определяется на основе буддийской астрологии. О принятии лунного календаря предками тувинцев – уйгурами, свидетельствует, к примеру, памятник, зафиксированный в 745 году, отмеченный как год курицы. Таким образом, предкам тувинцев Новый год по лунному календарю был известен с периода Тюркского каганата.

Официальное празднование Шагаа началось с конца XVIII века, т.е. ко времени последней волны принятия тувинцами буддизма, ставшего одним из духовно-нравственных основ тувинского общества. В материалах Центрально государственного архива имеется документальное свидетельство официального празднования Шагаа в 1861 году, согласно которому Новый год выпадает на первый лунный месяц нового года. В архивных документах Министерства внутренних дел в период Тувинской Народной Республики Новый год установлен 10 февраля 1929 года. С 1944 по 1991 годы Шагаа не отмечали, но он продолжал оставаться семейным праздником. Символична дата объявления Шагаа народным праздником в современной Туве – 8 февраля 1991 года. Он был восстановлен Постановлением Верховного Совета Тувинской АССР в целях возрождения и развития национальных обычаев и традиций с учетом пожеланий населения республики.

В дальнейшем в соответствии с п. 2 ст. 1 Закона Республики Тыва от 12 февраля 1999 года № 143 «О праздничных днях Республики Тыва» Шагаа приобрел государственный статус. По традиции сроки его проведения определяются на основе восточного лунного календаря.
Следовательно, становление культуры тувинцев восходит к истории древних тюрков и тесного взаимодействия с государственными образованиями в Китае в разные исторические периоды. Именно поэтому истоки Шагаа связаны с этим этнокультурным пластом из Восточной и Центральной Азии, и его празднование приспособлено к кочевой культуре тувинцев. Сроки праздника (конец января – февраль) непосредственным образом подчинены фазам луны. Для кочевников «новое», прежде всего, связано с отёлом скота, временем появления приплода животных в Новом году.

Относительно празднования Нового года 21 марта, особенно на фоне появившихся в Интернет-пространстве Тувы, не в научной среде, разговоров о том, что тюрки отмечали Новый год в марте или апреле, укажем, что оно восходит к традициям зороастризма, древней иранской религии, оказавшей влияние на западных тюрков, принявших впоследствии ислам. Именно поэтому в 20-х числах марта празднуют приход весны – Новый год, называемый у них Новруз (Наурыз, Навроз, Невруз) – по персидской традиции («Новруз» на фарси означает «новый день») арабские народы и западные тюрки. Таким образом, празднование Нового года в марте было характерно для народов земледельческой, оседлой культуры, для которых всход свежей травы и был началом нового года. А тюркские кочевые народы, одним из которых являются тувинцы, будучи не подверженным ираноязычным традициям, сохранили исконное название праздника и время его празднования на конец зимы-начала весны.

Подготовил сектор этнографии ТИГПИ при Правительстве РТ

Фото из сети.