Почему федеральные трассы становятся безопаснееЗа январь-ноябрь 2024 года на федеральных магистралях, находящихся в ведении Росавтодора, произошло на 6,6 % меньше аварий, чем за тот же период годом ранее. Таким образом, ведомство двигается к целям, закреплённым в майском Указе Президента № 309: к 2030 году сократить смертность в ДТП в полтора раза, а к 2036-му — вдвое.
Лучше других динамику продемонстрировала Республика Тыва: число погибших на трассах здесь уменьшилось сразу на 61,2 %. Причина — комплексный ремонт ключевых участков автодороги Р-257 «Енисей». Только в 2023 году в регионе модернизировали 11 км полотна и два искусственных сооружения.
Полностью обновили участок 1061–1066 км в Овюрском районе: заменили конструктив «дорожной одежды», уложили новые трубы, модернизировали водоотвод. В населённых пунктах Солчур и Хандагайты (1103–1105 км и 1110–1115 км) работы завершили на месяц раньше графика: уложили новый верхний слой и укрепили обочины. Отремонтировали мост через Хондергей (1026 км) и проблемный отрезок на 806 км, что дало ощутимый прирост безопасности. В 2024 году привели в нормативное состояние ещё более 20 км «Енисея» в Кызыльском и Тандинском районах и привели в порядок мостчерез Уюк. Параллельно обновляются знаки, барьерные ограждения, разметка.
За десять лет работы госсистема «Платон» перечислила в Федеральный дорожный фонд свыше 345 млрд руб. Эти средства позволили капитально отремонтировать и построить сотни мостов, и привести в нормативное состояние десятки тысяч километров федеральных трасс. Только за 2024 год фонд пополнился более чем на 52 млрд руб. от грузоперевозчиков: на эти деньги уже обновлено покрытие на 384 км и полностью реконструировано 485 км магистралей.
Система охватывает почти 2 млн автомобилей свыше 12 т, принадлежащих 886 тыс. перевозчиков. По числу зарегистрированных машин в Сибири лидируют Красноярский край (26 тыс.), Новосибирская область (24 тыс.), Иркутская область (20 тыс.), Алтайский край (18 тыс.) и Омская область (15 тыс.).
Реальные цифры и примеры показывают: регулярные вложения «Платона» в дорожную инфраструктуру напрямую уменьшают аварийность и спасают жизни на российских дорогах.
С 2015 года оплату проезда по федеральным трассам для грузовиков массой свыше 12 тонн обеспечивает система «Платон». Данные о передвижении техники она получает с помощью спутниковых координат GPS/ГЛОНАСС и автоматически выставляет счёт перевозчику. Сразу после запуска сервиса отдельные водители и компании стали искать способы уклониться от взносов. Один из самых небезопасных методов — применение небольших радиопередатчиков-«глушилок», обрывающих спутниковую связь и выводящих из строя бортовые терминалы.
Попытка сэкономить таким образом превращается в серьёзную угрозу для дорожного движения. Радиопомехи от «глушилки» распространяются на десятки, а иногда и на сотни метров, затрагивая не только устройство нарушителя, но и соседние машины, снабжённые навигацией и системами мониторинга. В итоге страдает работа всей сети контроля транспорта, что снижает уровень безопасности на трассе.
Чтобы оценить реальный вред, оператор «Платона» вместе со специалистами отрасли провёл полевые испытания. На закрытой площадке установили несколько типов подавителей GPS/ГЛОНАСС и зафиксировали, как меняется работа оборудования. Результаты показали: достаточно включить «глушилку» всего на пару минут, чтобы терминалы «Платона» и сторонние системы слежения начали давать сбои.