Тувинская правда 12+

По следам снежного барса

20 марта 2022
159

Главным по этому хищнику в республике, занесённому в Красную книгу России как находящемуся под угрозой исчезновения, является кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов Александр Куксин. В 2019 году биолог защитил первую в Россию и пятую в мире кандидатскую диссертацию по снежному барсу, что ещё раз подчёркивает, насколько мало мы знаем об ирбисах. Снежные барсы, можно сказать, это жизнь учёного, который прошёл по всем тропам, по которым ходит ирбис. С ним побеседовала корреспондент «Тувинской правды».

Новые отпечатки

Помимо того, что подтвердилось традиционное место обитания ключевых группировок снежного барса (на хребтах Цаган-Шибэту и Чихачева в Монгун-Тайге, а также на стыке Цаган-Шибэту и Шапшальского хребтов), интересная находка была сделана на хребте Западный Танну-Ола: между овюрским и улуг-хемским Торгалыгом нашлись отпечатки лап ирбиса. Местные подтвердили, да, здесь этот зверь есть.

Ещё одна находка была на участке Шанчы в Чаа-Хольском, где в этом году были отмечены две особи. Возможно, молодые, которые пришли с Саяно-Шушенского заповедника. Там двухгодичные котята как раз «отошли» от своей мамы. На основе их биологического материала будет определён генотип животных. Также свежие следы ирбиса были найдены в заказнике «Буура» в Улуг-Хемском районе.

- Мы буквально идём по следам снежного барса. Из-за небольшого снега в этом году в западных районах отпечатков лап мы находили крайне редко. Но по опыту знаем, что ирбисы здесь есть, знаем, по каким тропам они проходят, где оставляют метки. Мы ходим и, как говорится, собираем урожай, - улыбается биолог.

В поисках хозяина «крыши мира»

Условия работы у специалистов суровые. Снежный барс выбрал своим домом «крышу мира»: в Туве это неприступные скалы высотой до 3500 метров над уровнем моря. Дорога экспедиции пролегает по замёрзшим рекам, горным кручам и осыпям. Сохранение ирбиса — это не только романтика, но и тяжёлая работа, требующая (помимо всего прочего) хорошей физической подготовки и выносливости. Сам заядлый горный турист Александр Куксин подготовил две исследовательские команды: одну в Убсу-Нурском заповеднике, а вторую в природном парке Тыва.  

- В горах каждый шаг может стать роковым. В прошлом году несколько членов команды прошли сборы на базе Катунского заповедника. Много у меня было коллег, молодых людей, которых я хотел подготовить к работе, но, во-первых, это малооплачиваемая работа, во-вторых, очень энергетически затратная, потому что надо обладать большой выносливостью и силой, ведь нам приходится ходить по горам с тяжёлыми рюкзаками в течение 15–20 дней, - делится Куксин.

Так сколько все-таки?

Как говорит биолог, во всём мире популяцию ирбиса оценивают в количестве от 4 до 7 тысяч. После исследований выяснилось, что на территории России их всего около 100. В Туве их количество достигает 35-40, то есть у нас находится практически половина российской популяции.

- Наш регион окружён высокими горными хребтами, характерными для центрально-азиатского региона, где как раз есть более-менее хорошие экологические условия для обитания ирбисов, - рассказывает Александр Куксин. - В республике он занял южные горные форпосты: хребты Танну-Ола, Цаган-Шиэту, Шапшальский, Чихачева и нагорье Сенгилен. Это межрегиональная территория, поэтому мы не можем сказать, что это именно тувинские ирбисы. Они общие. Здесь важна общая исследовательская работа по изучению и сохранению такого редкого животного. Такая работа ведётся давно и продуктивно, - делится биолог.

На одном ключевом участке обитает четыре-пять особей с одной детородной самкой, которая раз в два года приносит от одного до пяти котят. В Туве, в основном, бывает два котёнка. Редко, когда три, а о четверых и говорить не приходится. Котята часто гибнут в природе, так как добывают пропитание в экстремальных условиях, на высоте. 

Курс на истребление

Надо сказать, что численность ирбиса никогда не была высокой. В советские годы он вообще подвергался массовому отстрелу как хищник, а в более поздние годы курс на истребление взяли браконьеры и чабаны, однако, последние в силу объективных причин.    

Благодаря поддержке государства в республике появляется все больше животноводческих стоянок, а, значит, люди все глубже проникают в места, где живёт и охотится снежный барс. Человек уничтожает среду обитания копытных и ирбисам не хватает пищи. Чтобы выжить, ирбис вынужден нападать на домашний скот.

- Труд животновода очень тяжёл. И для него трагедия, если в кошаре от одного нападения ирбиса погибает до 60 овец, поэтому животноводы периодически отстреливают хищника, - говорит Куксин. - В Правительстве Тувы прорабатывают возможности возмещения нанесенного барсами ущерба чабанам.

Очень опасны для ирбисов петлевые ловушки, которые устанавливают тувинские и усинские охотники для ловли кабарги, которая также занесена в Красную книгу РФ. Это удавка, которая затягивается, стоит животному наступить на неё.

- В последние годы группировка ирбисов Саяно-Шушенского заповедника была почти полностью истреблена: из девяти особей, постоянно обитавших здесь, остался только один самец. И это большая трагедия. На фото можно было заметить обрывки петель на ирбисах, - рассказывает биолог. - Чтобы поддержать численность снежных барсов и не допустить ее снижения, необходимо бороться с браконьерством.

Защити ирбиса

Биолог ещё раз подчёркивает, что благодаря Всемирному фонду дикой природы, а также фонду «Мир вокруг тебя» в Туве проводятся полномасштабные исследования. Если бы не финансовая поддержка, учёные не знали бы, сколько в республике снежных барсов. Он также благодарен коллегам из Алтая Михаилу Пальцыну и Сергею Спицыну, с которыми была организована сибирская команда WWF.  Вместе намечали и проходили маршруты, мировой исследовательский опыт адаптировали к сибирским условиям.

- Снежный барс внесён в международный красный список охраны природы и подпадает под различные международные конвенции. Есть он и в Красной книге России. В нацпроекте «Экология» есть раздел «Сохранение редких видов животных», куда включён и ирбис. Однако, на деле масштабной поддержки по его изучению и сохранению нет. Все ограничивается нормативными актами. Члены координационного совета, куда вхожу и я, намечаем планы, проводим совещания, но до реальных дел у нас ещё не дошло, - подытоживает беседу Александр Куксин.

Юлия САТ.

Фото из архива Александра Куксина

 

 

Редакция «ТП»