Тувинская правда 12+

Пластика Хеймер-оола Донгака

27 ноября 2022
124

В Национальном музее РТ открылась выставка «Мир скульптуры Хеймер-оола Донгака», посвященная 60-летию со дня рождения члена Союза художников России, лауреата премии комсомола Тувы, обладателя серебряной медали Академии художеств РФ, заслуженного деятеля искусств Республики Тыва. На открытии почитатели таланта известного скульптора и камнереза говорили ему приятные слова, дарили подарки, желали дальнейших творческих успехов.

В экспозиции представлены более 60 камнерезных произведений из агальматолита и серпентинита из фондов нашего музея и личной коллекции Хеймер-оола Донгака. В центре зала в витрине среди четырех снежных барсов показана композиция «Природный рисунок оленя», где природные пятна разных цветов, выявили силуэт оленя как у древних скифов. Также представлено много дипломов и грамот, фотографий из творческой жизни скульптора.

Пластическое искусство скульптора, камнереза Хеймер-оола Донгака неразрывно связано с историей и культурой древней Тувы. Связь эта не только биографическая и тематическая. Она находит выражение в самой художественной образности, которая присуща многим произведениям ваятеля в малой пластике, станковой и монументальной скульптуре.

Его имя становится известным в Туве после награждения премией комсомола Тувы в 1989 году за участие на крупнейших Всесоюзных и Всероссийских выставках, камнерезными произведениями. В дальнейшем он создает бронзовые бюсты наших земляков, Героев Советского Союза – участников Великой Отечественной войны к 50-летию Великой Победы. Самое выдающееся творение - монументально-декоративная скульптура «Укротитель», выполненная в бронзе перед зданием Национального музея Республики Тыва.

Хеймер-оол Донгак родился 13 сентября 1962 года в селе Тээли Бай-Тайгинского района в семье рабочего, с детских лет занимался рисованием и резьбой по дереву, камню. Бай-Тайга является родиной многих известных и выдающихся камнерезов, возле села Кызыл-Даг на горе Сарыг-Хаая добывается камень агальматолит (чонар-даш). Бай-тайгинские народные мастера занимались всеми видами художественного ремесла – резьба по камню, роспись по дереву, художественная обработка металла, тиснение на коже, аппликация по войлоку и многое другое, что было предметом украшений в кочевом быту тувинцев-аратов. Юный Хеймер-оол пропитался этой духовно-культурной атмосферой, которая стала одним из основных источников, сформировавших мировоззрение будущего художника. В школьные годы он стал учиться камнерезному искусству в детской школе искусств им. Х.К. Тойбухаа в селе Тээли, затем принимал участие в республиканских выставках, обучался резьбе по камню у известных народных мастеров малой скульптуры таких, как Дондук Дойбухаа, Киров Хунан, Когел Саая, впитывая традиционные основы тувинского искусства.

После окончания средней школы одаренный юноша по рекомендации камнерезов Бай-Тайги поступает в Кызылское училище искусств на художественное отделение, которое успешно заканчивает в 1983 году. Обучаясь на художественном отделении, он старательно работает в малой пластике, вырезая из светло-коричневого чонар-даша фигурки животных и аратов. В фондах Национального музея РТ хранятся его первые камнерезные произведения – «Косуля»,1979 год, «Маленький пастух», 1980, «Охотник», 1982, «Укротитель», 1982. В этих работах ощущается уверенная рука мастера-камнереза. Композиция «Укротитель», изображающая борьбу заарканенного оленя с тувинцем, показывает, что в молодом студенте сформировались задатки будущего скульптора. В 1983 году Донгак Хеймер-оолон с отличием оканчивает Кызылское училище искусств с рекомендацией для дальнейшего обучения в высшем художественном заведении. В этом же году одаренный юноша поступает в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени Веры Мухиной на отделение монументальной скульптуры, где проявляет свои незаурядные художественные таланты, участвуя на художественных выставках в Туве, Ленинграде и Москве. В 1984 году Донгак вместе с группой опытных и молодых камнерезов принимает участие в создании монументально-декоративных скульптур для большого фонтана на площади Арата в центре города Кызыла. Там он набирается опыта и мастерства по созданию скульптур монументальных размеров.

Интересна история выбора дипломной работы. Для Тувы московским архитектором М.П. Бубновым было спроектировано новое здание музея, перед которым задумывалась установка крупной монументальной скульптуры. Хеймер-оол Донгак специально встретился с архитектором и предложил несколько своих композиций «Укротителя», изображавшую стоящего арата-богатыря на могучем сарлыке. Эта идея была одобрена архитектором и согласована с руководителем дипломных работ отделения монументальной скульптуры. В 1988 году Хеймер-оол Донгак на «отлично» защищает дипломную работу «Укротитель» под руководством профессора В. Л. Рыбалко, которая была отлита в 1996 году в бронзе и установлена перед зданием Национального музея в 2004 году. Основой его художественного воплощения было отображение тувинского героического эпоса, сохранившего древние истоки народного творчества со времен древнетюркского каганата.

После окончания вуза Хеймер-оол Донгак становится первым скульптором-монументалистом и поступает на работу в Тувинские художественно-производственные мастерские Художественного Фонда России, постоянно участвует в республиканских, зональных, всероссийских и всесоюзных выставках - «Детство и творчество» - 1979, Кызыл, «Мир и молодежь» - 1985, Ленинград, «Россия - 70 лет Великого Октября» - 1987, Москва, «Художники автономных республик, областей и округов РСФСР» - 1988, Москва…

В 1989 году Хеймер-оол Байдосович принят в члены Союза художников СССР. Затем на протяжении нескольких лет он создает монументальный памятник «Скорбящая мать» погибшим тувинским добровольцам в селе Мугур-Аксы, ритуальные скульптуры Будды, Богда Бургана для дацанов сел Кызыл-Дага, Хайыракана, аржаана «Шивилиг». Накануне 50-летия Великой Победы в Великой Отечественной войне в 1995 году он в соавторстве со скульптором Т. Ондаром выполняет бронзовые бюсты Героев Советского Союза Тюлюша Кечил-оола, Михаила Бухтуева, Хомушку Чургуй-оола, позднее бюст Николая Макаренко, которые установлены на площади Победы в Кызыле.

В 1997 году Хеймер-оола Донгака пригласили в Республику Калмыкия для оформления площади города Элисты перед всемирной шахматной олимпиадой. Он выполнил из песчаника садово-парковую скульптуру «Улу» (Дракон) возле центральной гостиницы столицы Республики Калмыкия. В дальнейшем он активно участвует в региональных, всероссийских, зарубежных художественных выставках. За создание высокохудожественных произведений Хеймер-оол Донгак награжден Серебряной медалью Академии Художеств России и Дипломом Союза художников России.

В его творчестве резьба по камню занимает ведущее положение. Еще студентом, он вырезал одиночные фигурки животных без излишней орнаментации, лаконично моделируя пластические объемы голов и туловищ. Таковы его козероги, верблюды, арзыланы, сарлыки, кони, драконы, барсы, архары, кабаны, быки, вырезанные из агальматолита разных цветов и оттенков – от белого до красно-коричневого. Особой монументальностью выделяются его скульптуры животных и многофигурные композиции, выполненные из серпентинита, камня черного цвета с зеленоватыми и фиолетовыми оттенками.

Многофигурные композиции из агальматолита, выполненные в 1990-е годы изображают борьбу эпического богатыря со сказочными чудовищами – «Демир-Маадыр отрубил голову Мангыса», несколько вариантов укрощения Оскюс-оолом дикого сарлыка – «Укротитель», 1982, 1984, 1994 годы. Особым лирическим настроем наполнена небольшая композиция «Любовь», 1988 год, в которой изображены две лошади, прильнувшие головами друг к другу, здесь видно человеческое отношение автора к любимым животным. Он также выполнил несколько замечательных скульптур малой формы с изображением лошадей, всадников на конях «В гости», «Чылгычы», «Кадарчылар», укрощение коня – «Эмдик», «Челер аъттыг Буян».

В это время мастер работает над драконами («Улу») различного вида, по-своему трактуя мифическое небесное существо, которое стало распространенным в культуре и искусстве Тувы. Автор берет плоский камень и вычерчивает вначале силуэт дракона, сохраняя определенные каноны и традиции в изображении небесного существа из китайской мифологии. Затем тщательно вырезает длинное извивающееся тело, покрытое чешуей, четыре когтистые латы и голову, украшенную ветвистыми рогами, длинными усами и открытой пастью. Его образ дракона не внушает страха, он, просто красив сам по себе в разных движениях и в паре с другим драконом.

Другая интересная тема для Донгака - изображение камлающих шаманов («Хам») в разных позах, с разными культовыми атрибутами. Вот шаман, камлая, стучит колотушкой в бубен («Хам», 1994 год), другая работа изображает шамана, который поднял колотушку верх и слушает ворона, опустившего на его плечо («Кызыл хам», 2007 год). В последующие годы мастер начал создавать интересные композиции на тему снежного барса, показывая его в разных позах: на скале, на охоте, на пригорке и так далее.

В последующие годы Хеймер-оол Донгак творчески много работал над памятниками в кожуунах Тувы и Калмыкии.

В этот период времени Хеймер-оол Донгак совместно с Александром Ойдупом создали значительные монументальные композиции такие, как «Памяти погибшим воинам-афганцам» возле Кызылской школы № 12, памятный знак из белого мрамора на границе Красноярского края и Республики Тыва, мраморный памятник Субедею на мосту через реку Эрзин, бронзовый памятник «Первым учителям Тувы» в Кызыле.

В последнее время Хеймер-оол Донгак стал пропагандировать тувинское камнерезное искусство посредством организации своих персональных передвижных выставок в Барун-Хемчикском, Дзун-Хемчикском, Монгун-Тайгинском, Бай-Тайгинском кожуунах. В ходе поездок Хеймер-оол Байдосович побывал на чабанских стоянках, в школе-интернате, где рассказывал о древнем народном искусстве резьбы по камню и показывал методы обработки чонар-даша.

Хеймер-оол Донгак находится в расцвете творческих сил, полон творческих замыслов и всегда стремится к новым достижениям в изобразительном искусстве.

Александр ХЕРТЕК,

искусствовед, член Союза художников России, заслуженный работник культуры Российской Федерации.

"Тувинская правда" №90 от 26 ноября 2022 года

Посмотреть файлы

Редакция «ТП»