В своей жизни, надо сказать, весьма разнообразной, мне всегда везло на встречи с очень хорошими, талантливыми, увлеченными своим делом, людьми. И одним из них стал Александр Исаевич Августовский, грани неординарной личности которого открылись для меня не так давно, хотя познакомилась с ним по долгу своей службы в музее, уже много лет тому назад, когда он был заместителем председателя администрации Пий-Хемского района и курировал в том числе и культуру района.
На стыке трех наук
Тогда он был для меня просто начальником и никакого интереса не представлял. Потом он уехал и много лет о нем я ничего не знала, хотя могла бы и поинтересоваться, когда писала книгу о лесном хозяйстве Тувы, в котором он несколько лет работал, в том числе был директором Туранского лесхоза, главным лесничим Управления лесного хозяйства Тувинской АССР, а еще раньше - инженером лесного хозяйства в Шагонарском лесхозе. Но как-то странно, его, как я теперь понимаю, очень яркая личность, обошла мою работу о лесниках Тувы стороной. О чем теперь приходится только сожалеть.
И вдруг, лет пять тому назад, а может быть, чуть больше, мы встречаемся в Минусинском музее, на Мартьяновских чтениях, где Александр Исаевич выступал на секции археологов с докладом об открытом им археологическом объекте в весьма уже изученном маститыми археологами месте в районе реки Ниня в Хакасии. И оказалось, что таких открытий он сделал уже несколько, причем, смог, обладая навыками опытного охотника, найти описанные ранее, но утерянные сегодня археологические памятники древней окуневской культуры и многое другое.
Результаты всех археологических изысканий Августовского можно найти в нескольких сборниках Кызласовских чтений, которые ежегодно проводятся в Хакасском Национальном музее им Л. Р. Кызласова, а также в трудах Минусинского музея им. Н. М. Мартьянова
Но простым созерцанием и описанием древних памятников культуры дело не обошлось. Не так давно Александр Исаевич вместе с другими радетелями родной земли и сакральных объектов на ней, в том числе Валерием Чебочаковым, выполнили реконструкцию ранее изученного археологами святилища, относящегося к окуневской археологической культуре. При этом установили на прежнее место лежавшие на земле менгиры Чалгыс оба (Одинокий менгир) и Ах оба (Белый менгир). Сейчас на это место приходит и приезжает из других регионов много туристов, которые обращаются к изваянию с разными насущными проблемами. Кстати, Ах оба 300 лет тому назад изучал Даниил Готлиб Мессершмидт, о чем есть упоминание в его дневнике, не так давно опубликованном.
А год назад мне была подарена книга Александра Исаевича под названием «Древнее искусство наскальных изображений джойского типа и орнаментальная культура хакасов». Прочитав труд, стало понятно, что это абсолютно новое слово на стыке трех наук: археологии, ботаники и этнографии, которое тянет не менее, чем на докторскую диссертацию.
Какими же качествами человеческой личности надо обладать, чтобы совместить в себе и инженера лесного хозяйства (по образованию), и археолога, и этнографа (по увлеченности), еще и строителя. Знаю, что по его проектам и с его участием возводились сельскохозяйственные комплексы в Хакасии, а также объекты, предназначенные для туризма и занятий спортом. И еще много чего, не описанного здесь. Наверное, прежде всего, любознательность, не равнодушие ко всему происходящему вокруг, жизнелюбие, чувство справедливости, знания и стремление постоянно пополнять запас этих знаний.
Сам же Александр Исаевич на этот вопрос, в частности, ответил в своей книге так: «Как инженер лесного хозяйства, я при обучении в Сибирском технологическом институте получал комплексные знания и навыки, обеспечивающие сохранение и рациональное использование всего многообразия ресурсов лесного фонда. Перечисление всех наук, которые были изучены теоретически и осваивались практически, дело трудоемкое. Вот только часть из них: ботаника и физиология растений, энтомология, фитопатология, пирология, лесоводство и дендрология, почвоведение и основы геологии, биология зверей и птиц, охотоведение, метеорология, химия, строительное дело и прочее.»
Прочтя этот перечень наук, который должны были изучить будущие инженеры лесного хозяйства, понимаешь какой высокий уровень культуры и знаний они получали, и многие работники лесного хозяйства, с которыми в свое время мне довелось встречаться, отвечали этому уровню. А потому Правительство России, где внедрилась и до сих пор там сидит, пятая колонна, так долго боролась с этими людьми и сумела их победить в числе последних только в конце 2006 года, с принятием нового Кодекса лесного хозяйства страны. И результат налицо: выгоревшая и вырубленная китайцами тайга в Иркутской области, в Красноярском крае, прошлогодний пожар в Якутии, дым от которого дошел не только до Хакасии, но и до Тувы. Леса Тувы тоже изрядно порублены, но еще не совсем, благодаря отсутствию железнодорожного транспорта.
И почетно, и ответственно
Но это только преамбула, главный рассказ впереди, ведь тема этой статьи, как и нескольких предыдущих: «Пий –Хемский район в лицах». И одним таким «лицом» с «лица не общим выраженьем» является Александр Исаевич Августовский, который впервые появился здесь в январе 1974 года, назначенный на должность директора туранского лесхоза. Было ему в ту пору всего 24 года. Согласитесь, по тем временам стать директором крупного предприятия в столь юном возрасте, дело необычное.
А до Турана, после окончания в Красноярске Сибирского технологического института, он по направлению, вместе с женой-сокурсницей, работал в Шагонарском опытно-механизированном лесхозе, по-видимому, очень хорошо себя зарекомендовал и когда тяжело заболел директор Туранского лесхоза Григорий Ефимович Шелепов, ветеран Великой Отечественной войны, то начальник Управления лесного хозяйства Терентий Иванович Воронков решил рискнуть и поставить директором столь молодого человека.
Но сказал ему об этом не сразу, видно, еще обдумывал свое решение, позвонив по телефону: «Ты питомник в Туране видел, и вообще, был когда-либо в этом районе? Тогда приезжай в Кызыл, съездим, покажу тебе часть территории Кызылского и Туранского лесхозов». А объявил о своем решении в кабинете одного из секретарей Пий-Хемского райкома КПСС Михаила Петровича Бессмертных. Для молодого специалиста это решение было совершенно неожиданным: в 24 года стать директором такого большого хозяйства, каким был Туранский лесхоз, это не только почетно, но и очень ответственно.
Как оказалось, еще и очень трудно. Да и встретили его в коллективе, где было много опытных специалистов, весьма настороженно. В то время все лесхозы помимо основного вида деятельности, занимались еще и хозрасчетной, и вот как раз план по хозрасчету тогда не выполнялся, не хватало профильных рабочих, некоторых специалистов. И тем не менее, правильные кадровые решения молодого директора, который быстро нашел общий язык с опытными специалистами, позволили выправить ситуацию и к концу 1974 года Туранскому лесхозу было вручено переходящее Красное Знамя победителя социалистического соревнования среди промышленных предприятий района. Туранский лесхоз стал одним из самых передовых среди других лесхозов республики, а молодой директор, как передовик производства, стал постоянно избираться в президиум разных торжественных мероприятий, где он чувствовал, себя не очень-то уютно, садился куда-нибудь подальше, в последний ряд. А на первом таком мероприятии он и вовсе после перерыва сбежал в зал и спрятался за чьей-то широкой спиной. Но с трибуны раздался голос Михаила Петровича Бессмертных: «Уважаемые участники заседания, мы не можем начать вторую часть, так как, по какой-то, безусловно, уважительной причине, член президиума Александр Исаевич Августовский не занял свое место. Уверен, что он на подходе, и буквально, через минуту, займет свое место».
Этот первый его директорский, 1974 год был трудным не только для него, но и для всего лесного хозяйства Тувы из-за погодных условий. Пожары начались уже в апреле. Так случилось, что 12 апреля, когда молодой директор отмечал свой 25-летний юбилей, на вертолетную площадку, которая находилась рядом с его домом, приземлился вертолет МИ-8, на нем юбиляр незамедлительно отправился тушить пожар и с гостями в этот день увидеться больше не довелось.
В те годы лесные пожары тушились в основном силами и средствами самой лесной охраны, однако в экстренных случаях использовали и привлеченные со стороны силы. Для этого руководством района составлялись мобилизационные списки и мобилизационные предписания.
Были случаи, когда в тушении пожаров участвовали и представители райкома партии и администрации района. Так, однажды на выделенном лесхозу новом вездеходе вместе с директором отправились в район реки Кара-Хем, где находились площади, покрытые кедровыми лесами, секретарь райкома Владимир Иванович Габитов и будущий зампред председателя администрации района Александр Николаевич Шулепов. Не доезжая до пункта назначения, они оказались в районе очага пожара, который охватил хоть и небольшую, примерно в тысячу квадратных метров территорию, но весьма опасного – горел кедрач. На счастье, пожар был низовым, но устойчивым. Прихватив из танкетки все необходимое: топоры, пилу, ножи, стали тушить. Это был труднодоступный район, он патрулировался авиалесоохраной, но погода была нелетной, и четыре человека, из них двое лесников, в течении двух суток тушили этот пожар, пока не подоспела подмога. Так что руководство района того времени очень хорошо знало, что такое работа охранников леса, особенно в пору лесных пожаров.
Главный лесничий
Через некоторое время, Александра Исаевича, как человека, проявившего незаурядные организаторские способности, забирает вышестоящая организация и назначает главным лесничим Управления лесного хозяйства Тувы. Об этом периоде его жизни можно тоже написать много интересного, но для меня главным была его просветительская деятельность, в том числе и серия его выступлений в тематической подборке передач Валентина Клейменова «Лес – наше богатство».
Эта деятельность не осталась незамеченной, и в 1978 году Августовский был награжден Большой памятной медалью Всероссийского общества охраны природы, которую вручил ему Герой Советского Союза Николай Николаевич Макаренко. В то время он был членом Президиума Центрального Совета Всероссийского общества охраны природы и одновременно председателем Тувинского республиканского Совета.
И здесь тоже есть один интересный момент. Когда Александр Исаевич заинтересовался биографией Макаренко, то нигде не нашел сведений о его деятельности во Всероссийском обществе по охране природы. Августовский человек дотошный. Как же так, из биографии такого значимого на всею страну, а тем более, в Туве и Хакасии, человека, выпала целая страница его деятельности?! Многостраничная переписка с архивами, и в том числе с архивом Тувы, позволили эту оплошность в биографии Н.Н. Макаренко исправить.
Но вернемся к Пий-Хемскому району, к началу 80-х годов. В это время в районе намечались большие стройки: самая большая – это больничный комплекс в Туране, строительство дорог к селам района, в том числе к труднодоступным, были проблемы с хлебозаводом, с реорганизацией работы кирпичного предприятия, которое хромало на обе ноги, а республика все больше и больше требовала строительных материалов.
В руководстве района нужен был хороший организатор всех этих работ и в то же время производственник, досконально знавший все проблемы и подводные камни строительного дела.
Судили–рядили, и ничего лучшего придумать не могли, как вернуть в район, на должность заместителя председателя райисполкама Александра Исаевича Августовского, который в это время работал в Красноярске в производственном лесохимическом предприятии «Енисейхимлес» заместителем главного инженера по производству, с уже наметившимся повышением на должность заместителя директора всего предприятия «Енисейхимлес».
Татьяна ВЕРЕЩАГИНА
"Тувинская правда" №№ 31-32 от 7 мая 2022 года
Оконание следует