Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Пятидневка: за или против?

22 января 2022
122

Ход обсуждению дал и. о. министра образования Алексей Храмцов, который инициаровал в социальных сетях опрос для родителей: «Сколько дней в неделю лучше всего учиться школьникам без изменения учебного плана: пять или шесть?».

 

Плюсы и минусы

 

Выяснилось, что подавляющее большинство взрослых за пятидневную учебную неделю. Значит ли это, что школы республики ожидает новый режим? Однозначного ответа здесь нет. Вообще в России переходу на пятидневку предшествовала долгая дискуссия о плюсах и минусах такой системы: одни переживали, что большее количество уроков негативно скажется на здоровье ребят, другие упирали на то, что у детей станет на один выходной больше, который они смогут провести с семьей. В марте этого года спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко призвала перевести российских школьников на пятидневную учебную неделю. «Сейчас актуально добиться пятидневки для наших учеников. Ведь задача в том, чтобы ребенок имел время на физическое развитие, на прогулки, игры на свежем воздухе, чтобы он мог кроме уроков посещать кружки и творчески развиваться. Ну и, самое главное, чтобы ребенок как можно больше времени проводил с родителями», — заявила Матвиенко.

Отметим, что картина с продолжительностью учебной недели по России достаточно разная. Например, несколько лет назад в Красноярском крае по субботам учились примерно в трети школ региона. В Иркутской области шестидневка почти везде. И такая картина по всем регионам. Тем временем, с начала третьей четверти на пятидневку перешло 97 школ республики из 175. В основном, районные. Это и понятно, в районах нет такой нагрузки на школы в виде двух или даже трех смен, как в Кызыле, поэтому поменять режим работы для них довольно безболезненно.  Минобразованием Тувы были разработаны и даны методические рекомендации, проведены семинары для руководителей и заместителей по учебной части школ региона по переходу на новый формат.

Как отметил министр Храмцов, введение пятидневного формата обучения предполагает использование различных форм обучения: «Пока вопрос идет только про возможность использования разных форм обучения для снижения нагрузки наших школ. У нас не стоит задача взять и запретить детям учиться шесть дней. Высвобождение одного дня даст возможность школьникам посещать секции, кружки и учреждения дополнительного образования. Мы сейчас говорим о том, что мы должны использовать разные формы обучения с тем, чтобы повысить качество образования в республике. Необходимо пользоваться всеми теми ресурсами, которые есть, чтобы разнообразить процесс обучения детей. Не устану повторять, что при пятидневке ребенок не останется без надзора, он будет занят другими видами деятельности и формами обучения в школе.  По всей стране используется такая практика, когда у старшеклассников высвобождается день для посещения профильных или подготовительных курсов в университетах. Этим нужно пользоваться.  В Красноярском крае в 2013 году переходили на пятидневку, было много обсуждений и консультаций с родителями. Процесс надо начать, взвесить все плюсы и минусы, за и против. Мы призываем людей к обсуждению, диалогу. Плюсы есть и у пятидневки, и у шестидневки в зависимости от того, как построена школьная программа, готовности детей и так далее.  Нет одного общего рецепта, ведь есть школы серьезными нагрузками, в которых расписан весь день. В республике есть 175 школ, значит, должно появиться 175 вариантов».

Храмцов пояснил, что пятидневка — это не раскидывание уроков на остальные дни. Речь о том, чтобы уйти от очной формы обучения в один из дней недели. Либо это заочная форма, либо удалёнка. Либо и то, и другое вместе взятое. Часть предметов можно вывести на самостоятельное изучение. То есть получается, что это не пятидневка в чистом виде. Однако, кто даст гарантию, что через несколько лет в школах просто-напросто не сократят один учебный день?

 

Определит сама школа

 

По федеральному закону «Об образовании в РФ» продолжительность учебной недели определяет сама школа. При этом решение о переходе какой-либо режим должно приниматься исходя из особенностей учебного процесса и с учетом мнения всех заинтересованных сторон: педагогов, законных представителей школьников и самих детей. В других регионах, где много школ и мало учеников, переход на пятидневный режим работы, конечно, дело легкое. В Туве же, чтобы перейти на пяти­дневную учебную неделю нужны большие изменения.

Между тем, яростные споры между теми, кто за и против этой инициативы не утихают. Какие же аргументы приводят стороны?  Алина Д.: «Я за пятидневку, но при условии пересмотра учебной программы. Думаю, что нужно убрать лишнее и даже посягнуть на такие ненужные предметы, как ОБЖ, ОРКСЭ. Можно сократить дополнительные занятия. Зачем они вообще нужны? Кроме того, при пятидневке будет полноценный отдых для учителей и детей, ведь хорошо отдохнувший человек хорошо работает и учится». А вот еще. Инна М.: «Мы в Москве учились пять дней, и все успевали! Дети не рабы, как их родители. Когда хотим лучшего для детей, то всегда сравниваем с другими городами. А то, что у нас школ не хватает, то это забота государства». Наталья С.: «Все хорошо в меру. У моих детей только один выходной день, во время которого они заняты выполнением домашних заданий. Мы не может отдохнуть всей семьей. Взрослым тоже приходится подстраиваться под их график».

А что говорят противники пятидневки?  Аяна М.: «Думаю, что у наших детей итак много свободных дней, когда они не учатся. В некоторых школах учителя оценки за четверть ставят уже в середине недели, предоставляя детям право не ходить в школу. В мае вон сколько у нас нерабочих дней, также из-за пробных ЕГЭ школьники могут по два дня не учиться. Разве это нормально? Современный мир стал очень жестким, конкуренция за место под солнцем большая и здесь выигрывает тот, кто получил достаточно знаний, в том числе в школе». Алла К.: «Вроде бы пятидневка — это хорошо, у детей и родителей останется больше времени для семейного общения. Но все же мы стремимся дать детям хорошее образование, а тут явно сократятся какие-то часы уроков, будет упущение в образовательных возможностях. Да и для наших школ, где не самый высокий технологический уровень, - это не самое хорошее решение». Я лично, как мама двух школьников, за то, чтобы оставить все так, как было. При шестидневке нагрузка равномерно распределяется по дням недели, у детей остается время для посещения секций, уроков с репетитором или прогулок. А при пятидневке субботние часы в любом случае придется распределять на оставшиеся пять дней. Соответственно, это семь или восемь уроков в день. Какой ребенок выдержит такую нагрузку?  Кроме того, из-за коронавирусной инфекции школьники периодически находятся на дистанционном обучении. Так почему сокращать и без того укороченный учебный год?

Как бы то ни было, перевод учебных заведений на пятидневку — интересная инициатива, которую поддерживают большинство родителей и детей.  Тем временем оперативный штаб при Правительстве Тувы в связи с ухудшением обстановки из-за новой коронавирусной инфекции объявил в некоторых школах республики дистанционное обучение. Так, с 22 января сроком на 7 дней дистант объявлен с 1 по 8 классы в кызылских школах №1, 3, 5, 15. Ученики с 9 по 11 класс обучаются очно. В муниципалитетах республики решение о переходе на дистанционное обучение принимаются органами власти на местах. В детских садах и колледжах — исходя из эпидемиологической ситуации в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора.

Юлия САТ

"Тувинская правда" № 4 от 22 января 2022 года.
Уважаемые читатели! Вы можете присылать свои мнения на электронную почту «Тувинской правды» tuvpr@tuvapravda.ru