Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Петр Казимир - уничтожитель спокойствия

23 июня 2023
186

Красноярский музыкант настолько прочно вошел в музыкальную жизнь Тувы, что уже много лет никакое событие, связанное с джазом или духовым оркестром, не обходится без упоминания его имени. Он непременно будет либо организатором, либо членом жюри, либо просто его назовут как композитора, аранжировщика. На прошедшем на прошлой неделе IV Международном фестивале духовых оркестров «Фанфары в Центре Азии-2023» он был во всех своих ипостасях. Больше того, без него у нас был бы совсем другой духовой оркестр. Петр Казимир очень охотно говорит о других и очень мало о себе. Но что же это за человек, так много сделавший для Тувы?

Уничтожитель спокойствия

Однажды в Туве случился Петр Казимир. Эта фраза кажется неуклюжей. Как может человек случиться? Но так оно и было. Он приехал и многое изменилось. И вот не хочется вникать и уточнять, как именно он приехал. Ну, допустим, он расскажет, как познакомился с Тимуром Дулушем, и Тимур пригласил его в Туву… Что изменится? Петр Казимир ворвался в музыкальное пространство Тувы как неожиданная джазовая импровизация. Все в соответствии с его фамилией.

Его фамилия – это старое славянское имя. В России не слишком частое. Если, допустим, имя Владимир, больше пошло на восток, то Казимир – больше на запад: через Польшу в Германию, Францию и другие страны. И этому есть объяснение. В христианстве принято давать ребенку имя какого-нибудь святого. А святой Казимир очень почитаем среди католиков.

Слово «Казимир» можно перевести. Это – нарушающий, вредящий миру. Но не «миру», антоним которого «война». А «миру» - «спокойствию». Может быть, изначально так называли беспокойных шумных детей.

А вместе с именем «Петр» - камень, мы получаем Петра Казимира как нарушителя спокойствия, но… спокойного, уверенного, умеющего настоять на своем.

Ну а полный «титул» Петра Николаевича: Заслуженный деятель искусств Республики Тыва, заведующий кафедрой оркестровых духовых и ударных инструментов Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского, профессор.

Перечислять награды, заслуги, проекты, которые он создавал и в которых участвовал не будем. Во-первых, на это уйдет пара газетных страниц, а во-вторых – из ревности. Из банальной ревности, что он много времени и сил потратил на другие регионы и страны. А ведь мог бы потратить их на Туву! Шутка, конечно. Но как известно, в каждой шутке есть и истина.

Начнем с главного – с духового оркестра.

Духовой оркестр Тувы

Петр Казимир начал работать с тувинским духовым оркестром еще до того, как оркестр официально появился.

Петр Казимир и Тимур Дулуш были катализаторами. Почти как в химии. Это и была волшебная химия искусства. И история. Это тот пример, который показывает, как важно учить историю.

Тимур Дулуш ухитрился вытащить из истории практически забытый факт существования духового конного оркестра и создал традицию, преемственность. Оркестра еще не было, но они уже видели его. Оркестр только делал первые шаги, а Петр Казимир уже писал об огромном потенциале коллектива из Тувы. Писал везде. Он работал в разных странах и городах, его везде хорошо знали и ему верили.

Это непостижимо. Но так и было на самом деле. Оркестра еще практически нет, а его уже знают. Теперь, когда оркестр поразил зрителей многих фестивалей, это уже кажется нормальным и правильным. И нам кажется, что так было всегда.

Но это еще надо было увидеть тогда, несколько лет назад. Как он это увидел? Загадка. Просто он понял Туву. Понял Тимура Дулуша. Понял наших музыкантов. Понял и почувствовал внутренний потенциал.

Сейчас он говорит, что это правильно дать оркестру имя Тимура Дулуша. Это имя – уже бренд. Где находится Тува можно долго объяснять, еще непонятно, вспомнит ли собеседник из другой страны музыкальные традиции Тувы. А Тимура Дулуша, после его блистательный выступлений знают все оркестранты. И везде.

Уже исполнились многие мечты, а точнее – планы Тимура Дулуша. Он хотел выступить на Красной площади, и чтобы проехать по ней на конях. План дерзкий и, практически не исполнимый. Но ведь это уже было. Уж было и на конях и на коньках, и с мистерией Цам…

Он хотел зайти в Европу и Азию – и это уже было. Хотел пересечь океан со своим оркестром… Это будет. Все мечты Тимура Дулуша и Петра Казимира по сути – планы.

«Девять девяти»

А мы поняли, что он понял… Опять неуклюжая фраза? Да нет, все правильно, иначе и не скажешь. Мы поняли, что он понял Туву, когда к столетию Единения он написал свою сюиту «Девять девяти».

Это концептуальное произведение философского плана, объединенное общим художественным замыслом – сакральным числом «9», означающим высшую духовную силу. В ней не использованы какие-либо подлинные тувинские песни, но она – очень тувинская, если можно так сказать.

Тос-карак – ложка с девятью «глазками». Девять «глаз» не случайны. Капельки-слезки, разлетающиеся на все стороны света – это подношение Солнцу, Земле, Воде, Дереву, Стреле, Огню, Орлу, Маралу, Медведю. Все эти культы входят в состав культа Неба. Сюита «Девять девяти» - это и есть подношение Небу.

Очень щедрое подношение. В котором есть и богатыри на белых конях, стелющиеся по степи и взлетающие выше звезд, и дым артыша, и мурлыканье снежного барса, и бескрайние степи, и острые скалы.

Цифра 9 – это всемогущество, Тройная Триада. Высшая духовная сила, небесное число. Это объединение начала и конца, то, что находится за гранью понимания. А в целом – матрица Тувы.

Как он мог понять эту матрицу? Вы скажете – ну так, красноярский музыкант, тут же недалеко… Да, от Красноярска недалеко. Но очень далеко от крошечного села Софиевка Первомайского района Николаевской области Украины.

Из Софиевки

Петр Николаевич Казимир родился в 1969 году в украинском селе Софиевка. Он был младшим ребенком многодетной крестьянской семье. Туда как-то приехал тубист Иван Сташевский, чтобы создать духовой оркестр и открыть музыкальную школу. На прослушивание вместе с братом пришел восьмилетний Петр. Ему дали маленький корнет, и он сразу исполнил свою первую гамму до мажор… В духовой оркестр обычно берут мальчиков с двенадцати лет, но, увидев талант, Петру позволили остаться в оркестре. И в девять лет на праздничном шествии в честь Дня Победы маленький трубач Пётр Казимир, в составе духового оркестра исполняя военный марш, шёл со всеми по главной улице Софиевки…

Вот так – шел, шел… и дошел до Тувы. Вообще-то дошел до всего мира. Но мы же сейчас о Туве.

Например, о Международной детской творческой лаборатории имени Константина Тамдына. Да, он там и занимался с детьми и участвовал в работе жюри. Помогал детям делать первые шаги, как и ему когда-то помогали. Однажды привез и свою дочь – талантливую скрипачку, не столько принять участие в конкурсах, сколько показать на ее примере, чему можно научиться, если прилежно заниматься. И когда девочки-скрипачки увидели, как играет Лиза, они и сами, незаметно для себя «перестроились». В целом оркестр зазвучал лучше.

У нас, в Туве прошел I Международный конкурс дирижеров духовых оркестров имени Халилова. Потом, к сожалению, конкурс пришлось «отдать» в Москву, Тува «не потянула» такой высокий уровень, к которому обязывало имя. И в первом жюри первого конкурса мы видели Петра Казимира.

У его есть талант, кроме музыкального, видеть возможности, перспективы. Например, он знает, что недавно у нас прошел Республиканский конкурс исполнителей на духовых и ударных инструментах им. Тимура Дулуша, посвящённый 55-летнему юбилею. В конкурсе могли принять участие учащиеся, студенты, преподаватели, артисты по номинациям: духовые инструменты (по возрастным категориям) и тувинские традиционные духовые инструменты (без возрастных ограничений).

Петр Казимир в недоумении – почему именно «республиканский»? Если бы назвали «открытый» в нем могли бы участвовать, например, и его студенты, а они этого хотели! И можно было бы народные инструменты разных народов – тоже по номинациям. Допустим, что в первый год участников было бы немного, но зато какие перспективы на будущее!

Да, в этом и есть Талант. Петр Казимир видит возможности и потенциал. В Туве они огромны, надо только уметь увидеть.

Однажды в Туве случился Петр Казимир… И… он продолжается. Его идеи и возможности помогают Туве достигать новых высот, прочно оставаясь в русле традиций.

Ирина Качан.

Приложенные файлы