Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Первый учитель

5 октября 2024
9

Учительских династий в Туве немало. Эта профессия традиционно считается одной из самых уважаемых в нашей республике. «Тувинская правда» встретилась с представителями учительской династии Манын-оол Саая, чей общий стаж составляет почти 77 лет.
Наталья Саая – преподаватель во втором поколении. Пришла работать в родную школу №1 города Кызыла в 2000 году, которую окончила сама, и в которой вот уже на протяжении 35 лет работает учителем начальных классов ее мама, Алевтина Сандановна Манын-оол.

«Какая моя мама? Очень ответственная, дисциплинированная, скрупулезная. Мама живет с нами, свет в ее комнате зачастую не гаснет до глубокой ночи. Я знаю, что в это время она проверят тетради, пишет план проведения уроков. Каждый раз готовится к ним, как в первый раз. И это при том, что ее учительский стаж – почти 50 лет! Глядя на нее, тоже не могу позволить себе поблажек. Понимаю, что быть учителем – это, в первую очередь, огромная ответственность, – рассказывает Наталья Юрьевна. – Я ведь на какое-то время уходила из профессии. Около 5 лет работала в делопроизводстве, но потом поняла, что все-таки не могу без школы, без общения с детьми, без вот всей этой школьной суеты. Как это ни банально, но учитель – это действительно призвание. Преклоняюсь перед всеми, кто выбрал эту профессию делом своей жизни.
Моим первым учителем была мама. Во всех смыслах. К ней я пошла в первый раз в первый класс. Она дала мне и первые жизненные уроки. Например, выполнять каждое дело по максимуму своих возможностей. Помню, как за одну из проверочных работ она поставил мне тройку. Как я на нее обиделась тогда! Она же моя мама, как она могла мне поставить такую оценку! Но с возрастом поняла, что это было справедливо, я действительно тогда «не дотянула».

После окончания школы поступила в Тувинский государственный университет на физико-математический факультет. Пришла работать в родную школу, сейчас преподаю информатику. Мой супруг Алаш Александрович Саая – тоже учитель информатики. Так что мы и дома, и на работе всегда вместе. Наши дети пока не изъявляют желания стать учителями. Старшая дочь хочет быть дизайнером, младшему всего 7 лет, и он пока не думает о профессии. Но если наша учительская династия продолжится, и дети пойдут по нашим стопам, буду только рада. Профессия учителя сейчас, как и многие другие специальности, трансформируется, внедряются новые подходы и принципы, активно используются технические новшества – все это очень интересно», – считает Наталья Юрьевна.

Разговор об учительских буднях продолжаем уже с Алевтиной Сандановной Манын-оол. Ее труд отмечен многими почетными наградами, среди которых звание «Заслуженный учитель Российской Федерации», которое она получила в 2021 году.
«Я родилась в семье сельских тружеников. Детство провела в селе Хадын Пий-Хемского района. Почти все свободное время помогала маме на ферме, доила телят или работала на огороде. В Хадыне школа была восьмилетней, поэтому старшие классы оканчивала уже в Аржаанской школе-интернате. Там учились дети из Чкаловки, Тарлага, а также отдаленных чабанских стоянок.

Я не сразу решила стать педагогом, хотя мне всегда нравилась эта профессия, очень уважала своих школьных учителей. После окончания школы, не набрав нужное количество баллов в кызылское медучилище, год проработала санитаркой в ресбольнице, мыла операционную.
Благодарна судьбе за этот опыт. Иногда, чтобы понять свой истинный путь, нужно попробовать что-то совсем чуждое. Моя настольная книга – Библия. К вере пришла как-то естественно, хотя была и пионеркой, и комсомолкой, и даже вступила в партию (Коммунистическую партию Советского Союза – примечание редакции). Вера является для меня духовно-нравственным ориентиром, из Библии я познаю истину о жизни, о природе человечества. Фактически она говорит: «Вот путь. Держись его».

Свой путь я нашла в учительстве. После окончания Кызылского государственного педагогического училища начала работать воспитателем в Кызыл-Арыгской вспомогательной школе в Танды, затем старшей пионер-вожатой в Аржаанской средней школе Пий-Хемского района, в 1983 году стала учителем начальных классов в родной Хадынской школе. В 1986 году окончила Кызылский педагогический институт по специальности «Преподаватель русского языка и литературы» и вот с 1989 г. по настоящее время работаю учителем начальных классов в школе №1 города Кызыла.
Что значит для меня быть учителем? Я не просто передаю знания, но стараюсь вдохновлять, поддерживать и направлять учеников. Учитель наряду с семьей участвует в формировании личности, помогает ребенку развивать мышление и навыки общения. Стремлюсь к тому, чтобы раскрыть потенциал каждого своего ученика.

Я до недавнего времени вела начальные классы с изучением тувинского языка. Из года в год наблюдаю, как знание родного языка среди школьников ухудшается. И это, конечно, настораживает. Ведь не зная язык, невозможно понять культуру и традиции своей нации. Прикладываю все усилия, чтобы мои ученики к 4 классу освоили родной язык на хорошем уровне, могли свободно говорить, понимали принципы грамматики, словообразования и т.д.
В прошлом году ко мне вновь пришли первоклассники, класс в основном русскоязычный, хотя все тувинцы. Учатся по обычной программе, где не предусмотрено часов на изучение родного языка. Родители сами попросили меня обучать детей тувинскому, хотя бы в рамках внеклассной работы. Руководство школы поддержало это решение, и теперь дети ходят на эти уроки с удовольствием, хотя они не обязательные.
Вот эта слаженная работа коллектива школы под руководством Татьяны Леонидовны Шарыповой, родителей, учеников – очень вдохновляет. Несмотря на огромную нагрузку, которая, порой, приводит к эмоциональному выгоранию, успехи учеников, их благодарность вновь дают силы для дальнейшего служения выбранному профессиональному пути.

Сейчас работаю над разработкой уроков по нравственному воспитанию школьников. В основе нравственности – знание своих традиций, истории, языка, принцип взаимопомощи и взаимоуважения. Вот это все я стараюсь привить своим ученикам.

Алимаа Монгуш.
Фото из личного архива Алевтины Манын-оол и Натальи Саая.