В прошлом материале, побывав на конференции и определив первоначальное местоположение Самагалтайского (Оюнарского) хурээ, мы собирались в чыргаландинский музей. А потом решили отправиться на поиски места, где когда-то стоял Шалые хурээ. Ну вот, пора настала идем в музей и дальше – по маршруту.
Если кто-то забыл или пропустил
Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при правительстве Республики Тыва разработал проект «Буддийские монастыри и храмы России: создание единой информационной базы данных».
«Инвентаризацией» дацанов и хурээ стали заниматься исследователи из Москвы, Бурятии, Забайкальского края, Тувы и Калмыкии. По проекту создана Единая база данных, куда занесут буддийские храмы страны.
Поскольку Тува вышла с этой инициативой, то здесь очень тщательно отнеслись к созданию базы. В нее войдут не только ныне действующие, но вообще все, когда-либо существовавшие на территории Тувы.
Местоположение прежнего Самагалтайского хурээ нельзя установить с точностью до метра – есть некоторые аспекты, не позволяющие сделать это. Но приблизительно место определили с помощью старых фотографий, на которых виден характерный рельеф гор.
Поиск Шалык хурээ обещал быть еще более сложным, но сначала все решили заехать в музей Чыргаландинской школы, где Урана Эртине, заведующая музеем, обещала показать нечто новое и невероятное.
Чем может удивить музей?
В чыргаландинском музее довелось бывать много раз, и казалось, что могу там ориентироваться с закрытыми глазами, как в собственной квартире. Помню даже самые первые впечатления. Экспонатов тогда было немного, и на видном месте стояла деревянная композиция – битва Пересвета с Челубеем – подарок кого-то из гостей. Тогда долго думала, если бы пришлось «болеть за наших» за кого надо было бы болеть, если живешь в Туве, на родине Субедея, который брал Киев? Загадка.
Потом экспонатов становилось все больше, эта композиция переместилась на самый верх выставочного шкафа. Но что же новое, да еще и невероятное могло появиться в музе?
Ну да, забыли еще одну вводную: два года все сидели по домам и никуда особо н ездили. Но все ведь работали! Школьный музей преобразился настолько, что теперь впору тут заблудиться, хотя, конечно, старая избушка, где он находится, осталась прежней.
Появились новые экспонаты, сделали новые экспозиции. Из новых экспонатов первым делом обращает на себя внимание старый плуг. Старый – но почти как новый. Это интересно, но разве невероятно?
Оказывается, удивить нас хотели совсем другим – настоящий тон Комбу-Доржу! Вот в это реально поверить невозможно. Старый тон хранился где-то в сундуках потомков амбын-нойонов. Конечно, со временем несколько пообветшал, но вот его слегка реставрировали, и он – как новый! Ну, не совсем новый. Конечно, видно, что вот это – старые меховые шкурки, а вот это – новые вставки. Но в целом – сохранился! И золотое шитье по вороту сохранилось, и пуговицы.
Да, удивили. Конечно, что-то в музее было еще новое, были интересные композиции, показывающие основные характеристики весенней, летней, осенней и зимней чабанских стоянок. С трепетом здесь относятся к подлинным документам Вайнштейна, подаренных его семьей. Но вот именно тон Комбу-Доржу заставил забыть все вокруг.
Крепкие нервы у ученых
А теперь, наконец, на поиски Шалык Хурээ! Вот только куда? Как хоть приблизительно это узнать. Конечно, ученые работают с информантами. А если у разных информантов разные сведения? Ну как угадать, кому верить?
Например, в книге Марины Монгуш «История буддизма в Туве (вторая половина VI — конец XX в.)», сказано, что в 1998 году «в сумоне О-Шынаа Тес-Хемского кожууна на месте ранее разрушенного Шалык хурэ был возведен небольшой трехэтажный храм с одноименным названием. Он был построен по инициативе и за счет личных средств местного жителя Шалык-оола Шомбула, который приходится сыном последнему камбы-ламе этого хурэ Ивану Шомбулу, репрессированному в свое время за религиозные убеждения. Очевидно, в этом случае можно говорить о некоторой преемственности традиции, хотя утверждать, что подобное явление имеет распространенный характер, нет достаточных оснований».
Это же она не придумала? Явно это сказали информанты. И тогда зачем что искать – надо просто найти новый храм, что не вызывает проблем, и именно там будет место старого храма.
Оказалось, все не так просто.
Оказалось, что и сам поселок О-Шынаа, хоть и имеет относительно недолгую историю, уже успел и исчезнуть, и «откочевать». То есть, сначала поселок построили, потом сочли нерентабельным его существование в целом, и поселок «закрыли», жители переехали в другие села. Но вдруг оказалось, что он все-таки нужен. И его вновь отстроили, но уже в другом месте рядом с дорогой.
А хурээ был рядом со старым поселком. Или это старый поселок построили радом с хурээ? В общем, искать надо.
Оваа Шалык
Искать в Туве что-либо, вообще очень увлекательно. Как-то в Службу охраны культурного наследия (если проще – Служба охраны памятников), когда она еще была, поступило сообщение о том, что, вероятно, в Тес-Хеме работают «черные копатели» - проходят незаконные раскопки курганов. Адрес дали «точный»: не доезжая примерно пяти километров до О-Шынаа повернуть налево… Тогда искали целый день, а уже затемно нас нашли эти самые «копатели», которые на самом деле оказались геологами.
На этот раз все было проще. Александр Шоюн, Заслуженный журналист РФ, поэт и прозаик сам родом из Тес-Хема. А его супруга из рода Шалык. Он рассказал участникам конференции о буддийском объекте, построенном позже Самагалтайского хурээ – Шалык хурээ в местечке Деспен среди гор в нескольких километрах от современного села О-Шынаа. Он знал, где раньше было село, и это здорово упрощало дело.
Ехали долго. И выехали в долину невероятной красоты. Она была похожа на торжественный зал. В центре – курган, на вершине которого родовое оваа Шалыков. Здесь было красиво, как и везде в Туве, но все-таки немного по-другому. Не знаю, с чем сравнить. Это просто надо видеть. Общее впечатление было действительно торжественным.
Здесь провели небольшой обряд, и поехали дальше – мы же ищем не оваа, а хурээ. На кургане, где установлен оваа, в глаза бросился небольшой зеленый камешек. Но кто же будет брать камни с оваа?! Я смело сказала, что здесь его брать не будем, возьмем зеленые камешки на том месте, где был хурээ. Это можно. К тому же они там «намоленные», это даже приветствуется, по словам Ульяны Бичелдей. Но найдем ли мы хурээ, и будут ли там зеленые камни, оставалось под большим вопросом.
Хурээ Шалык
Поехали дальше. Под колесами машины уже не было дороги, а были просто камни. Или снег. Или вода. Профессию шофера в Туве можно считать экстремальной.
Нашли село. Дальше квест был хитрее. Надо было найти фундамент бывшей школы, и искать недалеко от него…
Ладно, фундамент предполагаемой школы тоже нашли. А вокруг большое количество однотипных бетонных фундаментов. Абсолютно одинаково сделанных. А надо искать деревянный, причем, не факт, то сохранившийся.
Ходили по поселку, которого уже нет, долго. И тут в дело вступает просто везение. Или это была награда за поиски? Вот они – обломки зеленых камней. Совпадение? Нет. Рядом два фундамента совсем другой формы, и иначе сделанные. Небольшие насыпи и фрагменты бревен.
Это могло быть что угодно. Но ведь именно на том месте, где, по сообщениям информантов был хурээ. Так что – нашли! И это место занесут в создаваемые реестры. Хотя Ульяна Бичелдей выразилась более осторожно. Она говорит, что «выезд после конференции поисковой группы позволил зафиксировать примерную точку, где находился по предварительному обследованию небольшой дуган с пристройкой». Ну, дуган, так дуган. Некоторые информанты так и говорили, что был не хурээ, а дуган. Хотя есть люди, из рода Шалык, которые утверждают, что был полноценный хурээ. Два дугана можно считать за один хурээ? Оба фундамента небольшие. Но, может быть, постройки были высокими?
Шалык-оол Шомбул построил дуган с тремя поверхами. Наверное, он представлял каким должен быть храм. Ну а считать его дуганом или хурээ – это уж как захочется. В данном случае поисковая экспедиция действительно нашла место, где стоял Шалык хурээ.
А впереди еще поиски других мест, где когда-то стояли старые храмы…
Ирина КАЧАН
"Тувинская правда" № 38 от 28 мая 2022 года