Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Перепады высоты в Овюре

11 августа 2021
96

Врио Главы Тувы Владислав Ховалыг осматривал не только те учреждения, которые гордились своими достижениями, но и проблемные объекты, по которым надо было срочно принимать конкретные решения.

Прекрасно и ужасно

Что может быть прекрасным и ужасным одновременно? Конечно дороги! Вот закручивается дорога на перевал «Тээли». Пейзажи потрясающие, даже на взгляд искушенного зрителя, который побывал в разных местах Тувы. На самой вершине, где постоянные ветры – растут сосны-«кусты». А вот дорога... Ну, так себе дорога. А зимой говорят, тут и не проедешь – снега много.

Ну, вот конкретно с этой дорогой все понятно. Для нее купят новую мощную технику – расчищать снег и в целом обслуживать дорогу.

Вечером уезжать домой решили (поскольку были у горы Дус-Даг) через Самагалтай. И вот тут сложно точно сказать – может, в Овюре, а может, в Тес-Хеме – но дорога была совершенно кошмарной. Это там, где она была. Потому что в двух местах ее вообще не было – смыло полностью. Нужно было съезжать с дороги, искать пути и способы пересечь кусок степи, а потом опять взобраться на эту, пусть кошмарную, но все равно дорогу.

И с этим, конечно, надо что-то делать. Потому что без транспортной связи жить в поселках невозможно. В чудесном селе Дус-Даг, о котором речь пойдет ниже, много пустых домов – молодежь здесь не задерживается.

Прекрасно и ужасно-2

Прекрасными и ужасными могут быть и мосты. Захватывающая картина: водопад устремляется вниз из новых промоин. Для триллера подойдет, например, такая картина: небольшой, почти пасторальный мостик… завершается провалом, но через какой-то промежуток начинается вновь дорога. И нужно обладать недюжинным водительским талантом, чтобы вписаться в узкую полоску, перемычку между мостом и проезжей частью.

Самый живописный и кошмарный из мостов Овюра – через реку Чоза. Рай для фотографов, ад для шоферов. Конечно, это нынешнее дождливое лето во многом виновато. Но кто даст гарантию, что следующим летом не будет ливней? Все-таки и дороги, и мосты должны быть надежными.

Владислав Ховалыг принял решение выделить 35 млн рублей – это только на разработку проектов. Деньги на дороги понадобятся более серьезные, чем республика может себе позволить. Придется защищать проект на федеральном уровне.

Солчур

Солчур тоже чудесный. А библиотека, которая находится в здании клуба – вообще волшебная. В зале для детей – антураж сказочного замка. Это был проект модельной библиотеки 2014 года, немного уже устарел. Но сейчас, после капитального ремонта ДК и некоторой перепланировки, клуб и библиотека могут только восхищать. У самодеятельных артистов появилась гримерка, выделили помещения для гардероба, отдельное рабочее место появилось у охранника, а во дворе стоит коновязь – как памятный знак в честь недавно ушедшего Народного артиста Тувы Эзир-оола Монгуша.

Казалось бы – что еще надо? А надо многое. Есть уже хороший зал и сцена. Можно и так работать. Но лучше: в обновленный клуб – новое оборудование. Владислав Ховалыг говорит, что на оборудование выделит полтора миллиона рублей.

Рядом в ДК – «Гнездо орлят». Недостроенное еще. Но есть все, что надо, в том числе и желание жителей поселка построить его. Значит, в сентябре уже будет и «Гнездо». 

«Солчур» - место обмена товарами, торговли. По-русски – как город Торжок. Когда наладится работа пропускного пункта в Хандагайты, тогда можно будет и вспомнить древние традиции, в честь которых назвали поселок.

«Антиквариат»

К пограничникам на пропускной пункт Владислав Товарищтайович поехал без журналистов, а вот в больницу в Хандагайты мы попали.  И увидели, как там все устроено. И теперь хочется развидеть.

Прачечная – что-то из эпохи средневековья. На бетонном разбитом полу стоит старая маленькая стиральная машинка. И какая-то ванна приставлена, может, чтобы в нее белье складывать.

В бельевой «античные» шкафы. Старые, неудобные. Женщины, которые работают здесь больше десяти лет, говорят, что так было всегда, оборудование никогда не меняли.

Еще больше удивляют маленькие дома, в которых разместись разные корпуса больницы. То, что они – маленькие не удивляет – в некоторых кожуунах еще сохранились такие же или похожие. Но там они тридцатых лет постройки. Можно понять их ветхость и в целом «музейный» вид. А здания на территории Овюрской больницы простроили в восьмидесятых-девяностых годах. Почему они стали такими ветхими за столь короткий срок? И бревна уже гнилые.

Но новую больницу пока не будут строить ни в этом, ни в следующем году. По программе очередь до нее не дошла. Конечно, выход всегда есть, даже если не самый радикальный. Владислав Ховалыг решил, что в этом году надо сделать самые срочные работы: капитально отремонтировать прачечную и детское отделение больницы. Плюс некоторая техника. И медицинское оборудование, конечно. Средства на все это уже выделили. Глядишь, вскоре вместо «антиквариата» появятся нормальная прачечная и нормальное оборудование.

Озен-Аксы

Если больница в Хандагайты может только огорчить, то обустройство «кыштаговского» хозяйства в местечке с поэтическим названием Озен-Аксы («Вход в таежную ложбину») может только восхитить.

Здесь живут участники проекта 2018 года Айраа Куулар и Айдын Тюлюш. У них две дочери и скоро будет мальчик.  Конечно, помогают родственники: Чодураа и Айдыс-оол Куулары, Чечек Ооржак.

Двести голов коз и овец они уже передали другому участнику программы «Кыштаг для молодой семьи» и сейчас у них 360 голов мелкого рогатого скота. Есть и коровы, и лошадь для пастуха.

Это – семья крепких хозяйственников. И они серьезно нацелены на развитие. Это видно и по отношению к тем же козочкам. Козы самых разных пород, в том числе и диковинной для Тувы – альпийской, ластятся ко всем приезжим. Видно, что привыкли к хорошему обращению.

Но больше видно – по строительству. Уже есть и домик, и кошара, и еще какие-то постройки. Но пилорама по-прежнему стоит неподалеку. Что собираются строить? Ну, во-первых, баню – как же без нее. А во-вторых, домик для работника – пастуху тоже надо где-то жить. Такой основательный подход заслуживает только уважения.

Владислав Товарищтайович полагает, что вот на такие хозяйства надо равняться, и их надо поддерживать. На этой стоянке гостей встречали не только сами хозяева, но и Чимит Куулар – животновод, «тысячник», Арзылан моге. Живет он в Дус-Даге, откуда родом много борцов. И вот сейчас с их помощью поставил в Дус-Даге скульптуру борца, вскинувшего руки в победном танце, а сейчас собирается рядом обустраивать аллею. Так что – пора ехать в Дус-Даг.

Дус-Даг

Дус-Даг – отдельная песня. Именно песня. Здесь много не только борцов хуреша. Здесь количество писателей, по отношению ко всему населению, гораздо выше, чем в целом по республике. Здесь буквально в одной юрте родились несколько поэтов. Отсюда родом писатель и драматург Виктор Кок-оол. И Степан Сарыг-оол, и Бегзи Донгак, и Николай Куулар и много еще кто.

Заведующая маленькой, и очень уютной сельской библиотекой Долаана Кертик-оол готова рассказать про всех сразу и по отдельности. Есть у нее и буклеты с историей села, где изложена легенда как обнаружили соляную гору. И какие красивые сувениры делали из этой соли.

Наверное, она и расскажет, зачем строить в селе ДК, если вывеску дома культуры мы только что видели на одном из зданий села. Конечно, расскажет. На самом деле клуб в селе сгорел. Причем, достаточно давно. И под клуб временно приспособили один из магазинов. «Временно» всё никак не кончалось. А тут появилась возможность построить его самим по проекту «Сорунза».  

Как появилась возможность, так и пропала. Привезенные стройматериалы использовали, а до завершения строительства еще далеко. Неприятная ситуация, но не критичная. Владислав Ховалыг уже распорядился и через минкультуры скоро пойдут деньги, направленные на завершение возведения клуба. Но точно такие же строят еще в шести селах Тувы (всего – семь). Клубы строят из арболита, который везут издалека. А в Туве есть местные производители строительных материалов. Почему нельзя воспользоваться их продукцией? Сейчас об этом, наверное, поздно говорить, поскольку контракты все уже заключены. И рабочие обещают к середине сентября клуб достроить. А на будущее надо иметь в виду, что лучше все-таки поддерживать свое производство.

Из Дус-Дага на Дус-Даг

В селе есть еще одно проблемное место – школа. Одна из тех школ, которыми в свое время руководил отец Владислава Ховалыга. Крышу пора ремонтировать и не только крышу. Много времени не ушло на то, чтобы выяснить какую сумму надо выделить на ремонт. И впереди – Дус-Даг. На это раз – гора, а не село.

Году примерно в 2013-2014 взяли в аренду кемеровские предприниматели, обещали хорошо наладить производство. Но в результате не стало соли даже для производства уникальных сувениров и светильников.

Сейчас за дело взялось ООО СК «Дус-Даг», генеральный директор Орлан Дугур-Сюрюн. Обещают наладить производство. И это было просто замечательно, учитывая настоящую «дипломатическую войну» с Монголией за эту гору. МНР очень хотелось, чтобы Дус-Даг и местность вокруг отошли к ней. Только с помощью СССР Туве тогда удалось отстоять свои земли.

Станет ли производство соли очередной высотой Овюра? Поживем-увидим.

Ирина КАЧАН

"Тувинская правда" № 35 от 11 августа 2021 года.