«Сюда мы решили передать паром, который раньше верой и правдой служил на Большом Енисее, – заметил Шолбан Кара-оол. – Возникла идея перевести неиспользуемый паром на Малый Енисей, чтобы жители окрестных сел не чувствовали себя оторванными».
Паром, который начал работать в Бельбее, ранее использовался для переправы на Большом Енисее. Но два года назад с помощью российской армии был построен мост, который связал с «большой землей» села Кара-Хаак и Черби. Однако кара-хаакский паром не встал на прикол.
Дело в том, что на Малом Енисее в районе Бельбея до недавнего времени действовал деревянный паром, который был построен хозяйственным способом еще в прошлом веке. Но совсем недавно надзорные органы запретили его эксплуатацию.
Один из жителей Каа-Хемского района Вячеслав Гусев в декабре 2019 года обратился за помощью к главе республики.
Шолбан Кара-оол поручил создать все условия для того, чтобы паромная переправа в Бельбее вновь заработала.
Тем более, что в последнее время села Сизим, Эржей, Усть-Ужеп и Шивей, где компактно проживает русскоязычное население республики, стали появляться туристические базы. Они пользуются спросом у туристов из соседних регионов, который привлекает красивая природа верховьев Малого Енисея.
Кроме того, в селе Сизим несколько лет подряд проходил межрегиональный фестиваль русской культуры на Малом Енисее «ВерховьЁ», который собирает довольно внушительную аудиторию ценителей русской культуры. Направленный на укрепление гражданского единства народов России форум считается важным мероприятием, которое содействует процессу возрождения, сохранения и развития традиционной русской культуры. В рамках фестиваля, который обычно собирает более тысячи гостей, проходят конкурсы ансамблей аутентичной русской песни и мастеров народных художественных промыслов и декоративно-прикладного творчества.
В короткий срок в селе Бельбей были проведены необходимые строительные работы, установлено устройство по передвижению канатного парома – 70-метрового железного троса, который соединил оба берега Каа-Хема, а на левой стороне возле берега залили бетонный вал.
В беседе с местными жителя Глава Тувы отметил, что появляется экономическая основа для эксплуатации парома. «Думаю, что будет справедливым, если переправа для местных жителей должна будет бесплатной, а вот туристы могут вкладываться – считает Шолбан Кара-оол. – Тем более, что сюда на Малый Енисей – в Эржей и Сизим с каждым годом растет туристический поток».
Завершая общение, Глава Тувы поставил задачу перед местными властями принять все необходимые меры для безопасной эксплуатации объекта.