Тувинская правда 12+

Памятник большому Человеку

14 декабря 2022
84

Обычно бывает презентация макета памятника или проходит торжественное мероприятие по поводу открытия памятника. А у нас был некий промежуточный этап: памятник пока разместили в фойе театра – на постамент установят только весной. Официально это памятник народному артисту Максиму Мунзуку в образе Дерсу Узала. Хотя есть некоторые сомнения.

Фильм Акиры Куросавы

Допустим, это памятник герою фильма Акиры Куросавы. Конечно, памятники героям фильмов есть, но они показывают именно киногероя, например, Козодоев («Бриллиантовая рука») в Новороссийске. Но это – чисто для развлечения и для туристов. Особый смысл в них не вкладывают. И их не ваяют по заказу Русского географического общества скульпторы Студии военных художников имени Митрофана Грекова.

Да, это – особый фильм: он получил премию «Оскар», американскую премию за лучший фильм на иностранном языке. В следующие годы такую награду получали фильмы: «Чёрное и белое в цвете» (Кот-д’Ивуар), «Вся жизнь впереди» (Франция), «Приготовьте носовые платки» (Франция), «Жестяной барабан» (ФРГ)… Не все сейчас вспомнят эти фильмы.

Кстати, на роль Дерсу претендовали разные артисты и не только артисты. Например, нанайский певец Кола Бельды, солист бурятского балета Цыден Бадмаев (он больше всех был похож на настоящего Дерсу Узала), киргизский актер Суйменкул Чокморов страстно желал сыграть эту роль, но помешали высокий рост и молодость.

Был бы памятник Дерсу, если бы главную роль получил кто-то из них? Может, и был, если кто-то другой смог бы достичь той же высоты искренности, как и Максим Мунзук.

Памятник РГО

Но вот что-то смущает в лице скульптурного изображения. Да и в фигуре в целом. Как кажется, скульптура не вполне похожа на Максима Мунзука, исполнителя роли Дерсу Узала.

К тому же, это – четвертый памятник знаменитому гольду в России. Хотя черты лица у всех разные, но надписи на памятниках подтверждают их «родство». Четвертый памятник... Если все дело в «оскароносном» фильме, то где-то должен быть десяток памятников Куросаве. И столько же – Арсеньеву. Наверное.

Но оказывается – нет. Куросаве нет вообще, а Арсеньеву осенью этого года установили памятник во Владивостоке. Но это памятник не артисту Соломину, не герою фильма, а подполковнику, члену Императорского Русского Географического Общества, путешественнику и географу, этнографу и исследователю Дальнего Востока.

Тогда, может, и памятники Дерсу – это не киногерою, а проводнику штабс-капитана в «экспедиции на практически неисследованный прежде хребет Сихотэ-Алинь с целью сбора военно-географических и военно-статистических данных на случай войны с Японией»? Тем более, что на Максима Мунзука они не слишком похожи.

Но по заказу Русского географического общества скульптор Студии военных художников имени Митрофана Грекова делал только наш памятник. Опять что-то не сходится. Да, Дерсу Узала был проводником. Но где тогда памятники проводникам Пржевальского, Козлова?

Памятник герою книги

А вот это уже больше похоже. Путешественников было много, но они не писали романы, не рассказывали о своих проводниках. Принято считать, что Арсеньев широко известен своими приключенческими книгами «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала», рассказывающими о его экспедициях по Уссурийской тайге вместе со своим другом и проводником, гольдом Дерсу Узала. Эти книги ещё при жизни автора стали популярны в России и за рубежом, среди других литературных произведений Арсеньева - повести «Сквозь тайгу» и «В горах Сихотэ-Алиня».

Но это не совсем верно. После смерти Арсеньева стали много публиковать «разоблачающих» статей. Начались «посмертные гонения», как бы абсурдно это ни звучало. Ему самому ничего уже не могли сделать, а вдову репрессировали, позже расстреляли. По иронии судьбы Владимира Арсеньева посчитали главой японской разведки в России.

Так что довольно длительный срок его книги никак не могли публиковать. Они вновь появились в конце пятидесятых, начале шестидесятых, но особого ажиотажа не вызвали. Так что, и памятник герою книги отпадает?

Счастливое сочетание

Наверное, просто звезды так сошлись. Не далекие светила, а звезды в области литературы и искусства. Литературная основа произвела большое впечатление на Куросаву, и тот захотел снять фильм. Кстати, ведь незадолго до этого уже был фильм про гольда-проводника: «Дерсу Узала» - художественный фильм режиссёра Агаси Бабаяна.

Фильм приключенческий и достаточно динамичный. Владимир Арсеньев занимается изучением Уссурийского края, в тайге знакомится с охотником Дерсу Узала, который становится его проводником и верным другом. Путешествуя по тайге, отряд сталкивается с тигром, которого Дерсу прогоняет лишь силой убеждения; пробирается по болоту; встречается с браконьерами, у которых конфисковывает незаконно добытые ценности, а самих изгоняет из Уссурийского края. Во время одного из переходов Владимир находит кусок каменного угля и вдвоём с Дерсу идёт искать месторождение. Потом Арсеньев заболевает и, кроме того, попадает в лесной пожар, из которого его спасает Дерсу. Дерсу Узала играл Касым Жакибаев.

Но этот фильм не имел успеха. Нужны были другие звезды. И вот эти другие звезды донесли гуманистический заряд книги.

Дмитрий Клавсуц, скульптор, на презентации памятника сказал, что создавал памятник и персонажу, и конкретному человеку, благодаря которому этот персонаж – Дерсу Узала – стал легендой. Наверняка он мог сделать и большее портретное сходство, но идея была иной: «Я перед собой ставил задачу, как раз вот объединить несколько тем, в одном памятнике. То есть это и единение человека с природой, также вспомнить великого режиссера Акиру Куросаву и естественно Максима Мунзука, выдающегося деятеля Тувы».

В чем секрет

Так в чем основная притягательность образа? Не только ведь в актере. Артисты могут играть и злодеев. Главное, все-таки, сам Дерсу. Вот, по тексту книги:

«Во время ужина я бросил кусочек мяса в костёр. Увидев это, Дерсу поспешно вытащил его из огня и швырнул в сторону.

- Зачем бросаешь мясо в огонь? - спросил он меня недовольным тоном. - Как можно его напрасно жечь! Наша завтра уехали, сюда другой люди ходи кушай. В огонь мясо бросай, его так пропади.

- Кто сюда другой придёт? - спросил я его в свою очередь.

- Как кто? - удивился он. - Енот ходи, барсук или ворона; ворона нет - мышь ходи, мышь нет - муравей ходи. В тайге много разный люди есть. Мне стало ясно: Дерсу заботился не только о людях, но и о животных, хотя бы даже и о таких мелких, как муравей».

«Я опасался дождя и спросил мнения Дерсу насчёт погоды. Он сказал, что сейчас состояние погоды такое, что «туман сам ещё не знает, превратиться ему в тучи или рассеяться». Сказал это он по-своему и опять назвал туман «люди». У него это вышло так, как будто туман рассуждал, превратиться ли ему в дождь или подождать немного».

У Дерсу «люди» - это все, что есть на планете. Все равны, обо всех надо заботиться.

Никакие экоактивисты не могут достичь такой глубины единения с природой. Может быть потому, что их понятия защиты окружающей среды идут от головы, а не от сердца. Далеко не все, кто участвует в мероприятиях, посвященных экологическим проблемам, чувствуют себя ее частью. Человек – это такие же «люди» как барсук или мышь. Это и есть секрет Дерсу. И ему ставят памятники, чтобы не забыть об этом. Ну а Туве просто повезло, что здесь родился Максим Музук, человек, который смог его воплотить в экранизации.

Но все-таки, этот памятник посвящен именно Дерсу, тому большому человеку, который считал, что всё вокруг – тоже люди, который чувствовал себя неотделимой частью природы.

Ирина КАЧАН

Редакция «ТП»