Тувинская правда 12+

Памяти учителя

6 сентября 2023
73

Скорбная весть пришла из города на Неве 24 августа – после тяжелой болезни скончался Дмитрий Глебович Савинов, известный археолог, профессор Санкт-Петербургского университета, доктор исторических наук, посвятивший всю свою жизнь изучению культуры древних и средневековых народов Сибири и Центральной Азии. Банальная фраза, обычная для некрологов, о том, что российская наука понесла тяжелую утрату, в данном случае слабо передает то, что чувствуют сейчас все археологи, работающие в поле на необъятных просторах Сибири или в тиши своих кабинетов. Нет такого ученого, который не был бы знаком с Дмитрием Глебовичем либо лично, либо по его многочисленным трудам. Ученый энциклопедических знаний оставил богатейшее научное наследие, но не менее важно, что его усилиями подготовлена целая плеяда археологов-сибиреведов, к которым себя относят и авторы этих строк. Д. Г. Савинов был признанным лидером Санкт-Петербургской научной школы по изучению древней и средневековой истории Сибири, которая теперь обезглавлена.

Биография Дмитрия Глебовича хорошо известна среди коллег и учеников, поскольку в честь его круглых дат и юбилеев было выпущено несколько сборников статей, часть которых посвящена жизненному пути ученого. Последний толстый том - 756 страниц! - под названием «Творец культуры. Материальная культура и духовное пространство человека в свете археологии, истории и этнографии» (Труды ИИМК РАН. Т. LVII) вышел совсем недавно, в 2021 году к 80-летию профессора Савинова. В предисловии к этому капитальному изданию В. А. Лапшин, который был тогда директором Института истории материальной культуры РАН, исчерпывающе привел все основные биографические данные и мы воспользуемся этим текстом с незначительными сокращениями, чтобы познакомить с ним читателя.

«Дмитрий Глебович родился 20 марта 1941 г. в семье молодых ленинградских художников-живописцев Г. А. Савинова и О. Б. Богаевской. Его деды: художник А. И. Савинов и Б. Л. Богаевский – археолог, историк искусства, сотрудник РАИМК–ГАИМК–ИИМК. Первая же зима в жизни будущего ученого оказалась блокадной. Отец воевал на Ленинградском фронте, оба деда погибли в блокадном городе.

Только в августе 1942 г. Митя Савинов с матерью эвакуировались в Елабугу. Вернулись они в Ленинград летом 1944 г. В 1958 г., окончив школу, Дмитрий Глебович поступил на факультет теории и истории искусства Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Академии художеств СССР. На этом этапе победили гены деда-искусствоведа Бориса Леонидовича Богаевского.

Поворотным моментом в жизни для Дмитрия Глебовича, как и для многих археологов, стала первая экспедиция, в 1959 г., Байкальская, под руководством Михаила Петровича Грязнова. В том же году он перевелся на кафедру археологии Ленинградского государственного университета, связав всю свою дальнейшую судьбу с археологией Сибири. Уже в студенческие годы Д. Г. Савинов работал в Саяно-Тувинской и Красноярской экспедициях ЛОИА АН СССР.

Первая научная работа о наскальных изображениях Центральной Азии и Южной Сибири была опубликована им в 1964-м дипломном году. В дальнейшем, в течение своей долгой исследовательской и преподавательской деятельности, Д. Г. Савинов работал во многих научных учреждениях Ленинграда/Санкт-Петербурга. Внешнюю легкость, с которой Дмитрий Глебович менял места работы, сам он объясняет тем, что оставался неизменно верен выбранной тематике исследований, а также кругу профессионального и дружеского общения, благодаря чему попадал в каждом новом месте работы в среду хорошо знакомых и духовно близких ему коллег.

В 1965 г. Д. Г. Савинов возглавлял один из отрядов крупнейшей в Советском Союзе спасательной археологической экспедиции — Саяно-Тувинской экспедиции ЛОИА АН СССР, работавшей под руководством Александра Даниловича Грача. В 1968 г. Рудольф Фердинандович Итс пригласил его работать на воссозданной после долгого перерыва кафедре этнографии и антропологии Исторического факультета ЛГУ. Пришлось «с места в карьер» начинать одновременно несколько курсов очень широкой тематики.

Но археология не была оставлена: во главе Южносибирского палеоэтнографического отряда ЛГУ он вместе со студентами работает на раскопках в Хакасии, Туве, в горных и степных районах Алтая, в Новосибирской и Кемеровской областях. В 1980-е гг. Д. Г. Савинов возвращается в ЛОИА АН СССР, где сразу же возглавляет большую Среднеенисейскую экспедицию, а затем — всю новостроечную группу Института. В 1990 г., как оказалось, всего на один год, Д. Г. Савинов перешел работать в ленинградскую часть Института этнографии.

В 1992 г. произошел новый поворот в профессиональной судьбе: Д. Г. Савинов был утвержден в должности профессора кафедры археологии Санкт-Петербургского государственного университета. В 1996–2001 гг. он возглавлял эту кафедру. Как учителя и любимого преподавателя Д. Г. Савинова помнят многие поколения студентов и аспирантов кафедр археологии и этнографии Ленинградского/Санкт-Петербургского университета. Его ученики работают в институтах и университетах по всей стране.»

Факты биографии ученого, приведенные в этой обширной цитате, достаточно полно описывают его жизненный путь, но не могут передать ощущения душевной теплоты от общения с нашим дорогим Учителем. Тем из нас, кому посчастливилось бывать с ним в экспедициях, никогда не забыть его рассказы на раскопе, у костра или в большой палатке, названной нами «пижамой» за её полосатые стены; как он любил песни Утёсова и замечательно их пел своим совсем не «песенным» голосом.

Когда Среднеенисейская экспедиция под руководством Д. Г. Савинова исследовала могильники в зоне строительства оросительных систем на юге Хакасии, для нас, студентов кафедры археологии, было бесценным даром получить для раскопок свой отдельный курган. Школа Глебыча, как мы его называли между собой, предполагала доверие и приучала к ответственности за памятник, учила видеть за конструкциями оград и надмогильных сооружений, древними предметами, людей, их создававших тысячелетия тому назад.

Учитель сумел вложить в наши головы понимание важности нашей науки. На многочисленных примерах он показал, как из различных по происхождению народов складываются новые, обладающие своими особыми традициями. Задача археолога – суметь раскрутить этот древний запутанный клубок и реконструировать события прошлого, творчески применяя методику исследований. Это в конечном итоге позволяет лучше понять и современные процессы, приучает к толерантности.

Когда птенцы оперились и сами стали писать научные статьи, то самой важной оценкой было мнение Учителя о вышедшей работе. Дмитрий Глебович как никто умел показать все плюсы и минусы авторского подхода к проблеме и ее решения. Но он никогда не навязывал своей точки зрения и умел слушать аргументы.

Дмитрий Глебович Савинов очень любил Туву, с которой его связывало очень многое – и еще юношеские воспоминания о работах в экспедиции со старшим другом А. Д. Грачом, и первые самостоятельные раскопки могильника Урбюн рядом с буддийской нишей в зоне затопления Саяно-Шушенской ГЭС, и конечно же многочисленные друзья.

Таким близким другом был Монгуш Борахович Кенин-Лопсан, которому Дмитрий Глебович очень помог в написании и защите сначала кандидатской, а затем и докторской диссертации. Главный шаман Тувы очень ценил эту помощь и всегда через нас передавал приветы Савинову. Еще до знакомства с живым сокровищем шаманизма мы слышали много рассказов Глебыча об этом уникальном человеке.

Вероятно, любовь Кенин-Лопсана к нашему Учителю как-то проецировалась и на его учеников, поскольку каждое посещение знаменитой избушки становилось для нас праздником многочисленных подарков и интереснейших бесед.

Помнится, когда в 1989 году удалось привезти в Туву некоторых археологов, принимавших участие в Саяно-Тувинской экспедиции на празднование Дней Санкт-Петербурга, было очень тепло наблюдать встречу давно не видевших друг друга соратников. Сергей Никитович Астахов, Галина Вацлавовна Длужневская и Дмитрий Глебович Савинов со слезами на глазах обнимались с Иргитом Унгульчековичем Самбуу и Владимиром Тараштаевичем Монгушем. Все они когда-то возглавляли отряды СТЭАН и всех их теперь уже нет с нами… Одним из мероприятий тогда стала поездка на берега водохранилища в район Шагонара, где было сделана общая фотография.

Эти строки пишутся, когда весь научный Санкт-Петербург прощается с профессором Савиновым. На похоронах собралось более ста пятидесяти человек, еще сотни прислали из многих городов России и зарубежья свои соболезнования и теплые слова о замечательном человеке и большом ученом. Мы не смогли приехать, поскольку необходимо было завершить раскопки этого сезона в Туве.

Памятник требует внимания, как нас учил Дмитрий Глебович. В час прощанья мы пришли к одинокой лиственнице, растущей около нашего кургана, и повязали кадак на ее ветку в память о нашем Учителе. Думаем, ему бы это понравилось. Спасибо, что Вы были с нами все эти годы, спасибо за науку. Светлых путей Вам, дорогой Дмитрий Глебович Савинов.

Константин ЧУГУНОВ, Сергей ХАВРИН, Нина ЖОГОВА, Светлана ПАНКОВА, Наталья СУТЯГИНА, ученики Д. Г. Савинова.


Редакция «ТП»