Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Памяти Халилова

Выбор редакции
4 февраля 2023
58

В минувший понедельник был день рождения Валерия Халилова, который несколько раз выступал в центре Азии, любил эти места, дружил с тувинскими музыкантами. Его жизнь оборвалась в 2016 году в авиакатастрофе над Черным морем. В Туве увековечили его память: филармонии присвоили имя Валерия Михайловича. И вполне закономерно, что 30 января именно в этих стенах прошел концерт «Памяти В. М. Халилова».

Зал оказался полон, разновозрастная аудитория, достаточно молодых лиц (спасибо «Пушкинской карте»). Конечно, много музыкантов, да просто любителей классической музыки. Есть и постоянные слушатели, кто не пропускает такие встречи с прекрасным. Чувствуется, предвкушают что-то интересное.
И ожидания оправдываются полностью. Тут всех «собрал» генерал Халилов. Вспомнили его биографию, концерты в отдаленных местах нашего региона. И не случайно в этот день оказался в Кызыле пианист Сергей Тарасов, он, оказывается, лично знал дирижера, общался не один год с ним. Немного репетировал, «познакомился» с инструментом. А вечером заместитель председателя Правительства РТ Елена Хардикова выступила с приветственным словом перед залом, вручила дорогому гостю букет цветов.
И не просто для «красного словца» Елена Викторовна назвала пианиста рекордсменом по наградам. Это действительно так! Им завоеваны гран-при в различных конкурсах: «Пражская весна» (1988, Чехословакия, родился в 1971-м), Алабама (1991, США), Сидней (1996, Австралия), Хайен (1998, Испания), Порто (2001, Португалия), Андорра (2001, Андорра), Варалло Вальсесия (2006, Италия), конкурс композиторов Испании в Мадриде (2006, Испания). Еще он лауреат конкурсов имени П. И. Чайковского в Москве, имени Артура Рубинштейна в Тель-Авиве, имени Бузони в Больцано и других.
У нас гость представил русскую культуру, классику на века, от которой коллективный Запад сейчас хочет избавиться, да просто забыть. Зачин – «Думка» Петра Чайковского. Зал замер. И внимал, очарованный мастерством пианиста. Волшебные руки, исполнение без нот, артистично, легко, полное единение с роялем. Глубина звучания. Фирменная, индивидуальная подача. Как и при исполнении фрагментов из «Времен года» Петра Чайковского. Это июнь – «Баркарола», август – «Жатва», ноябрь – «На тройке», декабрь – «Святки». Что-то нам хорошо знакомо, другое – не очень. Но – радует удивительная ожившая музыка пианиста.
Услышали мы «Сонату № 2 си-бемоль минор» Сергея Рахманинова. Такое впечатление, что инструмент ожил под пальцами гостя. Вибрирует, даже урчит. Руки творят чудеса, исполнитель глубоко понимает идеи и мысли авторов-композиторов. Сложные пассажи получаются непринужденно. Сочно. Ярко. Всепоглощающе. Порой создается впечатление, что пианист сам написал мелодии. Так он в них «прорастает»… Можно сказать: исполнение такое, как бы в последний раз. Без расслабленности и снисходительности. Музыкант отдает всего себя нам, слушателям. Дарит частицу души, таланта – могучего и яркого. Не удивительно, что раздаются крики «Браво!»
С музыкантом удалось коротко пообщаться. Сергей Александрович дал автограф: «Дорогим читателям газеты «Тувинская правда». Любите музыку и ходите на концерты!!!» Находится в полугодовом отпуске. Работает последние годы в Южной Корее, профессор университета Кемён в городе Тэгу. К нам прилетел из родной Москвы, из Кызыла отправился в Хабаровск, где постоянно выступает. Потом ждет работа. Со студентами на Корейском полуострове общение происходит на английском (это традиция учебного заведения). Но несколько лет учит корейский язык.
Оказывается, начал осваивать игру на рояле с шести лет, это считается поздновато. А в 12 уже выступал с Московским государственным симфоническим оркестром под управлением знаменитой Вероники Дударовой. В Московской консерватории учился по классу профессора Льва Наумова, пару раз уходил из нее. Окончил Ростовскую консерваторию и аспирантуру в 37 лет у профессора Сергея Осипенко. Выбирает то, что хочется. Действительно, «западники» сейчас говорят: русская культура – это очень мало от мировой, крохи, может, два процента. Да, ничего не понимают, такое – глупость. Согласимся.
А во втором отделении продолжили программу наши Духовой и Симфонический оркестры. Первый представил марш «Тыва» В. Халилова. Валерий Михайлович написал его в 2014 году, к 100-летию единения России и Тувы, подарил коллективу. Дирижер – Алдынай Араптан. Духовики сыграли еще одну мелодию генерала – «Адажио». Грустная, напомнившая, как жизнь порой устраивает трагические повороты судьбы…
Услышали мы народную артистку РТ Софью Кара-оол, подготовившую романс «Лепестки жасмина» В. Халилова. А заслуженная артистка РТ, заслуженный работник культуры РФ Эльвира Докулак спела «Солнечную Туву» А. Чыргал-оола (обе – без микрофона!).
В конце программы Симфонический оркестр сыграл «Таежную симфонию» Владимира Токи, полностью. За дирижерским пультом – Шораан Очур. Школа учебы и работы в Красноярске не прошла даром, может настроить коллег. Даже таким «усеченным» составом создают палитру звуков известного произведения пианиста и композитора, что работал тут.
В обоих коллективах сейчас не лучшие времена. Но – стараются. Идут дальше. Видимо, с оптимизмом.

Марина КЕНИН-ЛОПСАН.

Фото из архива редакции

Приложенные файлы