Тувинская правда 12+

Оваа Валерия Ооржака

24 октября 2025
10

На прошлой неделе в Национальном музее Тувы им. Алдан Маадыр была открылась третья персональная выставка Валерия Ооржака. На открытии выставки педагог Владимир Окпан-оолович сравнил свою жизнь с оваа: постоянно и методично он возводит оваа из разных камней. Один камень – научная деятельность, второй – камнерезное искусство, третий - государственная деятельность, четвертый – работа с молодежью.

У подножия Сарыг-Хая
Валерий Ооржак родился в селе Хонделен, который в те годы относился к Бай-Тайгинскому району. А это значит, что агальматолит вошел в его жизнь с детства. Не всем дано стать резчиками. Кроме простого желания нужно еще и упорство, организованность.
Уважение и любовь к камню, народным традициям и, заодно, экологии ему привил один из старейших народных мастеров-камнерезов Бай-Тайги Мижит-Доржу Хертек. Он пообещал взять нескольких школьников в поездку за камнем чонар-даш, показать, как и где его добывают.
Но хитрый мастер не стал облегчать подросткам жизнь. Весной он дал им небольшие куски мягких светлых камней и предложил вырезать кто что захочет. Это был первый экзамен. Не все обладали достаточным упорством. Многие отсеялись, осталось их четверо. Но старик не спешил. На все вопросы ребят говорил, что еще рано идти за камнем. Это был второй экзамен – на терпение. Осенью, в начале октября, поездка состоялась. Выезжали затемно, по снегу.
А дальше были уже не «отборочные тесты», как бы сейчас сказали, а «мастер-классы». Какие обряды надо совершить, как брать камень с уважением и в нужных количествах, как потом закрывать места добычи, чтобы оставшийся камень не испортился… Мижит-Доржу был уверен, что из этих мальчишек получатся настоящие камнерезы, и, в общем-то, оказался прав. Даже если они выбрали другой путь, другую профессию, мастерами они стали. Уже понятно, что одним из этих мальчиков был Валерий Ооржак.

Уроки не прошли даром
Со временем стало ясно, что старый мастер учил их не только и не столько камнерезному мастерству, он учил их жизни. Бережное отношение к природе? И экономика, и экология входят в сферу научных интересов Валерия Ооржака. Народные традиции? О чем это мы говорим? Дело происходило в начале семидесятых, это то время, когда о традициях почти и не вспоминали. То, что сейчас нам кажется правильным и понятным, в те годы казались каким-то пережитком. Даже Шагаа ведь не отмечали.
Но вот все это вместе выковало характер, который определил судьбу. И упорство очень даже понадобилось. Когда вернулся из армии, Владимир Ооржак даже форму не снимал и домой не поехал, пока не сдал экзамены в вуз. Да и два образования (Кызылский пединститут и Кызылский филиал Красноярского политехнического института) тоже свидетельствуют о воле и умении достигать своих целей.

Камни для оваа
Если подробно разбирать биографию Валерия Окпан-ооловича, то мы увидим судьбу словно нескольких разных людей. Искусствовед Александр Хертек сказал, что Валерий Ооржак – единственный член Союза художников, который имеет научную степень кандидата экономических наук, и единственный камнерез из ученых-экономистов. Но в его биографии есть и другие крутые повороты, и неожиданности.
Вот первая «линия»: работа в межрайонной передвижной механизированной колонне треста «Тувинсельстрой» сначала мастером производственного участка, затем прорабом, старшим прорабом – начальником участка. Дальше логично: главный инженер треста «Тувинсельстрой», заместитель министра местной промышленности ТувАССР: генеральный директор Тувинского территориально-производственного объединения местной промышленности, заместитель министра промышленности, энергетики, транспорта, связи Республики Тыва, председатель Государственного комитета РТ по развитию промышленности; министр промышленности Тувы.
И тут же, почти параллельно: старший преподаватель кафедры промышленного и гражданского строительства Кызылского филиала Красноярского политехнического института; старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента ТувГУ; декан экономического факультета ТувГУ; проректор по экономическим вопросам; проректор по финансово-хозяйственной деятельности ТувГУ; старший научный сотрудник лаборатории региональной экономики ТувИКОПР СО РАН, заместитель директора; ведущий научный сотрудник лаборатории региональной экономики ТувИКОПР СО РАН.
Ну, правда же кажется, что это два разных человека?
Что еще надо добавить? На выставке в музее были дипломы за победу на соревнованиях по стрельбе. И не будем забывать, что в прошлом он еще и борец-вольник. И пока бы вспомнить, что на выставке-то были представлены его фигурки из агальматолита.
В 1980 году его приняли в члены Союза художников СССР, то есть началась его профессиональная творческая деятельность как народного мастера-камнереза. В малой пластике он традиционен — фигурки домашних и диких животных, этнографические и религиозные композиции. «Сарлык», «Схватка с медведем», «Шаман и женщина». Но и тут не все так просто. В «Схватке с медведем» хозяин тайги уже схватил зубами одну руку охотника, а второй рукой тот наносит удар ножом в бок животному. Итог схватки неизвестен: может победить любой их них. Или могут погибнуть оба. Драматическая история заключена в небольшом кусочке камня.
Кстати, не все его работы – миниатюры. Валерий Ооржак создал и несколько монументальных скульптур для сел Тувы и Кызыла. Не исключено, что скоро появится еще одна.

Пестрый Бык
Все знают, что почти в каждом озере Тувы живет свой Синий бык. Один из самых знаменитых – в Сут-Холе. А в Бай-Тайге есть озеро Мешпен-Хол (между горами Хол-Даа и Туралаг-Оваазы, берет начало из двух родников и соединяется с Хемчиком), так там живет Ала Буга – Пестрый бык, его шерсть похожа на рыбью чешую.
Игорь Кошкендей, директор Центра развития тувинской традиционной культуры, рассказал эту легенду. Говорят, в давние времена был джут, большой падеж скота. И люди тоже голодали. В одном хозяйстве осталась последняя корова. Она понесла. А с отелом возникли проблемы: не могла родить. Позвали шамана. Но и тот практически ничего сделать не мог. Он только спросил: кого оставить – корову или теленка? Оба не выживут. Оставили теленка. Это оказался бычок. Рос он очень быстро и через три месяца стал взрослым огромным быком. Чтобы не ходить вокруг да около сразу скажем, что этот бык был потомством Ала Буга. Однажды бык начал плакать, лиственницы качать. Позвали гадальщика, который сказал, что бык хочет дать свою кровь. Отворили вену, набрался полный чан крови, из нее сделали хан, люди наелись. Каждый день бык давал по чану крови. Все люди вокруг были сыты, пережили трудные времена.
Когел Мижитеевич Саая – мастер-камнерез, врачеватель, лама – незадолго до смерти предложил, а что, если сделать большую статую Ала Буга? Может тогда все беды сгинут, люди станут жить долго и счастливо. Прекратятся эпидемии и войны.
Валерий Ооржак сделал пока небольшой эскиз, маленькую статуэтку. Но если изваять скульптуру высотой примерно два с половиной метра, установить ее на горе Боом, чтобы смотрела на восток и видела первые лучи солнца… В общем, надо делать.
Еще в планах у мастера сделать памятник чонар-дашу. Это хотел сделать еще Тойбухаа. Есть несколько вариантов будущей скульптуры, но пока ни один его не устраивает полностью. К тому же сейчас он много времени уделяет работе с молодежью.
Заслуг – камней для оваа своей жизни – у Валерия Ооржака много. Но, работая с молодежью, он мечтает еще об одном: «Если кто-то из молодых скажет: «А я могу лучше сделать в камнерезном искусстве или в науке», и сделает, то это и будет моей самой главной заслугой».

Ирина Качан
Фото автора

Посмотреть файлы

Редакция «ТП»