Тувинская правда 12+

Отражения театра

21 ноября 2022
67

Ну, по-видимому, саму жизнь. И, судя по театрам Тувы, жизнь у нас нормальная. Динамичная. А точнее какая? Ну вот об этом и поговорим на примере последних новостей театральной жизни. А еще поговорим о том, с кем встретился Станиславский на «Славянском базаре» и к чему это привело.

Разделились беспощадно…

Ну, не так уж беспощадно, но тем не менее все мы делимся на работников, или служителей театра (актеров, режиссеров и т.д.) и на зрителей или любителей театра. Говорят, что еще есть люди равнодушные к театру. Не знаю, не встречала.

И да – всё, что происходит в жизни, так или иначе отражается в театре. Военная операция тоже отражается, хотя не так явно. Постановок пока нет, как нет и пьес тувинских драматургов. Говорит ли это о том, что мы далеко, и нас это не очень задевает? Вовсе нет, просто пока пьесы не «дозрели», а театр (и Национальный и Театр кукол) регулярно собирает средства в помощь нашим воинам.

То есть, пока длится военная операция, жизнь нельзя назвать хорошей. Но судя по другим событиям в театре, наша жизнь достаточно активная, разносторонняя и интересная.

Необычная девочка

Каким может быть спектакль о необычной девочке? Конечно же необычным! И Тувинский театр кукол отлично справился с этой задачей.

Художником спектакля о Наде Рушевой стала Заслуженный деятель искусств Республики Бурятия - Ольга Акимова. Рассказывая о своей работе, она часто говорила слово «наша» - наша гениальная художница, например. Но ведь все мы, в Туве, знаем, что она – наша! Не все так просто. Творчество Надежды Рушевой – уже давно стало национальным достоянием России. Она действительно наша – общая.

Хотя, вот ее отец, Константин Рушев, родом из Тамбова. Специально полистала интернет-страницы. Может быть о семье Рушевых там тоже бывают постановки и музейные выставки. Но вот что-то не нашла.

Виктория Хомушку, автор пьесы, поставила себе совершенно непостижимую цель – отразить всю жизнь Надежды, а еще и, хоть и коротко, биографии ее родителей, а еще и некоторые особенности поведения девочки, а еще и … всю Найдан-Надежду. Самое удивительное в том, что ей это удалось. В смысле, мы удивляемся не мастерству сценариста, а тому, что можно в небольшой спектакль поместить массу информации, причем, не сделав его перегруженным.

Наверное, получилось это благодаря и мастерству режиссера – Айдыса Чадамба. Понятно, что в театральных вузах студентов учат премудростям актерской и режиссерской профессии. Но ведь нельзя научить, как создавать чудо?!

Маленькие плоские куколки (почти такие, каким мы рисовали в детстве платьица) на сцене жили. Просто жили своей жизнью, независимо от нас. Иногда, например в сцене домашнего чаепития, становилось немного неловко – словно мы подглядываем, как они едят лепешки, говорят о каких-то своих личных делах, о будущих выставках Нади. Как это удавалось делать плоским куколкам?!

А после спектакля, за кулисами лежали разные предметы: куклы, декорации и прочий реквизит. Но чуда в них уже не было. Они оживают только в руках артистов. Конечно, много помогает и новое оборудование, с помощью которых тоже можно делать волшебство – как в артековских сценах, но оно именно помогает. Все остальное – делают артисты.

Надя Рушева говорила: «Я живу жизнью тех, кого рисую». В этом ее секрет. Она ведь могла жить жизнью Пушкина, жизнью Маргариты (из «Мастера и Маргариты»), жизнью кентаврят… А секрет театра кукол в том, что актеры и режиссеры живут жизнь тех, кого играют. В таком случает чудо случилось из-за вот этой двойной жизни: жить жизнью девочки, которая жила жизнью Пушкина и кентаврят. Да, фраза получилась немного запутанной, но ведь понятной?

Тува - от Петербурга до Тувы

В Национальном театре сейчас экспонируются работы Ольги Ондар. Выставка называется «ОКРАИНЫ. От Петербурга до Тувы». Ольга Ондар училась в Санкт-Петербургской Академии театрального искусства, поступила в 2003 году, когда профессор В. В. Норенко выпустил тувинскую студию – «Тувинский метеорит». Но все же, ее главные работы были не в театре, а в художественном искусстве.

Говорят, что свои первые картины написала после рождения дочки. То есть, взялась за творчество уже совершенно взрослой. Но в ее первых картинах – воспоминание о детстве. О том, которое было у каждого из нас. На картинах – дома, окна, из которых льется теплый свет. Это – воспоминание-мечта о доме. Не о здании, а именно о доме, где тебя всегда ждут. О Туве.

Журналист Ирина Бондаренко писала о картинах так: «Работы Ольги прозрачны и безыскусны, как бывает, когда говоришь о важном и любимом без надрыва и мельтешения». И еще: «Творческий путь автора только начался, но стиль уже узнаваем, как и приглушенно-скуповатая цветовая гамма работ. Отсутствие суетливости и раздумчивость в картинах соседствуют с неожиданным ракурсом знакомых вещей и будничных объемов».

И это – тоже Тува. Туве несвойственны надрыв и мельтешение, суетливость, не свойственны яркие аляповатые краски. Сначала Ольга Ондар рисовала Туву по памяти: пастухов и перевалы, степи и домашний скот. Да, это не фотографии, и может быть, на этих картинах мы не найдем узнаваемых контуров гор. Но на картинах, несомненно, Тува.

Путь простят нас жители других «окраин», но когда она рисует окраины Санкт-Петербурга или Торжка, мы все равно можем разглядеть в них Туву. Всю Туву. И ее родные каа-хемские степи, и Тоджу, и бай-тайгинские перевалы.

Музей

Выставка Ольги Ондар «ОКРАИНЫ. От Петербурга до Тувы» в фойе Национального театра на втором этаже будет работать до пятого декабря – посмотреть смогут все желающие. Кстати, театр действительно озаботился тем, чтобы зрители, пришедшие на спектакль пораньше, не скучали. Выставки, конечно, не всегда бывают, а вот театральный музей – постоянно. И перед каждым спектаклем, и в антрактах там всегда бывает много людей.

Сейчас администрация театра хочет, чтобы их музей получил статус филиала Национального музея Тувы. Это было бы замечательно. Потому что в небольшой музее театра есть настоящие большие раритеты. Первые театральные костюмы, первый реквизит, который приносили в театр его поклонники – настоящая посуда, домашняя утварь. Есть документы артистов и режиссеров, которые создали славу театрального искусства Тувы.

А у театрального музея ведь нет никакого статуса. Конечно, сейчас все это хранится под неусыпным взором архивариуса Светланы Мунзук, но при иных сотрудниках или иной администрации сохранность нельзя гарантировать. Впрочем, станет ли этот музей филиалом Национального, пока неизвестно. Пока это только в планах.

В Театре имени Маяковского

А вот новость, наверное, самая удивительная. 22 ноября Национальный театр Тувы покажет на большой сцене Московского театра имени Маяковского (на Большой Никитской улице) спектакль «Янтарные бусы».

Театр Маяковского – это мечта. Он приезжал к нам в 2014 году, а кажется, будто недавно. Показывали, среди прочих спектаклей, «Кант» (Марюса Ивашкявичюса, режиссёр Миндаугас Карбаускис).

На главной сцене на Большой Никитской играли самые знаменитые спектакли самые знаменитые актеры. Вряд ли кто-то, кто смотрел, сможет забыть спектакль «Виктория?..» («Завещание адмирала Нельсона») с Гундаревой и Джигарханяном в главных ролях, или «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Впрочем, любая постановка – незабываема.

И вот сейчас, на этой сцене будут выступать наши артисты. Театр участвует в фестивале «Уроки режиссуры». Фестиваль уникальный: в нечетные годы в конкурсе участвуют молодые режиссеры и судят их опытные мастера, а в четные - мэтров оценивает новое поколение. В этом году зрителям покажут спектакли Алексея Бородина («Душа моя Павел», РАМТ) и Юрия Бутусова («Король Лир», Театр им. Вахтангова), Валерия Фокина (Честная женщина», Александринский театр) и Анатолия Праудина («Сектор газа», петербургский Театр «ЦЕХЪ»).

Но в фестивале участвуют не только центральные театры: Воронежский камерный театр привезет «Привидения» Михаила Бычкова, Глазовский драматический театр «Парафраз» - «Досадный мотив» Дамира Салимзянова, а Пермский театр «У Моста» - «Мещан» Сергея Федотова. Еще будут разные театры, и конечно наш – «Янтарные бусы» Национального музыкально-драматического театра Республики Тыва им. В. Кок-оола.

Шансов на победу, если честно, не слишком много. Но этот как раз тот случай, когда главное – участие, возможность сыграть на одной сцене с самыми знаменитыми артистами России.

И да, в этом году фестиваль театрального искусства посвятили 125-летию встречи Станиславского и Немировича-Данченко в «Славянском базаре». Эта встреча изменила судьбы мирового театра. Интересно, изменится ли наш театр, после участия в таком фестивале?

Ирина КАЧАН.

"Тувинская правда" №88 от 19 ноября 2022 года.

Редакция «ТП»