Сегодня, 19 октября, календарь преподнес россиянам сюрприз — два праздника в один день. Вся страна будет чествовать и ответственных отцов, и тех, кто строит и содержит наши дороги. А для Михаила Монгуша из Кызыла это не два разных повода, а один — двойной и сугубо личный.
Михаил Монгуш — человек, на котором держится сразу два фронта: дорожный и домашний. На работе он — виртуоз дорожного хозяйства, где знает толк в строительстве и с техникой на «ты». Дома — многодетный папа «со стажем» и глава большой мужской команды. У Михаила и его супруги Яны подрастают четверо сыновей — настоящая опора и гордость родителей. Старшему сыну 11 лет, второму 9, а двое младших — дошколята. Общее увлечение всех мальчишек — национальная борьба хуреш, где важны не только сила, но и ловкость, уважение к сопернику и традициям.
Несмотря на шумный и активный характер дома, все единогласно признают: папа — главный. К его мнению прислушиваются, за советом обращаются и, конечно, помогают.
— В нашей семье нет разделения обязанностей, всё всегда делаем вместе — уборка ли это в доме или работа в огороде, по хозяйству. Дети помогают, — с гордостью отмечает Михаил.
В семье Монгуш нашли свой рецепт гармонии.
— Конечно, мы не только работаем вместе, но и отдыхаем. Праздники в кругу семьи, совместный отдых, — делится глава семейства.
Но, пожалуй, главная их традиция — это культура диалога.
— А ещё одна из наших семейных традиций – всегда вместе обсуждать разные ситуации, слышать друг друга. Детей нужно учить своим примером, — таково жизненное кредо нашего героя. И пример он подаёт поистине вдохновляющий: здесь и порядок в доме, и кулинарные «подвиги» на кухне, и помощь любимой жене в саду. Такой отец не просто воспитывает, а создаёт прочный фундамент для будущего своих детей, как создаёт надёжное дорожное полотно для будущего своего региона.
Вместе с супругой они идут рука об руку уже 13 лет, и за это время построили не только крепкий брак, но и настоящую команду, где мальчишки во всем помогают родителям.
Так, через совместный труд, общий отдых и уважительное общение в большой семье Михаила Монгуша воспитывают не только будущих борцов, но и ответственных, сплоченных мужчин, умеющих слушать и поддерживать друг друга.
Дороги и дом
— Мечтали ли о такой большой семье? — этот вопрос лишь вызывает добрую улыбку у Михаила.
— Сам вырос в большой семье, поэтому для меня это естественно, — отвечает он без тени сомнений.
В преддверии его профессионального праздника — Дня работников дорожного хозяйства — разговор неизбежно заходит о работе.
— Главное — делать добросовестно свою работу, — убеждён Михаил. Но даже у такого мастера своя «тыловая» опора.
— Я горд, что у меня такая любящая и понимающая жена как Яна Николаевна, она работает в отделении урологии Ресбольницы №1. Стараюсь вдвойне усердней поддерживать супругу. И эти слова — не просто любезность. Лучшее доказательство — собственноручно построенный им для своей семьи просторный дом, глядя на который, «приятно наблюдать за красотой, сотворённой любящими руками».
В его профессии и в его жизни есть общий стержень — желание созидать.
— Мне всегда хотелось внести свой вклад в окружающий мир, сделать его в чём-то лучше, — признается Михаил. — Дом ты сможешь построить сам, а вот для строительства или ремонта автодорог нужны серьёзные общие усилия. Эта сфера всегда останется государственно важной.
Что же главное в нелёгкой профессии дорожника? Для Михаила Константиновича ответ очевиден — видеть живые результаты своего труда.
— Как на месте, где ещё пару лет назад были непроходимый лес или болото, усилиями человеческих рук и инженерной мысли появляется автотрасса, строятся мосты... Как растут объекты, которыми люди — в том числе ты сам, твои родственники и друзья — будут пользоваться многие годы. Это непередаваемые ощущения, и уже ради них стоит идти в эту профессию.
От руля до проекта
Карьерный путь Михаила Монгуша в дорожной отрасли — это история осознанного роста от практика до инженера. Своё профессиональное призвание он обрёл в стенах разных учебных заведений.
Сначала Тувинский строительный техникум по специальности «Автомеханик», где он углубленно изучил основы. Однако амбиции молодого специалиста простирались дальше. Следующей ступенью стал Кызылский транспортный техникум и направление «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог». А финальным аккордом в образовании стал диплом Томского государственного архитектурно-строительного университета по профилю «Строительство автомобильных дорог».
— Именно во время учёбы дорожная отрасль стала для меня той сферой, где я нашёл все возможности для самореализации, — признается он. — В ней никогда не было и практически нет до сих пор случайных людей.
Особую роль в его становлении сыграли наставники.
— Те преподаватели, с которыми мне довелось повстречаться, умели по-настоящему зажечь своими идеями и жизненными ценностями, болели душой за профессию и её будущее. Они вложили в нас часть себя, — с теплотой вспоминает Михаил. — Тогда я окончательно понял, что другого жизненного пути у меня и быть не должно.
Теория — это одно, а суровая дорожная реальность — совсем другое. Свой первый официальный шаг в профессии Михаил сделал, получив запись в трудовой книжке: «Водитель ГКУ «Тываавтодор»».
— Теория у меня была, а практика — это совсем другое, — вспоминает Михаил. — Поэтому работа водителем в «Тываавтодоре» стала для меня большим шагом в развитии. Именно со стороны, из кабины машины, я по-настоящему понял всю суть целой отрасли.
От исполнения к управлению
Этот опыт стал бесценным трамплином. Из кабины автомобиля он шагнул в ряды специалистов того же «Тываавтодора». Михаил начал проверять состояние автодорог, контролировать качество ремонта и организовывать работы по содержанию трасс. Его задача не просто проехать по маршруту, а обеспечить его долговечность и безопасность для тысяч земляков.
Профессиональное становление Михаила Монгуша получило новый импульс в июне 2022 года, когда он занял ответственную должность специалиста отдела сохранности и эксплуатации Министерства дорожно-транспортного комплекса Тувы. Этот переход с регионального уровня на республиканский стал закономерным признанием его опыта и компетенций. Он быстро включился в реализацию ключевых проектов, направленных на коренное улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры родного региона.
Сегодня в зоне его ответственности — сложные и стратегически важные задачи, от которых зависит эффективное освоение бюджетных средств и будущее дорожной сети Тувы. Михаил координирует процессы финансирования дорожно-строительных работ через передовые цифровые системы — СКДФ (Система контроля дорожных фондов) и «Эталон». Это обеспечивает абсолютную прозрачность и строгую отчётность в расходовании каждого рубля, направляемого на ремонт и строительство дорог. В его обязанности входит контроль за исполнением национальных и региональных проектов, а также обеспечение качественной отчётности перед федеральным центром. Он также участвует в расчёте и анализе показателей федеральных программ и, что особенно важно, в формировании перспективных планов «Программ дорожной деятельности Республики Тыва» на период вплоть до 2030 года.
Таким образом, Михаил Монгуш из специалиста, знающего дорожное полотно с нуля, вырос до стратега, чья работа сегодня напрямую влияет на развитие транспортного каркаса всей республики на годы вперёд. Его история — яркий пример того, как глубокое понимание практических аспектов профессии становится прочным фундаментом для успешной работы на уровне крупных государственных задач.
Сегодня, оглядываясь на пройденный путь, он видит, насколько динамична его профессия.
— Ничто не стоит на месте. И если самые фундаментальные вещи в плане строительства и ремонта дорог остаются неизменными, то сама дорожная отрасль за последние годы, буквально на моих глазах, сделала огромный рывок вперёд.
Этот рывок он связывает с технологической революцией.
— На дороги пришла мощная современная техника, для которой нужны грамотные, творчески подходящие к работе специалисты. Технический прогресс развивается все быстрее, поэтому нашей отрасли нужны грамотные, подготовленные и сильные духом ребята и девушки, которые уже завтра будут строить новые современные дороги. Да, дорожную отрасль немало критикуют, и к этой критике нужно быть готовым. Ведь люди быстро забывают то, что было реальностью ещё несколько лет назад, постоянно требуют большего. Уверен, профессия дорожника в том числе и для тех, кого не устраивает качество нынешних дорог.
19 октября Россия отмечает День работников дорожного хозяйства. Сегодня в дорожной отрасли Тувы занято около трёх тысячи человек. Проектировщики, водители спецтехники, инженеры, операторы АБЗ, строители и рабочие — каждый вносит свой неоценимый вклад в развитие республиканского дорожного хозяйства
В этот особенный день хочется пожелать Михаилу и всем таким же труженикам и отцам, чтобы их жизненные и профессиональные трассы были всегда ровными, без ям и препятствий. А дома, в кругу своей шумной и любящей семьи, их всегда ждала самая надёжная и тёплая «парковка» счастья.
Олча ОНДАР
Фото из личного архива Михаила Монгуша.