Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Оскус-оол покорил сцену

20 января 2025
15

Под занавес 2024 года, и так весьма богатого на культурные события, на главной театральной сцене Тувы – сцене Тувинского национального театра им. В. Кок-оола – 21 декабря состоялась премьера первого тувинского мюзикла «Сырын хаттың тоожузу» («Легенда ветров»).Проект создания мюзикла по мотивам тувинских народных сказок об Оскус-ооле был инициирован в 2023 году Культурным фондом им. К. С. Шойгу. 

Сама идея, по словам председателя фонда Ирины Кужугетовны Шойгу, принадлежит ее брату Сергею Кужугетовичу. Фонд учредил и профинансировал проведение конкурсов на создание либретто и музыки, разработку сценических костюмов. Министр культуры Тувы Виктор Чигжит взял под личный контроль реализацию проекта, координатором на всех его этапах выступила руководитель Школы креативных индустрий Сайдана Хертек. В тесной связи с творческими союзами писателей и композиторов Тувы и России прошли конкурсные процедуры. Через сотрудничество с Союзом театральных деятелей нашего государства к постановке спектакля были привлечены опытные специалисты из других регионов.

Именно такой комплексный подход, во взаимодействии фонда, официальной власти республики, творческих союзов страны и коллектива Национального музыкально-драматического театра им. В. Кок-оола, позволил достаточно быстро (всего за полтора года, с момента объявления конкурса) осуществить новаторский и смелый проект, который стал достойной кодой юбилейного для Тувы прошедшего года.Уже на генеральной репетиции 20 декабря было ясно, что мюзикл получился: в зале царила атмосфера ожидания чего-то необыкновенного, удивила эмоциональная реакция юных зрителей, в ряде сцен многие не могли сдержать слез.
На следующий день в Минкультуры Тувы под эгидой Союза театральных деятелей РФ прошел «круглый стол» «Влияние театрального репертуара на формирование духовно-нравственных ценностей общества», где театральный критик Дмитрий Абаулин (Москва) на вопрос «Зачем ходить в театр, и нужен ли он современному человеку?» подчеркнул значимость общения людей в пространстве театра, чему свидетельство – вся история театрального искусства со времен Древней Греции, а также описанная нами выше реакция зала на прогоне спектакля.Не соперник театрам оперы и балета, наш тувинский театр, по моему глубокому убеждению, всегда был и остается Музыкальным (с большой буквы!) – вся его история тому доказательство: сколько в театральном репертуаре разных лет было музыкальных спектаклей, сколько артистов театра были и являются замечательными певцами! Поэтому рождение на его сцене национального мюзикла стало ожидаемым, а основными вехами на этом пути стали: 1) первые попытки – сочинение Владимиром Токой рок-оперы «Её должность – жена лесника» в конце 1980-х (не поставлена) и постановка в тувинском театре в 1990-х знаменитого мюзикла Леонарда Бернстайна «Вестсайдская история»; 2) ставшие реальными подступами к мюзиклу знаковые постановки начала 2020-х – музыкальный спектакль «Янтарные бусы» (композитор Урана Хомушку) и фольк-рок-опера «Кайгал» Буяна-Маадыра Тулуша.

История развития жанров мюзикла и рок-оперы во многом пересекается, их роднит по́зднее, по сравнению с классической оперой, время появления (примерно середина ХХ века) и общая англоязычная культурная среда, разница – в музыкальных средствах, при этом налицо тенденция считать рок-оперу разновидностью мюзикла.Успешный опыт работы в спектакле «Янтарные бусы», который по стилистике стал фактически «без пяти минут мюзиклом», позволил Уране Хомушку претендовать на победу в конкурсе. Сотрудничество с Романом Чокуровым – вторая слагаемая успеха. Будучи в прошлом однокурсниками по Кызылскому училищу искусств, они вместе занимались в моем классе композиции в 1990-е годы. Урана продолжила профессиональное образование в Красноярске, стала членом Союза композиторов России. После переезда в Абакан Роман успешно реализовал свои таланты, став известным в Хакасии композитором-аранжировщиком. 

То, что тувинская музыка – неотъемлемая часть его жизни, доказывает великолепная обработка Романом народной мелодии колыбельной в душераздирающей сцене Кадын, только что потерявшей ребенка.

Подчеркну, что хотя в мюзикле тувинский фольклор композиторами использован весьма экономно, обращение к нему знаменует самые эмоционально насыщенные моменты спектакля – например, сцену Кадын («Өпей ыры»), песню Оскус-оола («Өскүстүң ыры»). Конечно, главный звуковой маркер тувинской музыки – горловое пение – тоже присутствует, дозированно и ненавязчиво. Показательно, что музыковед Людмила Гаврилова (Красноярск) на «круглом столе» говорила о наблюдаемом в стране «процессе национального самоопределения отечественного мюзикла».Все сольные партии были исполнены ярко и эмоционально, в присущей для мюзикла эстрадной манере (приглашенный педагог по вокалу Алла Михайлова). Безусловно, героем дня был Ачыты Салчак (Оскус-оол), выделявшийся пением, приближенным к народному стилю, что воспринималось очень органично.

Жанр мюзикла предполагает активные массовые сцены, много движения, танцевальных элементов. Причем, массовка – это поющий хор, и он был на высоте (молодцы артисты и руководитель музыкальной части театра, хормейстер Дуяна Монгуш)! Хоровая тема с возгласами «Караты-Хан!» буквально «приклеилась», не отпуская много дней. Движенческий компонент спектакля смотрелся интересно, а Дух Земли (Чылгычы Даваа) даже украсил свою партию элементами брейк-данса. Хореограф-постановщик Николай Андросов (Москва) отметил пластичность тувинских артистов.

Театровед Ольга Кораблина (Москва), говоря на «круглом столе», что «мюзикл – это всегда громко», конечно, имела ввиду специфику жанра, но эти же слова мы можем использовать для общей оценки события. Мало кто в зале остался равнодушным к тому, что происходило на сцене. Драматургия спектакля, задуманная либреттистом Вилорией Шожукпан, была воплощена в действо благодаря талантливому режиссеру-постановщику Александру Лебедеву (Омск). Красивое и яркое зрелище обеспечили сценограф Алексей Тарасов (Санкт-Петербург), художник по костюмам Маннай Хомушку и его коллеги по тувинскому театру.Много чего еще можно отметить, но невозможно осветить все это в одной статье – уверена, будут и другие отклики. Как неравнодушный зритель, не могу не высказать одно замечание: удивило, зачем для спектакля было выбрано именно такое название – оно не отражает содержание театральной постановки, в центре которой Оскус-оол. При чем тут образ ветров и непонятная легенда (тоожу – вернее перевести как «повесть», что также не соответствует содержанию)? Основа – народные сказки, а в результате – авторское фэнтези. Почему бы не назвать мюзикл просто именем главного героя?..

В конце концов, тем и хорош театр, что спектакль, однажды родившись, начинает жить своей жизнью, меняясь в зависимости от артистов, их импровизаций, разной публики, как и от возможных изменений, которые могут вносить либреттисты, композиторы и постановщики. Главное – контакт сценического действа и зрителя (великая алхимия театра) состоялся, и вечно юный Оскус-оол покорил тувинскую сцену.Я бесконечно счастлива, что была свидетелем этого события и могу гордиться своими бывшими учениками-композиторами.

Екатерина КАРЕЛИНА,
музыковед, доктор искусствоведения,
член Союза композиторов России.