Тувинская правда 12+

Опасная примета весны

4 апреля 2022
37

Долгожданное весеннее тепло совершенно обосновано приводит к одной из главных опасностей сезона – тонкому льду. Но с поразительной настойчивостью многие жители Тувы ее игнорируют. Акцию «Безопасный лед» сотрудники МЧС России по Туве проводят чтобы минимизировать риск. Но всегда ли им это удается?

Страна голубых рек

Чего-то в Туве нет, например, средневековых дворцов. Чего-то мало, например, красивых камешков в Бай-Тайге – чараш даш. А чего-то очень много. В частности – рек.

Можно и дальше проводить аналогии – сотрудников ГИМС мало, а рыбаков много. В том числе и тех, кто увлекается подледным ловом. Как и каким образом инспекторы ГИМС могут усмотреть за всеми реками, протоками, озерами? Если честно, то – никак.

У каждой маленькой речки, на каждой ее извилине не поставишь по одному сотруднику МЧС – на всех не хватит. Конечно, сотрудники на опасных местах устанавливают предупреждающие знаки. Вот только кто бы их читал…

В конце марта традиционно проводят акцию «Безопасный лед». И в этом году провели. Мы сейчас рассмотрим, как все это проходило и что было сделано, на примере Шагонарского инспекторского участка ГИМС.

Как мы распугали рыбаков и почему

Во время патрулирования на Саяно-Шушенском водохранилище инспекторы проводили замеры льда. Его толщина пока равняется 50 сантиметрам (Внимание! С каждым днем она уменьшается!). Провели десять профилактических бесед с рыбаками о мерах безопасности на льду во время подледного лова рыбы. Раздали пятнадцать памяток. И, кстати, установили знаки, определяющие как далеко может заезжать машина с людьми.

На заключительный этап акции сотрудники МЧС взяли с собой журналистов. Долго ехали вдоль горного хребта Суме – в местечке Кара-бей, у «горловины» Саяно-Шушенского водохранилища, всегда можно застать рыбаков.

Застали. Но не успели даже подъехать. Рыбаки быстро и дружно погрузились в машины и уехали. Стало даже немного совестно – люди ведь собирались, скидывались на бензин, а мы им все удовольствие сломали… А с чего это они боятся инспектором ГИМС? Ну, выслушали бы беседу о том, что лед уже становится тоньше и надо быть аккуратнее. Хотя, может быть, эти люди должны быть на работе и им не хотелось попасть в объектив телекамеры?

Но это все ерунда. Ну, не прочитали им очередную профилактическую беседу, да и ладно. Главное другое – на льду стоял предупредительный знак, что сюда на машинах заезжать опасно. А машины стояли на двести метров дальше.

Знак уже стоит. Но это никого не волнует. Ловить рыбу в этом месте никто не запрещает – все можно делать на свой страх и риск. Но зачем? Вот зачем рисковать жизнью ради нескольких рыбин, пусть даже очень вкусных?

Машины под водой

Даже в январе, когда лед, казалось бы, должен быть прочным, могут происходить разные катастрофы. В этом январе их было две. Одна – на Енисее в Улуг-Хемском районе. 16 января в местечке Чугай-Кежиг ушла под лед «Тойота». Водолазы Тувинского поисково-спасательного отряда МЧС России по РТ и спасатели Службы ГО и ЧС проявили самоотверженность и потратили много сил и времени вытаскивая машину из ледяной воды. Водитель, как представляется, тоже проигнорировал предупредительные знаки или поленился доехать до санкционированной переправы.

7 января водитель вез топливо для дизельных генераторов на Тоджу. Как говорят, он впервые ехал по этому маршруту. В сумерках свернул по следам чужих шин на тонкий лед за 200 метров до санкционированной переправы.

Экипаж благополучно эвакуировался, а грузовик и цистерна с шестнадцатью кубометрами топлива ушли под воду. Это топливо потом два дня откачивали. И машину тоже вытащили, но скольких усилий это стоило! К счастью, удалось избежать разлива дизеля.

И о туризме

Не было счастья, да несчастье помогло. Сбежавшие рыбаки не позволили, к сожалению, увидеть весь процесс профилактической беседы и раздачи буклетов, но освободили некоторое количество времени. Поэтому начальник части №18 ПСЧ по охране Чаа-Хольского района Дербет-оол Доржу получил возможность показать нам и древнее буддийское святилище, и новое.

(Дербет-оола Доржу не надо путать с Донен-оолом Доржу. Хотя спутать легко – они близнецы, оба служат в МЧС. Есть небольшая разница: Дербет-оол Юрьевич – капитан, а Донен-оол Юрьевич старший лейтенант. Говорят, что старший брат - Донен-оол – выше на два сантиметра, но на глаз вот так и не определишь. Оба спортсмены и прекрасно знают родные места – Чаа-Холь. Но Донен-оол Доржу служит в Кызыле, так что у нас проводником был Дербет-оол Доржу).

К древнему буддийскому хранилищу надо было извернуться, и подлезть под льдины, которыми сейчас покрыта гора. К новому – можно легко подняться по лестнице. Но там сбоку есть тропа, по которой поднимались мастера-скульпторы.

По ней подниматься труднее, но интереснее. Вдоль тропы есть несколько небольших пещер. Первая – сквозная, некоторое подобие Уттуг-Хая. Пролезть можно, но не в зимней одежде. Во второй пещере стоят буддийские статуэтки, фигурки лошадей и что-то еще. До третьей пещеры не удалось дойти, потому что надо было торопиться – следовало еще посетить Эйлиг-хемскую переправу.

Но у туристов, как правило, больше времени. Конечно, не обязательно брать в проводники начальника части по охране Чаа-Хольского района, но любой местный житель, наверное, сможет показать эти интересные места.

Эйлиг-хемская переправа

Вот здесь мы действительно задержались надолго, хотя много о работе не напишешь. Аяс Ойдов – замначальника центра ГИМС ГУ МЧС РФ по РТ и Алексей Хаян – старший гос. инспектор Шагонарского инспекторского участка Центра ГИМС просверлили несколько скважин для определения толщины льда.

60-70-90. Это, разумеется, не объемы моделей, это – толщина льда в разных местах. 90 – конкретно на самой переправе. 60 и 70 – по обе стороны от нее.

Сейчас на Эйлиг-хемской ледовой переправе снижена нагрузка проезда транспортных средств до пяти тонн. И не надо, пожалуйста рисковать! Инспекторы ГИМС рекомендуют придерживаться правил переезда через ледовые переправы. Нагрузка на лёд свыше пяти тонн при переезде может обернутся трагедией. И еще – не надо съезжать с переправы. Там лед уже относительно рыхлый. Он может, конечно, выдержать машину. А может и не выдержать. Удастся потом выплыть или нет – неизвестно.

Ну, и напоследок, рекомендации конкретно для рыбаков. Толщина льда, на который без опаски может ступить один человек, должна быть не менее семи сантиметров. Но лучше не рисковать – семь сантиметров – это самый минимум, и именно для одного человека, а не для группы рыбаков. Не выходите на лед, припорошённый снегом: в нем могут быть пробоины, трещины. Самый тонкий лед – в местах сильного течения реки и там, где есть камыши. Лед возле берега, как правило, имеет небольшую толщину. Если увидите, что наружу проступает вода, немедленно возвращайтесь назад. Не вставайте на отколовшиеся от общей поверхности льдины, так как они могут перевернуться. Если стали свидетелем происшествия на водных объектах или сами попали в беду, звоните в «112»!

Казалось бы – очень просто, и зачем повторять? Ну, если уж игнорируют информационные щиты с предупреждениями, то, наверное, придется повторять и не раз, чтобы избежать беды.

Ирина КАЧАН

Редакция «ТП»