Я бы хотела начать свой рассказ о Наде Рушевой словами советского писателя и сценариста Льва Абрамовича Кассиля: «Воображение Нади – исключительно ёмкое, мудрое, дальнозоркое, остросовременное. Она рисовала сердцем».
Пела в хоре, танцевала, клеила…
В нынешнем году отмечается 70-летие со дня рождения талантливой советской художницы-графика Нади Рушевой. В 2007 году ее мама, Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева, передала на вечное хранение в Национальный архив Республики Тыва фотоальбом с уникальными семейными фотографиями, публицистические издания книг: «Графика Нади Рушевой» под авторством Николая Константиновича Рушева и «Месяц в Артеке» – автор В. М. Киселев.Надя Рушева родилась 31 января 1952 года в г. Улан-Баторе – столице Монгольской Народной Республики, где жили тогда её родители. Её отец – Николай Константинович Рушев работал в Монголии художником-инструктором театра и педагогом в художественном училище, а ее мать – Наталья Дойдаловна Ажикмаа, родом из Тувы, работала в Монголии педагогом-балетмейстером и солировала в концертах.
По-монгольски имя Надежда – Найдан и означает вечно живущая. Так всегда и звали миловидную девочку монгольские и тувинские друзья родителей.
В августе 1952 года семья возвратилась в Москву. С пяти лет Надю водили в детский сад при заводе «Шарикоподшипник» в группу воспитательницы Анны Михайловны Волковой. Здесь Надюша была среди сверстников, она привыкла к дисциплине коллектива. Надя пела в хоре, участвовала в групповых танцах, полюбила стихи, лепила из пластилина, клеила аппликации и делала игрушки.
Чаще всего девочка просила взрослых, чтобы они почитали ей сказки, предания и мифы народов всех стран. До школы её не учили читать и писать. Иногда она любила слушать радиопередачи для детей, играть с подружками в куклы и танцевать.
Мама показывала ей несложные балетные упражнения; дедушка немного учил игре на фортепьяно. Хотя рисовать её никто не учил, её формирование происходило в семье художников и артистов. Рисовала она легко, играючи, как бы обводя лишь одной ей видимые образы.
В семь лет, в первом классе школы, Надя стала авторучкой выводить палочки и буквы и как-то сразу и навсегда сжилась с эти тонким и трудным инструментом, которым редко рисуют дети, да и художники.
Приходила из школы, выполняла домашнее задание и принималась за полюбившееся фантазирование, благо под рукой у неё были маленькие альбомчики или обрезки бумаги разного формата и цвета. Уделяла этой забаве не более получаса в день, а в каникулы – час, пока не «выпустит на бумагу» накопившиеся образы и наблюдения. И это стало ежедневной, естественной Надиной потребностью на всю ее жизнь.
За один присест
В семилетнем возрасте она набросала в альбомчике тридцать шесть скупых на детали, но занятных иллюстраций к «Сказке о царе Салтане». Это она сделала за один присест, за то время, пока отец, отдыхая после работы на диване, неспеша и с выражением читал ей любимую сказку.
Необузданная фантазия и приверженность дочери к рисованию покорили родителей, и они стали относиться к её увлечению с сочувствием и осторожным вниманием, а рисунки сохранили в папках.
По характеру Надя была на редкость уравновешенной, пытливой, трудолюбивой. Она успешно оправдывала надежды наставников своим умением идти вперед непроторенным путем. Свободно наблюдала, осмысливала и изображала труднейшее в искусстве – человека, его индивидуальность, внутренний мир, его взаимоотношения, историю, его сосуществование с природой.
Животных она любила по-особенному – «…как братьев наших меньших…» и всю жизнь обращалась к ним в своих фантазиях.
В своей рецензии «Воображение Нади Рушевой» (журнал «Юность», № 6, 1964 год) Лев Кассиль писал: «Я увидел множество чрезвычайно выразительных и удивительных по точности художнического зрения рисунков. Меня познакомили с их автором – худенькой, чернобровой девочкой, молчаливо и как-то отчужденно, безразлично слушавшей все, о чем восторженно толковали писатели, журналисты, художники. Вскоре я побывал в доме у Нади, и её родители – Наталья Дойдаловна и Николай Константинович – показали мне еще многие десятки её рисунков, которые буквально заполнили и комнату, и шкафы. Я застал Надю за рисованием. Рисует она по воображению. А оно, воображение, у неё поразительно ёмкое и дальнозоркое».
Юную художницу интересовало очень многое. Об этом говорят названия разделов выставки: «Русский балет», «Мир животных», «Космос и наука», «Сказки и фантазии», «Моды вчера и сегодня», «Эллины и рабы», «Мир детей», «Сила и грация». Также хочется отметить цикл из ее творчества «Мир животных», обширную серию «Тува – Монголия – Восток». Это кровная часть истоков её творчества. Как уже было упомянуто Надя Рушева родилась в Монгольской Народной Республике, а летом 1955 и 1959 годов она побывала с родителями на родине матери – в Туве.
А в Москве воображение и представления Нади о Востоке питались воспоминаниями матери и рассказами отца, который за семь лет работы в национальных театрах Кызыла, Душанбе и Улан-Баторе создал эскизы декораций, сделал натурные этюды архитектуры и природы, зарисовки этнографического характера. Любила Надя посещать московский Музей восточных культур, выставки по искусству Средней Азии, арабских стран, Индии, Японии, Китая, Вьетнама. И, конечно же, дома всегда перед глазами у неё были полки с книгами о Востоке, фотографии и сувениры-подарки от навещавших родственников, друзей и учеников отца – тувинцев, таджиков, монголов.
Сплав образов, чувств, идей
В своих композициях юная художница точно и образно раскрывала национальные особенности бытия и мифологии восточных народов и, как всегда, была свободна от подражаний даже самым ею любимым мастерам прошлого – Утамаро, Хокусаи, Ци Бай-ши.
Надя прочитала почти все трагедии, исторические хроники и комедии Шекспира и горячо откликнулась своеобразными и разноплановыми рисунками на темы «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Двенадцатой ночи», «Венецианского купца», «Ричарда III», «Сна в летнюю ночь». А «Гамлета» художница представила и как философскую драму и как убедительно выдуманный ею балет. С малых лет Надя бывала в музеях. Любила задерживаться в античных залах Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, в Эрмитаже, в музеях Москвы, Феодосии и Симферополя.
Рисунки юной художницы Нади Рушевой очаровывают своей уникальностью, неповторимостью, самобытным стилем. Надины рисунки – это огромный, многообразный сплав образов, чувств, идей, интересов. В них воплощены события сегодняшнего дня и историческое прошлое нашей страны, мифы эллинов и современная Польша, сказки народов мира и пионерия Артека, Древний Рим и страшный Освенцим, первые дни Октябрьской революции и космос, борьба народов за мир и радость материнства.
Отзывчивая и пылкая душа юной художницы проникла в сложности жизни иного мира с его контрастами, социальным неравенством. Она – всегда вместе с защитниками обездоленных, женщин и детей, с творцами красоты, добра и справедливости.
Прикоснуться к творчеству юной художницы радостно и горько: радостно потому, что, глядя на рисунки Нади Рушевой, невозможно не почувствовать себя на празднике большого искусства, а горько потому, что самой-то художницы давно нет с нами… 6 марта 1969 года, когда Наде исполнилось 17 лет, внезапно оборвалась ее юная, счастливая, полная радужных надежд и больших творческих перспектив жизнь. Она умерла от кровоизлияния в мозг.
Так мало прожив, она оставила своему народу огромное художественное наследие – свыше 10 000 уникальных рисунков.
Остается добавить, что после смерти Нади началась вторая, бессмертная, судьба её творческого наследия. В десятках городов нашей большой страны и за рубежом проходили персональные выставки Надиных рисунков – их было более 200. Такой высокой чести редко удостаивался кто-либо из художников. Особенно хотелось бы отметить выставку в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в 1970 году, собравшую тысячи зрителей, выставка в Доме ученых, в ЦДРИ в Москве, в Камероновой галерее в Ленинграде, в Ленинградском Дворце молодежи.
Надя Рушева была посмертно награждена премией Ленинского комсомола, а её мама – в 1984 году – высокой наградой Великого Хурала Республики Монголия.
В знаменитом Институте русской литературы АН РФ (Пушкинский дом) в Санкт-Петербурге, там, где хранятся архивы самых великих деятелей российской культуры, находится и архив Нади Рушевой.
Именем Нади названа одна из малых планет Солнечной системы.
Ванесса МОНДЕЛЕ,
специалист Национального архива Республики Тыва
"Тувинская правда" №9 от 12 февраля 2022 года.