Сейчас в музее – три зала. Один из них посвящён истории семьи Сафьяновых. Есть немало фотографий Иннокентия Георгиевича. Его вклад в становление тувинской государственности трудно переоценить. Он прибыл в Туву тогда, когда судьбы тувинского и русского народов тесно переплелись.
Смутное время
Больше века назад прошло со времён Октябрьской революции, которая, без сомнения, стала одним из крупнейших политических событий 20 века и которая повлияла на дальнейший ход всемирной истории. Когда в России пала монархия, а случилось это в марте 1917 года, в Урянхайском крае активизировались Советы. Уже через год в Туве провозгласили советскую власть. В то же время особняком стоял вопрос о самоопределении Урянхая. Нужно было сделать правильный выбор, и 18 июня 1918 года организовали съезд русского и тувинского народов, где, собственно, и решили судьбу Тувы, приняв договор о самоопределении. Два народа договорились – дружить и помогать друг другу.
Уже через месяц Урянхайский край захватил Колчак, а осенью 1918 года в Туву вторглись китайцы, которые обосновались в южных и западных районах. Чуть после пожаловали и монголы. Их целью был Белоцарск, как раньше именовался Кызыл. В 1920 году Иннокентий Сафьянов по просьбе местных жителей приезжает в Туву. Иннокентий Георгиевич о тех временах писал так:
«Трудное было время. Я попал, как говорится, между трёх, а не двух даже огней. Ко мне, как председателю краевого земства, предъявляли требования и русские переселенцы, которые целыми посёлками переселялись тогда в Урянхай, и русские купцы, отдавшие за меня свои голоса при избрании меня на съезде русского населения, обращались ко мне по всем спорным вопросам тувинские араты и чиновники. Со всеми надо было говорить, всем объяснять создавшееся положение. Должен сказать откровенно, что все мои симпатии были на стороне моих старых друзей – тувинцев, особенно тувинцев-аратов».
Мечта Сафьянова
В одном из боёв был серьёзно ранен командир партизанского отряда Сергей Кузьмич Кочетов, и тогда организовали партизанский Совет, который возглавил Сафьянов. Знавший тувинский язык революционер ездил по сумонам и разъяснял политику Владимира Ленина – о праве нации на самоопределение. Встречался Иннокентий Георгиевич и с Буяном-Бадыргы, который его поддержал.
В августе 1921 года в Суг-Бажы, сейчас это Кочетово, провозгласили независимую республику Танну-Тува. Вот текст резолюции: «Народная Республика Танну-Тува является свободным, ни от кого не зависящим во внутренних делах государством свободного народа, в международных же отношениях Республика Танну-Тува действует под покровительством Российской Социалистической Федеративной Советской Республики». Кстати, под руководством Иннокентия Георгиевича была разработана первая в истории Тувы Конституция, состоящая из 22 пунктов. И этот документ действовал до принятия в следующем году другого.
Если бы не было революции, то вряд ли Тувинская народная республика в те годы была бы образована, это бы случилось гораздо позднее, считает заслуженный работник культуры России, заведующая Туранским музеем имени Сафьяновых Татьяна Верещагина. Также она уверена, что становление Тувы как независимого государства – огромная заслуга именно Сафьянова.
«Он мечтал, чтобы Тува стала когда-нибудь независимым государством. Когда произошла революция и шла гражданская война, в Туве он был несколько раз, как представитель временного правительства. И уже тогда Сафьянов ставил вопрос о том, чтобы Тува стала независимой, но сразу это сделать не удалось», – говорит заслуженный работник культуры России, заведующая Туранским музеем имени Сафьяновых Татьяна Верещагина.
Отдать должное
Иннокентий Сафьянов пробыл в Туве до 1924 года – восстанавливал кооперацию и торговлю. После чего был вынужден отбыть вместе с семьёй на плотах. Его супруга Анна Михайловна была первым врачом в Туве, возглавляла всю медицину.
«Она была изумительным специалистом, поэтому её и не хотели отпускать, но, тем не менее, вся семья отплыла и больше в Туву не вернулась, как бы этого ни хотел Иннокентий Георгиевич. Его просто не пропускали на границе», – говорит Татьяна Верещагина.
Иннокентий Сафьянов – человек, который очень любил Туву, знал тувинский язык, культуру, традиции и быт тувинцев. Он организовывал в Минусинске и Томске различные встречи с тувинскими бызаанчы и другими самобытными людьми – художниками и горловиками. Сафьянов записывал фольклор тувинцев. Некоторые его труды сегодня изданы.
Иннокентий Георгиевич собирал различные съезды, в том числе в 1918 году, чтобы провозгласить независимую Тувинскую Народную Республику. Но тогда на Красноярск и на места близ города наступал Колчак, который повелел Сафьянова повесить, так как он, якобы, предал интересы России в глазах колчаковских властителей.
«Помню в 80-е годах, когда только начинала работать в музее и изучать историю семьи Сафьяновых, и в первую очередь Иннокентия Георгиевича, услышала, что он – враг тувинского народа. Начала копать глубже и убедилась, что Иннокентий Сафьянов для Тувы сделал максимум из того, что мог, отдав много сил и лет любимой Туве», – продолжает рассказывать заслуженный работник культуры России Татьяна Верещагина.
Также историк считает, что памятник Сафьянову должен быть, как дань уважения человеку, который много сделал для Тувы. Плюс к этому его отец Георгий Павлович Сафьянов основал в Туве селения Туран и Уюк, занимался здесь торговлей и скотоводством, за что имел прозвище «граф Урянхайский».