Так завершила свое выступление на презентации своей книги «Религии в Туве: история и современность» декан Тувинского госуниверситета. Презентация монографии состоялась 11 октября в стенах вуза.
Очно и дистанционно
Как это уже часто бывает на мероприятиях, посвященных научным исследованиям, на презентации книги присутствовало много именитых буддологов и религиоведов страны, но большей частью дистанционно. Находясь в разных городах и разных регионах, они вряд ли могли заранее договориться, кто что будет говорить. Но все их выступления были, несомненно, схожи в одном: каждый сказал о том, что эта книга – событие в религиоведении.
Как могли они знать о содержании книги, если только сейчас прошла презентация? Очевидно, некоторое время после ее издания уже прошло. И с ней вполне могли ознакомиться специалисты. А 11 октября состоялась именно ее презентация, в рамках празднования восьмидесятилетия вхождения Тувы в состав России.
Журналисты и ученые
В своем выступлении Ольга Хомушку немного поиронизировала над журналистами. То есть, она просто привела их вопросы и свои ответы. Например, ее спросили, когда была задумана книга, сколько времени она над ней работала и т.д. Ну да, есть такое. Это дежурные вопросы, касающиеся любой книги и любого научного издания. Но дело в том, что она постоянно работала над этой темой. Всю свою научную жизнь. Будучи преподавателем, или сотрудником министерства, или ректором вуза она постоянно занималась историей религии в Туве. Впрочем, и не только в Туве. В 2005 году вышла ее монография «Религия в культуре народов Саяно-Алтая». Казалось бы, эта обширная тема уже полностью «закрыта». Но и позже выходило большое количество статей, в которых содержались новые исследования Ольги Хомушку. Эти исследования порой бывали чисто религиоведческие, порой более исторические или социологические.
На презентации директор Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва, кандидат исторических наук Вячеслав Март-оол сказал, что у Ольги Матпаевны талант совмещать научную работу с управленческой деятельностью. Он отметил, что ему самом такое удается не очень хорошо.
Журналистам, конечно, как-то возражать ученым не стоит. А мы и не будем. Если ученые говорят, что книга – событие, согласимся с ними. Но про себя подумаем, что большинство материалов, вошедших в нее, уже было опубликовано хоть и в очень престижных, но вполне доступных изданиях. Особенность этой книги в другом: это не только издание чисто религиоведческое. Оно на стыке наук, что делает его интересным еще большему количеству людей. Тут есть и этнографические, и исторические и социологические материалы.
Большое количество архивных документов.
И, как сказала Ольга Матпаевна, тема действительно не исчерпана: «Я, как ученый, не могу сказать, что уже все изучено. Если ученый больше ничего не изучает, он уже умер. Как ученый, разумеется, умер. Ну а поскольку тема не исчерпана, то я надеюсь на сотрудничество и приглашаю молодежь к дальнейшей работе».
Читаем монографию
И читаем ее как захватывающий роман. Почти боевик. Ну да, такие были времена. Разные времена. И религии порой приходилось просто балансировать на грани выживания, некоторых уступок властям. Просто период охвата очень большой. Судите сами.
Первая глава посвящена автохтонным религиозным верованиям — это религии, сформировавшиеся именно на данной территории. То есть шаманизм, тенгрианство. Во второй главе распространение буддизма и начало формирования религиозно-синкретичного комплекса. Тут и проникновение буддизма в Туву, и буддийские атрибуты, и жизнь тувинского духовенства, и образование в монастырях. Третья глава, может быть, самая интересная, раскрывает эволюцию религии и религиозных организаций в период Тувинской Народной Республики. В четвертой главе - особенности государственно-церковных отношений в 1944-1990 гг. Пятая глава начинается с немного суматошной ситуации, которая сложилась в Туве в 90-х годах, когда сюда стали «заходить» разные религиозные течения и заканчивается нашим временем. Ну а в шестой главе – тенденции и перспективы развития религиозности. И да, тема не исчерпана!
Чего нет, а хотелось бы
Сначала, что есть. Есть, например, о роли выдающегося государственного деятеля ТНР Дондука Куулара. Который, кстати, получил в свое время образование в Монголии, и, как сказано в монографии, по свидетельствам очевидцев имел ученую степень кандидата философии. Есть и его достаточно редкая фотография. Хотелось бы более полную биографию Дондука Куулара, больше сведений о его деятельности, в том числе и не относящейся к религии.
То же самое можно сказать обо всех людях, упомянутых в монографии. Предвижу возражения, мол, тогда это будет работа не по истории религии, а по истории Тувы в целом. Ну а что поделать, если до ТНР и большую часть истории ТНР религия действительно занимала серьезное место в жизни общества и каждого отдельного человека. Ведь даже когда в ТНР начали принимать законы (в том числе и Основной закон), который ущемляли права духовенства, они не распространялись абсолютно на всех буддийский священнослужителей, это был бы явный перебор. В монастырях служило большое число хуураков-учеников, лам, которые занимались медициной и т.д. В первой Конституции прямо говорилось: «Духовенство и сословие хуураков, занимающееся хлебопашеством и скотоводством, несут одинаково все общественные повинности и потому могут наравне с другими гражданами занимать общественные должности». Кстати, автор замечает и противоречия, непоследовательность в законах, которые принимало народное правительство. Да, монография действительно имеет научное значение, но это еще и просто захватывающее чтение.
Наука – это интересно
Об этом явно знали все студенты, присутствующие на презентации. Участникам мероприятия предложили принять участие в интерактивной викторине по вопросам религиозных аспектов Тувы. На слайде показали штрих-код, который надо было отсканировать, найти вопросы и ответить на них. Вот, честно, далеко не у всех присутствующих, даже вполне серьезных ученых, это получилось. Но победителей ждали книги с автографами автора, и студенты включились в игру. Да, книги с автографами действительно ждали тех, кто уже занимается историей религии в Туве и смог ответить на все вопросы. Остальным, что поделать, можно было только купить их, чтобы получить с личную собственность.
Презентация была на редкость интересной. А книга еще интереснее! И да, тема не исчерпана, история продолжается. Ну а поскольку Ольга Хомушку действительно умеет сочетать научную деятельность с управленческой работой, то будем надеяться на появление новых исследований, как чисто религиоведческих, так и междисциплинарных.
Ирина Качан.
Фото автора.
Ольга Хомушку: «Тема не исчерпана»
17 октября 2024
22