Спектакль «Он бир» («Одиннадцать») по одноименной пьесе Народного писателя Тувы Кызыл-Эника Кудажы спустя полвека снова появился на сцене Национального театра им. В. Кок-оола, и стал настоящим подарком театра к 80-летию великой Победы.
Не реконструкция
Понятно, что мало кто помнит, какой была первая постановка, учитывая, что премьера спектакля в постановке Кадр-оола Сагды состоялась в 1971 году. Не сохранилось ни декорации, ни реквизит. А те, кто помнят тот спектакль, говорят, что он был очень простым, обычным, традиционным.
Нынешний спектакль – это взрыв! Художник Маннай Хомушку создал потрясающую сценографию. В момент боев зрительный зал словно погружался в сражение. Невнятные и бесформенные, на первый взгляд, элементы оформления сцены, в финале сдвинулись и создали пылающую красную звезду.
И еще два момента «переклички» героев. В начале спектакля, готовясь к бою, солдаты пляшут, а на заднике встают легендарные богатыри Тувы. В финале – за красной звездой на заднике встают уже ушедшие добровольцы. Они уходят к тем самым богатырям, потому что сами стали легендарными богатырями. Накал эмоций необыкновенный: это горе и гордость одновременно.
Леонид Кан-оол создал тот самый спектакль, который все ждали от театра в Год защитника Отечества. И который, будем надеяться, надолго останется на сцене.
Некоторое недоумение у современной публики могут вызвать несколько гротескные фигуры немцев, но тут все понятно: свою пьесу Кызыл-Эник Кудажы написал уже давно. Тогда было принято их изображать именно так, не живыми людьми, а карикатурными фигурами. Спектакль полностью воссоздает именно сам текст пьесы Народного писателя Тувы.
Чернобровая казачка
Прекрасен и подбор актеров. (Да, пьеса вызвала только положительные эмоции у всех, так что придется часто приводить позитивные прилагательные.)
Вера, которую сыграла Виктория Монгуш, это настоящая чернобровая казачка. Сила искусства такова, что если бы она была на сцене какого-то другого театра, то и там бы сошла за русскую девчонку. Хоть мы все вполне представляем ее возраст и этническую принадлежность, но на сцене была именно русская девчонка!
Театровед Айлана Кужугет высоко оценила игру всех молодых актеров. Зная ее строгие критерии, понимаешь, что (тут тоже нужна превосходная степень) – это серьезная характеристика таланта и игры.
Некоторые сомнения вызвали два персонажа с луками и в странной одежде, у них не было слов, они просто как-то существовали в сценическом пространстве. Этих персонажей у Кудажы не было. Как сказал режиссер, их можно считать духами предков или духом Тувы, который всегда был с добровольцами.
И да, в пьесе не было вот конкретно одиннадцати пулеметчиков. Был пулеметный расчет из пяти человек, плюс командир взвода Бурзекей, плюс девушка-санинструктор. Но против пьесы не пойдешь, именно столько персонажей было и в постановке семидесятых годов.
Премьера пьесы состоялась 9 мая, сдача спектакля чуть раньше. Но даже еще до сдачи по одному только описанию на официальных каналах театра, будущие зрители просили повторного показа. К сожалению, вот прямо сейчас повторный показ невозможен, но, несомненно, он состоится.
Тувинцы-пулемётчики
Тувинцы-пулемётчики
Не бросили поста.
Погибло их одиннадцать,
А немцев – свыше ста!
Но слава их бессмертная
Домчится до Саян.
А здесь в минуту отдыха
Споёт о них баян…
С убийцами немецкими
Сражаются, как львы,
Гвардейцы-пулемётчики,
Ребята из Тувы.
Михаил Вершинин, фронтовой корреспондент, после войны написал книгу «Солдатская баллада» в 22 очерках-воспоминаниях. Среди них – два очерка о тувинских добровольцах: «Байсклан – сын Танцына» (Монгуш Танзынович Байыскылан) и «Кечил-оол ведет бой». «Славно дрались в окружении врага 11 пулеметчиков во главе с командиром пулеметного взвода Бурзекеем. Все погибли…».
«Эти люди до последней капли крови отстаивали свой рубеж... Они как каменная гора, стали на пути врага и остановили его», - так писал очевидец боев за Сурмичи Михаил Вершинин, он же автор стихотворения про пулеметчиков, которое стало фронтовой песней.
Сурмичи
Но что же такое Сурмичи? Спектакль, как надеемся, рано или поздно посмотрят все желающие, поэтому давайте поговорим о Сурмичах. И о наступательной операции на том участке фронта.
В фронтовых сводках Сурмичи – хутор в пригороде Дубно. Сейчас его нет на карте, он вошел в состав города, остался в названии улицы и микрорайона. И в истории тоже остался. Где-то примерно там (без указания названия селения) разворачивается осада в повести Николая Гоголя «Тарас Бульба». В осажденном замке находится полячка, возлюбленная Андрия, ради которой он идёт на предательство. И именно там, под Дубно происходит легендарная сцена, когда Тарас Бульба убивает своего сына.
Деревня Сурмичи Дубенcкого уезда Волынской губернии принадлежала князю Иосифу Любомирскому. В 1865 году его крестьяне выкупили свои земельные наделы. Далее Сурмичи (уже как село) встречается в «Списке важнейших селений» в реестре «Волости и важнейшие селения Европейской России 1886 года». Впрочем, это уж совсем старая история, перенесемся поближе. В годы Великой Отечественной войны.
Луцк - Ровно - Шепетовка
О наступательной операции в районе Луцк - Ровно – Шепетовка подробно написал А. Н. Грылев в книге «Днепр – Карпаты – Крым» (М.: Наука, 1970).
Там собрались серьезные силы. У противника: 190 тысяч воинов, у нас – 174 тысячи. У немцев танков и САУ 220, у нас – 141. Кавалеристам в таких условиях там было очень трудно. В боях участвовал 6-й гвардейский кавалерийский ордена Суворова корпус, в который входила и 8-я гвардейская кавалерийская Ровенская Краснознаменная ордена Суворова дивизия имени С. И. Морозова.
«С утра 29 января 1-й и 6-й гвардейские кавалерийские корпуса по приказу командующего 13-й армией повернули на юг, нанося удар в тыл группировке врага, действовавшей в районе Луцк, Ровно. Наступление происходило в чрезвычайно трудных условиях; войска двигались по заболоченным лесным дорогам. Люди шли по пояс в ледяной воде, несли на руках боеприпасы, минометы, тащили орудия. Лошади выбивались из сил», - пишет Грылев.
В первой половине 2 февраля 8-я гвардейская кавалерийская дивизия генерал-майора Д. Н. Павлова во взаимодействии с 121-й гвардейской стрелковой дивизией ворвалась в Ровно. С 9 февраля в районе Дубно завязались тяжелые бои. 8-й гвардейский кавалерийский корпус нанес удар в тыл ровенской группировке противника. Но не будем забывать о превосходящих силах противника на этом направлении, об огромном количестве танков. Тувинцы-пулеметчики действительно сражались как львы. Но шансов выжить в этих боях у них не было. Еще и просто потому, что отступать они не собирались.
Честь и слава воинам! И огромная благодарность театру, за то, что он создал спектакль, который достоин их памяти.
Ирина Качан
Фото автора