25 сентября состоялось очень важное для всех нас мероприятие: присвоение Центру русской культуры имени Иннокентия Сафьянова, сыгравшего в судьбе тувинского народа очень важную роль.
Благодаря его решительным действиям, Урянхайский край стал независимым, самостоятельным государством, а не частью Монголии, одним из его хошунов, как хотели того сами монголы, а главное, представители Сибревкома, в лице его председателя Смирнова, Дальневосточного отделения Коминтерна в лице товарища Никитенко, а также Борис Шумяцкий, представлявший 5-ю Красную Армию в Монголии. Именно эти товарищи настаивали на том, чтобы Сафьянов проявил всяческую активность в передаче Урянхая Монгольской Народной республике, в правительстве которой уже было зарезервировано одно место для представителя из Урянхайского края. Но Иннокентий Георгиевич, уже много лет вынашивавший планы ни от кого независимой страны Танну Тува Улус, действовал вразрез с указаниями этих органов, полномочным представителем которых он был, и, конечно, там его действиями, мягко говоря, были недовольны. От Шумяцкого, он, например, получал гневные телеграммы, что если он в очередной раз не выполнит данных ему предписаний, то будет наказан по всем правилам военного времени. Но несмотря ни на что, даже лишения его всех мандатов, представляющих Советскую власть, Коммунистический интернационал и власть военную, Иннокентий Георгиевич упорно шел к своей цели, которую одобрили большинство делегатов сначала Съезда двух хошунов – Даа и Бейсэ в июне 1921 года, а затем и Всетувинского Учредительного Хурала. Мечта Иннокентия Георгиевича сбылась: Урянхайский край стал Независимой республикой Танну - Тува Улус со своей конституцией, предварительно разработанной русской делегацией съезда под руководством Сафьянова.
Но свободомыслие, да еще подтвержденное действиями, как известно, мало кому прощается. Не простилось оно и Иннокентию Георгиевичу. Советские органы, которые курировали ТНР, оставили Иннокентию Георгиевичу лишь возможность наладить в республике торговлю, которая за время гражданской войны пришла в упадок, оставили потому, что лучше него никто бы это не сделал. Как только все было сделано, Иннокентий Георгиевич получил предписание покинуть столь милый его сердцу край. Уплывали он с семьей на плотах из Кызыла 25 сентября 1924 года, в этот день ему исполнилось 49 лет. Иннокентий Георгиевич уплывал с надеждой сюда вернуться.
Но сколько бы он ни пытался впоследствии это сделать, ничего не получалось. Он по-прежнему был неудобен всем властям: царской, представители которой выдворили его из Урянхая в 1916 году, Временному правительству, предписанием которого он был вынужден покинуть Туву в 1917 году, а теперь и Советской власти, благодаря которой он уже никогда не сможет вернуться в тот край, для которого он потерял здоровье, мыкаясь по тюрьмам, ждал каждую ночь смерти, находясь в камере заложников, сражаясь с китайцами и «белыми», теряя друзей и товарищей, не говоря уже о политической карьере, о которой теперь и думать не приходилось. Но хуже всего, его имя постарались предать забвению. Оно не упоминалось ни в истории создания ТНР, ни в каких–либо докладах и статьях, посвященных этой теме. Вообще нигде. Но в народе, пока живы были свидетели того события, его не забывали. Эти люди передавали свои воспоминания об Эккендее, так его имя произносилось на тувинский манер, своим детям и внукам.
Автор этой статьи, когда еще только начинала работать в музее, встречалась с некоторыми потомками простых аратов, присутствующих на Всетувинском Учредительном Хурале. Все они в один голос сообщали о том, с каким восхищением говорили об Эккендее их деды, как они его любили. И предлагали мне поднять вопрос о создании памятника. Но время еще не пришло. Сначала надо было просто восстановить его честное имя, восстановить события в том порядке, в котором они происходили.
В Туве об этом можно было говорить и хоть что-то узнать, только у одного человека – Юрия Лудужаповича Аранчына, директора ТНИИЯЛИ. И возможность познакомиться с архивом Иннокентия Георгиевича, который он передал в ТНИИЯЛИ еще 1947 году вместе со своими воспоминаниями, которые, как он надеялся, будут опубликованы. Эти воспоминания мне тогда увидеть не удалось, они были спрятаны в самый дальний угол, чтобы никто их не увидел и не узнал о подлинных событиях того времени. Наверное, это было правильным тогда, иначе они просто могли быть уничтожены, как «вредительские».
Ведь и моя деятельность в 80-е годы, когда удалось собрать большой материал о семье Сафьяновых, открыть в своем филиале выставку и написать статью в газету, была встречена как «вредительская». Директором головного музея было приказано убрать эту выставку, которая так нагло пропагандировала деятельность купцов и кулаков, и в том числе главного «врага народа» Иннокентия Сафьянова, «купеческого отродья». А если сотрудник музея этого не понимает и имеет другое мнение, то нужно самой «убираться» с такого ответственного поста, как заведующая музеем. Отстоять свое мнение и продолжить работу в этом направлении помог тогдашний молодой министр культуры Анатолий Сергеевич Серен.
И вот уже в 2001 году, в день празднования 80-летия ТНР, впервые в докладе тогдашнего Президента республики Тыва Шериг-оола Дизижиковича Ооржака было упомянуто имя Иннокентия Георгиевича Сафьянова, как человека, достойного занять свое место в государственной книге «Лучшие люди Тувы XX века». Лед, как говорится, тронулся.
А еще через двадцать лет, в год 100-летия образования ТНР, сначала в Кызыле, а затем и в Туране был установлен великолепный памятник Иннокентию Сафьянову работы замечательного тувинского скульптора Ондара Байза. И вот теперь новое событие – Центр Русской Культуры получил имя Иннокентия Георгиевича Сафьянова. Это еще раз подтверждает ту мысль, что Правда и Справедливость, пусть не сразу, но обязательно восторжествуют!!!
Татьяна ВЕРЕЩАГИНА.
г. Туран.
Фото Юрий КОК-ООЛА
"Тувинская правда" №74 от 30 октября 2023 года.