Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

О тех, кто любит небо

Выбор редакции
11 февраля 2023
78


Так уж получилось, что авиация сейчас переживает не лучшие времена. В центральных СМИ больше информации о том, что мы потеряли. И что праздновать вроде бы и нечего. Со сцены Национального театра Тувы, где 9 февраля прошло торжественное собрание, посвященное 100-летию российской авиации, звучали поздравления и выступления в самом позитивном формате.

То взлет, то…

История у российской гражданской авиации – потрясающая.

1913 год. Первый гражданский самолет в царской России – самолет Игоря Сикорского – «Илья Муромец». Это – первый в мире пассажирский самолет с отоплением, электрическим освещением, спальной комнатой и туалетом. Понятно, это – не для всех. Но, тем не менее такой комфорт уже сделали. Ведь первые самолеты вообще нельзя разделить на военные, пассажирские или грузовые: один пилот и еще немного места, хватит на пассажира, или почту, или пулемет. А «Илья Муромец» - конкретно гражданский. Впрочем, первый экземпляр вскоре отдали в морское ведомство – шла война, там он был нужнее. А второй – в следующем году поднял на рекордную высоту в 2000 метров десять пассажиров и поставил рекорд продолжительности полёта – шесть с половиной часов. Ну, если честно, то и остальные «Муромцы» один за другим становились военными. А после революции они уже стали достаточно изношенными и работали недолго.

1922 год. 1 мая русско-германское общество «Дерулюфт» запустило первую в Советской России международную авиалинию из немецкого Кенигсберга в Москву и обратно. Полет длился в среднем 8,5 часов.

А в 1923 году, 9 февраля, Совет Труда и Обороны РСФСР принял постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации». И в 2013 году Указом Президента эта дата была установлена в качестве единого профессионального праздника для всех авиаторов страны.

Антонов, Туполев, Ильюшин, Яковлев… Их фамилии знала вся страна. Они звучали в названиях созданных ими самолетов: «Ан», «Ту», «Ил», «Як». Это – реальный взлет.

А сейчас? А сейчас российский авиапарк почти полностью состоит из иностранных самолетов. Свои делаем штучно. Но ситуация скоро изменится, будут расширены производственные мощности по выпуску гражданских самолетов МС-21 и Sukhoi Superjet 100. Будем ожидать очередного взлета.

Все мальчики хотели быть летчикам

На торжественном собрании и. о. первого заместителя председателя Правительства Республики Тыва Владимир Донских, после официального поздравления сказал, что когда-то все мальчики хотели быть космонавтами или летчиками, но только тот, кто действительно любит небо, тот, кто отличился упорством и трудоспособностью, смог осуществить эту мечту.

А в зале как раз и сидели эти упорные и трудоспособные люди. Не все, конечно. Кто-то встретил праздник на рабочем месте. Сейчас гражданская авиация Тувы – это сложный механизм, в котором трудятся около 450 человек. И это – не одно предприятие. Есть федеральное предприятие - ФКП «Аэропорт Кызыл», есть республиканская авиакомпания «Тува Авиа», отдельно – метеослужба в составе Среднесибирского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета», понятно, что Авиалесоохрана – тоже отдельное предприятие, есть и другие самостоятельные службы…

Через три года мы будем отмечать 80-летний юбилей авиации Тувы. В далеком, но памятном 1936 году в ТНР было всего два самолета По-2, а первый военный летчик Чооду Кидиспей только учился искусству покорять небо: в 1934 году в Оренбургское военное авиационное училище лётчиков были приняты для обучения два тувинских военнослужащих Отдельного кавалерийского полка ТНРА: старшина Кидиспей Чооду и боец-кавалерист Лапшын Оюн - отличники боевой и политической подготовки. В 1937 году они закончили обучение с присвоением воинского звания «лейтенант».

Где был первый аэродром?

Уж так получилось, что в Туве, как и везде, военная авиация опережала гражданскую. Хотя вот как раз первые самолеты, которые появились в Тувинской Народной Республике, прибыли с исключительно мирными, и даже праздничными целями.

Об этом рассказала в своём поздравлении сенатор от Тувы Дина Оюн. В 1936 году, когда Тувинская Народная Республика отмечала 15-летие своего образования, СССР подарил на юбилей 15 легковых автомобилей и два самолета По-2. Понятно, что пилотов своих пока нет, и для демонстрационных полетов из Иркутска в Кызыл вылетели три самолёта П-5.

И тут Дина Оюн спрашивает зал – кто знает, где именно они приземлились. Может быть, ветераны постеснялись кричать с места и промолчали. А может, действительно мало кто знает, что первоначально маленький аэродром был в районе Кожзавода. Там и садились в самолет взрослые и дети ТНР, чтобы покататься. Потом аэропорт перенесли, и он был, если смотреть на сегодняшнюю карту Кызыла, в районе «Востока». А потом уже «перебрался» на нынешнее место.

Потом авиация развивалась достаточно быстро, особенно местные линии. Вертолеты и маленькие самолеты летали регулярно в отдаленные села.

А сейчас…

За 2017 год аэропорт Кызыла обслужил 24 786 человек. За прошлый год – более 90 тысяч, в нынешнем году число пассажиров может превысить и сто тысяч. С 2014 года он стал аэропортом федерального значения. Обслуживает регулярное авиасообщение с Москвой, Красноярском, Новосибирском, Иркутском, рейсы по местным авиалиниям. Пропускная способность пассажирского терминала - 250 пасс./час. То есть, здесь легко справятся и с большим количеством пассажиров.

Но аэропорт только обслуживает рейсы, в его штате нет пилотов. Кто же нас перевозит? В основном компании, которые в Туве не базируются. Свои пилоты у нас, конечно, тоже есть – в РКП «АК Тува Авиа».

Вот после того, как были многочисленные рейсы малой авиации, в Тоджу, например, самолеты летали четыре раза в сутки, было тяжело остаться почти ни с чем. Но сейчас уже есть четыре вертолета: МИ-8 АМТ и МИ-8 МТВ (производства Улан-Удэ и Казани. После капитального ремонта летают три самолета АН-2. И. о. директора Мерген Санчай, говорит, что количество пассажиров на местных авиалиниях тоже резко возросло. Например, на Уш-Бельдыр раньше возили 50 человек в год, сейчас – 600 человек. Налажены рейсы в Кунгуртуг – туда ведь не всегда можно проехать на машине.

Вертолеты – это и туристические поездки на Тоджу «где Путин щук ловил», но это же и санавиация – достаточно часто надо срочно вылетать за больными, даже если это не труднодоступная местность. Если дело идет о жизни и смерти, если инсульт, то на машине можно и не успеть привезти больного.

Спасибо за профессионализм

Гражданская авиация – это несколько предприятий разного подчинения, есть и республиканские, и федеральные… Как им удается все согласовывать? Это их профессиональный секрет. Раньше, говорят, такого разделения не было, работать было легче. Серьезных изменений в этом плане пока никто не ожидает. Но да, какие-бы то ни было согласования всегда занимают время. И если вдруг какая-нибудь служба не сработает… Об этом не будем думать. Почему? Потому что профессионализм сотрудники гражданской авиации уже доказали. Потому что впереди – большие перспективы. Потому что скоро у нас будут абсолютно свои самолеты, будет больше рейсов и больше возможностей.

И давайте не забывать, что сейчас – праздник, юбилей. Хорошее время вспомнить и взлеты, и неудачи. Хорошее время, чтобы планировать будущее. И совсем уж подходящее время для того, чтобы поблагодарить всех сотрудников гражданской авиации и ветеранов всех служб с праздником. И пожелать новых маршрутов, новую технику, достижения новых высот. И, конечно, счастья, здоровья и успехов во всем.

Ирина КАЧАН.

Фото Ады ТЮЛЮШ