Тувинская культура, сформированная в условиях кочевого скотоводства и уникального географического положения в центре Азии, обладает богатым и сложным символическим языком. Одним из его центральных элементов является нож – предмет, далеко выходящий за рамки своего утилитарного назначения. История тувинского ножа уходит корнями в эпоху кочевых племен, таких как скифы, хунну, древние тюрки, которые сыграли важную роль в этногенезе тувинского народа. Его обнаружение в погребениях скифских и древнетюркских времён свидетельствует о вере в его необходимость в загробной жизни «соңгу назын».
Нож бижек (др.тюрк. – bi¢ák) для тувинцев-кочевников являлся инструментом, используемым во всех сферах жизни: от приготовления пищи и забоя скота до охоты и изготовления различных предметов. Помимо практического применения, нож также служил элементом украшения мужчины и показателем его социального статуса. Как отмечал С. И. Вайнштейн, инженер Черпевич, посетивший Туву в 1911 г., в своих записках упоминал, что: «…женщины украшают себя «браслетами, перстнями и серьгами – серебряными и медными. Предметами мужского щегольства являются подвешиваемые к поясу ножи, трубки, кресала с металлическим орнаментом, вышитый кисет с табаком». У тувинцев существовало несколько видов ножей, которые различались по размеру, функциям, качеству изготовления и отделке. В. К. Даржа выделял такие виды, как «кош бижек», включавший гарнитур из большого ножа («улуг бижек»), малого ножа («кестик») и шила («шивегей»). Большой нож использовался как универсальное орудие для забоя скота, в качестве легкого топора или мачете, а малый нож применялся для бритья, снятия шкурок, кастрации животных, шорных работ и даже во время еды. Состоятельные тувинцы украшали рукояти ножей серебром, такие ножи назывались «каас бижек».
Правила ношения
В традиционном тувинском обществе правила ношения ножа у тувинцев регулировались правилами и нормами. Мужчины прикрепляли к поясу (кур) огниво (оттук), которое подвешивалось на ремне с пряжкой (дерги). На другом ремне к поясу крепились ножны (хын) с ножом (бижек), также снабженные металлической пряжкой. В отличие от огнива, нож в ножнах не свисал свободно, а закладывался за пояс. Кроме того, за пояс или за голенище сапога мужчины часто помещали трубку, а кисет с табаком и приспособление для чистки трубки хранили за пазухой. Женщины, в свою очередь, подвешивали к поясу с правой стороны небольшой нож (кестик) в ножнах, предназначенный для разрезания шкур.
Важным социальным жестом, демонстрировавшим мирные намерения, было вытаскивание ножа из-за пояса при входе в чужую юрту, чтобы он висел на цепочке. Человека, отказывавшегося вытаскивать нож из-за пояса, называли «кара бодап алган кижи», то есть «человек с плохими намерениями».
Орудие клятвы и атрибут защиты
Нож занимал важное место в проведении обрядов, исполнении традиционных обычаев и ритуалов у тувинцев. Как указывает М. Б. Кенин-Лопсан, нож у тувинцев именовался также «орудием клятвы» – «даңгырак чепсээ». Исследователь Г. Н. Потанин описал обряд, практиковавшийся тувинцами в конце XIX в., в ходе которого участники произносили клятву «…те, кто выполнял обряд давали клятву «ай, хүн көрүп тур» - «видят солнце и луна», при этом лижут конец ружья, лезвие ножа «доңгурак», пьют воду, в которую положен череп медведя со словами «как я пью эту воду, так пусть съест меня медведь» если нарушу клятву».
В тувинском шаманизме нож также играл значительную роль, выступая как атрибут защиты и оружие. Согласно данным С. И. Вайнштейна, шаманка Дежит Тожу применяла различные железные инструменты, включая пику, нож, лопату, пилу, топор, скребок, косу и сверло, для борьбы со злыми духами. Без этих орудий, как отмечается, было невозможно одержать победу над нечистой силой.
В отношении ножа существовали строгие сакральные запреты и предписания. М. Б. Кенин-Лопсан отмечает, что «…запрещалось дарить нож – может произойти беда; нельзя направлять в сторону очага лезвие ножа – дух огня рассердится; золу рыть кончиком ножа – дети заболеют; замахиваться ножом в сторону человека – смерть произойдет с кем-нибудь; нельзя вытаскивать ночью нож из ножен – черти в юрту войдут». Если муж уезжал на ночь, его жена должна была положить на кровать нож, так как считалось, что душа хозяина юрты связана с его ножом, и таким образом он символически оставался рядом с ней. Кроме того, нож использовался тувинцами в качестве инструмента для очищения энергетики и лечения человека, что осуществлялось через специальный обряд заговаривания – домнаар.
К сожалению, в современном тувинском обществе нож нередко становится орудием преступлений и убийств. В традиционном тувинском обществе жизнь человека рассматривалась как сакральный дар, что формировало особую моральную и этическую ответственность по отношению к каждому индивиду. Дореволюционные исследователи отмечали, что тувинцы крайне бережно относились к человеческой жизни, и случаи насилия вызывали резкое осуждение общества, а виновный становился изгоем. Это подтверждается и тем, что в системе наказаний и пыток «Тос эрии», применявшейся тувинскими правителями и чиновниками, отсутствовала возможность применения смертной казни. Лишь в городе Улястай, на высшем уровне власти, где находился цзянь-цзюнь (генерал-губернатор), смертная казнь могла быть применена за особо тяжкие преступления. Например, именно там были обезглавлены участники «Восстания 60-ти богатырей» (1883-1885 гг.).
Нож как сакральный объект
Согласно сообщению тувинского этнографа Донгак С. Ч., нож в традиционной культуре тувинцев был не просто инструментом труда, но и сакральным объектом, наделенным особым значением. К нему, особенно со стороны мужчин, относились почти как к живому существу или предмету, обладающему «памятью». Это подтверждается ритуалами, такими как «бижек оожургадыр» («успокоение ножа»), когда нож, использовавшийся для оскопления животных (мал актаар), заворачивали в белую ткань или войлок на 3–7 дней до и после процедуры. Его помещали в недоступное место, а по истечении срока хозяин окуривал нож можжевельником, символически извиняясь и произнося «успокоительные» слова. После использования ножа в хозяйстве по назначению, его обязательно убирали в посудный ящик или ножны, острие ножа не должно было быть повернуто вверх, т.е. в сторону Неба.
По представлениям тувинцев нож – это острый предмет, он может начать «действовать», поэтому он должен находиться в спокойном состоянии. Такое уважительное отношение к острым предметам современная молодежь должна знать и следовать им: не носить без надобности нож, потому что, вытащив его в ненужный момент, человек может не только нанести вред другому, но и навсегда испортить свою жизнь [Материалы Круглого стола, 2025].
Таким образом, в традиционном тувинском обществе существовали многочисленные приметы и поверья, связанные с ножом, которые требовали строгого соблюдения. В дальнейшем необходимо возрождать традиционный культ ножа в тувинской культуре, который включает не только уважение к нему как к инструменту, но и признание его сакрального значения. Нож следует рассматривать как особый предмет, требующий определённых норм обращения и почитания.
Артыш Монгуш, научный сотрудник лаборатории этнокультурного содержания образования Института развития национальной школы
Фото из открытых источников