Чем выше стоит человек в государственной иерархии, тем важнее ему соблюдать закон. Но бывают ситуации, когда надо помочь, но законным способом это сделать не возможно. Как такое получается, и на какую помощь могут рассчитывать жители дома по улице Баянкольской, 13 «А».
Административное здание
Сначала посмотрим на дом. Это административное здание, построенное относительно недавно, в 1982 году. Очень много домов гораздо более ранних лет постройки выглядят и снаружи, и изнутри гораздо лучше. Причину понять просто: это именно административное здание, из которого сделали многоквартирный дом. Все инженерные сети, в том числе водопровод, канализация и прочие были рассчитаны на дневное пребывание небольшого количества человек. Но когда в каждом предполагаемом кабинете живет целая семья, все быстро изнашивается.
Даже входная лестница – подъезд, как и полагается в административных зданиях – один, а жилых помещений — 72. В «анкете дома» общая площадь дома и площадь жилых помещений почему-то одинаковая – 1961,80 кв. метров. В общем, если это действительно жилая площадь, без достаточно широких коридоров, то площадь одной квартиры в среднем 27 кв.м. Если сюда все-таки внесли коридоры, то еще меньше.
Дом признан аварийным. А по программе переселения из ветхого жилья, всем, кто проживает, независимо от собственности полагается квартира точно такого же размера. Метр в метр. То есть, опять возможны варианты когда либо кухня, либо спальная комната будут без окна, по сути – просто чуланчик. Но если жить в квартире невозможно, наверное, люди будут рады любому варианту даже небольшой, но благоустроенной квартиры.
Не сказать, что дом рушится. Все сети прогнили – это да. Дом в целом кажется вообще бесхозным. Такое впечатление, что управляющая компания не справляется со своей работой. Опять же дом новый, и капитальный ремонт по замене сетей был запланирован на 2030 год. А в доме уже невозможно жить. Там проживет около сотни детей вот в таких страшных условиях. Сейчас ведь идет очередной этап переселения из ветхого жилья. Почему бы не расселить этот уже весьма ветхий дом?
Программа переселения
В программах по переселению разбираемся вместе с заместителем министра строительства Тувы Чингисом Ховалыгом. Программ было несколько. Первая вообще в Туве шла с большими трудностями. По сути, все это относится к полномочиям мэрии. Мэрия не справлялась даже со списками. Может быть, не было специалистов? Тогда Минстрой взял дело в свои руки. По первому этапу подлежали расселению аварийные дома, признанные таковыми до 1 января 2012 года. Программа завершена. Переселились 6371 человек. Или 2214 семей. Тогда программа была рассчитана на 82,3 тысячи кв. метров. По программе был построено и введено в эксплуатацию 54 многоквартирных дома: в Кызыле – 38, Чадане – 3, пгт Каа-Хем – 1, Бай-Хааке – 1, Хову-Аксы – 11 домов. Причем, это было еще и к общей выгоде всего города – снесли «четвертушки» в «шанхае», и сейчас там идет комплексная застройка территории – микрорайон «Монгун».
Сейчас идет второй этап программы переселения. Будут расселены (и уже идет расселение) дома, признанные аварийными с 1 января 2012 до 1 января 2017. Вот это – точно надо запомнить – до 1 января 2017 года. Уже переселены 359 человек. Есть проблемные вопросы, связанные с финансированием из федерального бюджета, но в Минстрое Тувы их сейчас решают. Тут есть разные сложности – можно ли получить из федерального бюджета дополнительно 550 миллионов рублей, или перенести расселение 288 человек в первую очередь третьего этапа. Но это уже их профессиональные сложности.
А мы сейчас запомним еще одну цифру. На предстоящие 2025-2030 годы запланировано переселение 1275 человек из сорока многоквартирных домов. Из тех домов, которые были признаны аварийными с 1 января 2017 года по 1 января 2022 года. Всё. Вот это пока всё. На переселение могут рассчитывать граждане, которые живут в ветхих домах. Но ветхими дома должны быть признаны до первого января 2022, т.е. по 2021 год включительно.
Возвращаемся на Баянкольскую 13 «А»
17 октября во время прямого эфира Глава Тувы Владислав Ховалыг ответил жителям, что их дом будет включён в программу переселения из ветхого и аварийного жилья: «Дал поручение осмотреть этот дом и оценить его состояние. Не было тепла, и канализация не работала, подвал был заполнен сточными водами. Сейчас заменили отдельные участки теплотрассы. Ввиду того, что рядом ведется строительство, был завален один из колодцев. Сейчас его очистили, все в порядке. Мэрией города дом признан аварийным. Сейчас мы пытаемся включить его в программу по переселению. Сейчас ждем окончательное решение по финансированию, после чего приступим к строительству нового жилья».
Понимая, что правового механизма реализации по переселению граждан из аварийного дома не имеется, но учитывая, что граждане, в том числе более 100 детей, продолжают проживать в опасных для жизни и здоровья условиях, Правительство Тувы обратилось в Минстрой России с просьбой об оказании содействия республике в решении данной проблемы путем выделения финансовых средств для обеспечения жильем вышеуказанных граждан.
Пока речь может идти о расселении людей, поясняет замминистра. Во всех домах застройщики всегда строят сколько-нибудь квартир «для себя». То есть строят дома с бОльшим количеством квартир, чем предусмотрено программой. Эти квартиры могут продавать, или помещения на первых этажах могут быть нежилыми – под магазины или еще что. Теоретически правительство может выкупить какие-то квартиры для расселения. Но квартиры-то должны быть именно нужного размера. А размеры уже все прописаны в программе, и дома строят с учетом размеров квартир в ветхих домах. Тем не менее в Кызыле сейчас идет большое строительство, и выкупить квартиры примерно нужного размера, наверное, будет не сложно.
Работа над ошибками
Вот это тоже важно. Когда начали работать с программой по переселению, возникли трудности. Это еще можно понять – дело новое. Надо было составить реестр всех домов, признанных авариными, составить список тех, кто там прописан, и вообще – составить акты, из которых следует, что дома аварийные. Да, было много работы. Но ведь сейчас работа уже в целом понятна.
Прежде, чем обращаться другие инстанции, жители долго оббивали пороги городских служб, пытались чего-то добиться от своей УК. Не в одночасье же сгнили трубы? Специалисты сделали заключение, что из-за продолжительного затопления подвала сточными водами канализации получилась усадка фундамента, а на здании появились трещины. То есть, жалобы жильцов много лет игнорировали, УК ремонтом не занималась, и дом можно было признать аварийным уже в 2021 году. Чингис Ховалыг считает, что здание можно и нужно было признать аварийным до первого января 2022 года. Но специалисты мэрии почему-то этого не сделали. Ну вот так и получилось, что жильцы оказались в очень сложной ситуации. Конечно, сейчас приняли необходимые меры: откачали один септик, идет очистка и продувка остальных септиков, заодно очищают подвал от мусора и заменяют систему водоснабжения. В местах образования трещин на стенах установили «маячки». По итогам мониторинга состояния «маячков» уже будут принимать решения, что делать дальше.
Ирина Качан
Фото автора и из открытых источников.