Давным-давно, когда Сут-Хол был ещё маленькой лужицей, а Сумбер-Уула - маленькой сопкой… Да нет, не так давно! Примерно год назад мы узнали, что в Национальном театре будет поставлен первый мюзикл. Разговоров было много, много ожиданий. И самое страшное, что могло случиться – это разочарование. Премьера «Легенды ветров» состоялась 21 декабря. Разочарования не было, а был сплошной двухчасовой фейерверк. Сюжет делал такие непредсказуемые обороты, что просто не было возможности перевести дыхание. Что же было на сцене?
Бабочка машет крылышками
Подробно пересказывать спектакль все равно не получится – это длинная и интересная сказка, поэтому можно начать с круглого стола, который состоялся за несколько часов до премьеры.
Темой обсуждения было «Влияние театрального репертуара на формирование духовно-нравственных ценностей общества». Одним из важных факторов признали объединяющую роль театра. Но самым интересным было очень небольшое выступление режиссера, который поставил мюзикл, Александра Лебедева. Он привел известный постулат теории хаоса, который уже стал поговоркой: «Даже взмах крыла бабочки может вызвать цунами на другом конце света». Это о том, что детерминировано-хаотические системы чувствительны к малым воздействиям. Но к таким же воздействиям чувствительно и человеческое общество в целом. И любой спектакль может оказать самое непредсказуемое влияние на общество. А спектакль хороший, резонансный, спектакль, который увлечет зрителей, безусловно окажет сильное влияние. Пусть мы не всегда уловим связь изменений в обществе и театральной постановки, она обязательно будет.
(Кстати, то, что вы сейчас читаете этот материал, тоже произведет некоторое воздействие на будущее: вы же не считаете себя менее важным, чем бабочка?)
Впрочем, большей частью на круглом столе говорили о предпремьерном показе мюзикла и о том, какое впечатление оно произвело на всех присутствующих. Кстати, назвали и несколько театральных фестивалей, которые состоятся в ближайшее время, и куда надо бы обязательно поехать показать «Легенду ветров».
Файербол
А ведь фейерверк не самое точное слово для описания того, что происходило на сцене. То есть, во время действия – да, фейерверк: все ярко и красиво, беспрестанные повороты сюжета, каких не в каждой сказке найдешь, режиссерские находки и музыка, и эмоции, а уж «шахматная партия» - вообще что-то невообразимое.
Но потом, после спектакля, понимаешь – нет, не фейерверк. Один большой литой файербол (в переводе с анг. «зажигательный, огненный»). Ни убавить не прибавить. Все в полной гармонии. Наверное, мюзикл и можно «растащить» на песни, но по отдельности они не будут иметь такого эффекта – только вот все вместе, с актерской игрой, с костюмами и декорациями, с трансформацией сцены и прочим они будут звучать по-настоящему.
Конечно, этому предшествовала огромная предварительная работа. Сначала – конкурс сценариев, где отбирали самое лучшее (победила Виктория Шожукпан), потом – конкурс композиторов (лучшими оказались Урана Хомушку и Роман Чокуров). Практически во всех материалах, где есть информация о спектакле, пишут, что он создан «При поддержке культурного фонда имени Кужугета Шойгу». И это не случайно. Это означает, что средств не жалели и для постановки действительно отбирали самое лучшее. Мы же понимаем, что декорации сами себя не сделают, и костюмы сами себя не сошьют. А если в постановке по сюжету есть целых три хана и соответственно три жены-кадын, не говоря уж о главном герое, который найдет свою Дангыну и тоже станет ханом, то и костюмы должны быть ханские.
А потом Александр Лебедев – режиссер-постановщик – объединяет все это в одно огромное шоу. А потом (уже после спектакля) зрители даже сразу не могут описать свои эмоции и впечатления, настолько их много скопилось.«Что больше всего понравилось»
Вот к взрослым, с вопросом «что вам больше всего понравилось», даже подходить страшно: на тебя обрушивают и песню сироты, и всю музыку в целом, и несчастную мать (Кадын Баржы-Хана), которая потеряла ребенка, и песню несчастной матери (Кадын Шомбул-Хана), которая жертвует своей дочерью ради сохранения своего народа…
Но мальчики из Кызылского кадетского училища, наверное, менее эмоциональны? Спросим у них. Спросим именно у мальчиков, потому что волшебные героические сказки как правило для них и создают. А им понравились: музыка, драки, Оскус-оол, приключения, песни, как спас принцессу… В общем, тоже все.
То, чего никогда не было
Но вот есть еще «удивления». То, чего никогда не было, что действительно удивило. В первую очередь вспомним о технической новинке – сверху сцены табло с субтитрами для перевода. Очень удобно. Еще одна техническая деталь, впрочем, скорее находка художника. На заднем плане идет видеоряд в зависимости от локации героев. Оскус-оол приходит к водопаду, чтобы спасти принцессу. На заднем плане водопад. Но вот он вытаскивает сундук из воды, освобождает девушку, любовь сразу завладевает их сердцами. И водопад становится «водовзлетом» - вода течет вверх, вверх летят брызги… Да, этот полет и словно бы остановившееся время были удивительны.
Игра в шахматы? Тихое, сосем не зрелищное действие. Нет! Игра в шахматы – это бой, сражение в которое втягиваются не только главные герои, но и духи воды, земли и воздуха, это битва добра со злом. А еще была удивительной трактовка образа шамана.Злой колдун
К шаманам сейчас отношение уважительное. Да и в традиционном обществе так было. Кроме всего прочего, он ведь еще и лекарь, и психотерапевт, советчик. Злые шаманы, которые всем вредят, бывают редко. Как говорят, за это они могут лишиться дара.
Но вот в этой сказке есть действительно злой шаман. Хотя может быть его стоит назвать злым колдуном? И внешний вид е него не совсем «шаманский». В качестве головного убора он носит что-то приплюснутое, а не высокую шаманскую шапку.
То есть, хоть в пьесе он именуется шаманом, но сценический образ дает определенную дистанцию: это не настоящий шаман, да он умеет ворожить, заглядывать в будущее, но он на стороне злых сил. Да он и сам образ злой силы, постоянно вредит главному герою. И победить его смог только таинственный старец Ак-Сал — воплощение сил света.Спектакль для всех
Этот спектакль можно смотреть всем и гарантированно никто не уйдет разочарованным. Тут есть и «любовь», и «драки», есть и прекрасная музыка и не менее прекрасное исполнение. Театралы со стажем найдут чему удивиться, юные зрители найдут чем восхититься.
На любом фестивале эта постановка не останется незамеченной. Но могут быть проблемы: не каждая сцена может подойти, не везде есть такие технические устройства, как в нашем театре. К тому же, перевозка декораций (со всем механизмами) может оказаться очень дорогой. Говорят, что есть и какие-то специальные приспособления для транспортировки таких декораций, специальный транспорт. Но это тоже очень дорого.
Будем надеяться, что средства найдут, и зрители других городов тоже смогут получить удовольствие. Конечно, мы за них порадуемся, но все-таки этом мюзикл для Тувы. Это – тувинский фольклор в современной интерпретации, которая, тем не менее, дает возможность лучше понять глубинные смыслы народного творчества.
Ирина Качан
Фото Ады ТЮЛЮШ.