Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Новый Шагонар – территория надежд. Часть-4

23 апреля 2020
61

Строительство Нового Шагонара регулярно освещалось как в республиканской, так и центральной прессе страны. Комсомольско-молодежная стройка начала привлекать к себе внимание и работников культуры. Из тех, кто решился приехать в далекую Сибирь на знаменитую стройку, мне ярко запомнились двое. Было это в 1978 году, к нам тогда впервые прибыла большая делегация Союза композиторов России во главе с секретарем Союза Владиславом Казениным. И среди них - известные на всю страну композитор Людмила Лядова, а также поэт-песенник Феликс Лаубе, их имена тогда часто звучали в концертах по Всесоюзному радио. Всем нам было очень приятно, когда узнали, что они выступят перед строителями с концертами.  И действительно, Людмила Лядова и Феликс Лаубе дали два концерта, один - в обеденный перерыв в Новом Шагонаре, а второй состоялся вечером в старом райцентре. Задушевные разговоры с ними, неформальные встречи на строительных площадках, энергичность и заразительность позитивом самой Людмилы Лядовой, к тому же - очень симпатичной женщины, - надолго запомнились нашим ребятам, многих они буквально вдохновили на новые успехи.

В 1978 году «Главкрасноярскстрой» создает на строительной площадке зоны затопления трест «Шагонартяжстрой», назначив   управляющим Б.Н. Глазкова, главным инженером А.Н. Сержантова, заместителями управляющего А.М. Новицкого, Б. Клюева и меня. С этих пор трест становится ведущим и опорным коллективом всей стройки, а моя трудовая жизнь наполнилась новым содержанием. Начальником отдела кадров у нас работала В.И. Панова, начальником ПТО - И. Тряскин, начальником планового отдела -Т.С. Оюн, группу проектно-организационных работ возглавил Владимир Баз-оол, главным бухгалтером назначена С.К. Лошкарева. Диспетчерскую службу до самого роспуска треста возглавлял Борис Изотов. Много лет отработал в должности управляющего этим трестом Леонид Николаевич Ткаченко, о котором хочется сказать много добрых слов. Под его руководством в Шагонаре были выполнены все основные объемы строительно-монтажных работ и введены в эксплуатацию важнейшие объекты: районная котельная, административные здания, многоквартирные жилые дома. Но самое главное - была заложена вся инфраструктура – водопровод, канализация, электросети, а также заасфальтированы улицы и проулки.  

С годами трест наполнили фондами, транспортом, механизацией, направляя инженерно-технических работников из других трестов Красноярского главка. К тому же, «Шагонартяжстрой» наконец получил квоты на распределение в него молодых специалистов из вузов и техникумов всей страны. И уже в 1979 году из Красноярского политехнического института прибыли новоиспеченные инженеры С. и В. Чепсараковы, В. Денисенко. Из Украины, точнее, из Кировоградского политехнического техникума, в трест прибыли 17 человек. Потом среди них ярко проявились Алла Беспояско, Лида Данчул, Ольга Афанасьева, Татьяна Забудько. Здесь они созидали не только город, но и себя. Начинали работать молодыми специалистами, получали заочно высшее образование, становились инженерами, создавали семьи. По-разному сложились их судьбы, у кого-то она была счастливой, кто-то так и не смог создать семью, но в своей профессии они все добились высоких вершин. И их объединяет счастливая молодость на ударной стройке Советского Союза. 

Некоторые из первых выпускников Кызылского филиала Красноярского политехнического института приступили к работе тоже на этой знаменитой стройке. Вспоминаю Г. Хитяева, Т. Хитяеву, Е. Попова, К. Курчатова, всех не перечислю. Это уже были свои, «доморощенные кадры», желающие работать и отдать свои знания родной республике. Новый Шагонар дал им путевку в жизнь. Взять хотя бы судьбу Геннадия Хитяева: ведь он к окончанию строительства дорос до главного инженера. А В. Курчатов стал главным инженером ОКСа и занимал эту должность много лет.  Неплохую карьеру сделали на этой стройке, то есть, стали руководителями среднего звена, Е. Попова – начальник участка, и Т. Хитяева -начальник отдела труда и заработной платы треста «Шагонартяжстрой».    

По организованному набору в 1980 году к нам прибыли 70 добровольцев из Украины. Надо сказать, что с этой союзной республикой Тува, на мой взгляд, на протяжении своей истории постоянно имела какую-то неразрывную, можно даже сказать, мистическую, связь. Например, в первые годы присоединения Тувы к СССР именно Украина щедро поделилась с ней своими кадрами, многие украинцы в качестве молодых специалистов из нескольких вузов, посланные ею в Туву, так и остались здесь жить, обрели вторую родину. В годы Великой Отечественной войны в декабре 1943 г. Тувинский Ревсомол передал партизанам Украины десять вагонов подарков от молодежи: продукты, одежду, лыжи и многое другое. Сразу после освобождения Украины от немецкой оккупации тувинский скот, сдаваемый добровольно ее жителями для помощи СССР, перегоняли именно туда, чтобы эта союзная республика могла начать воссоздание собственного поголовья. А наши тувинские добровольцы, еще не будучи гражданами СССР, освобождали многие украинские земли, в том числе, город Ровно. В этом городе даже есть музей, где тувинскому эскадрону посвящена целая экспозиция. (Только осталась ли она теперь, после того, как предатели Украины взбаламутили и разрушили свою страну, сделали все, чтобы извратить историю своей родины?) 

Поэтому украинских посланцев в Новом Шагонаре встречали очень тепло, это событие широко освещалось местным телевидением и газетами, СМИ частенько наведывались затем к украинцам, интересуясь их адаптацией, а потом и успехами. Большинство из них имели строительные специальности, быстро освоились на новом месте, отличались дисциплиной и высокопроизводительно работали на стройке. Особо хочу отметить молодую пару, прибывшую из Житомира, Виктора и Янину Глинчевских. С ними вместе приехал на Всесоюзную комсомольскую стройку и самый маленький «строитель» - сынок Коля, ему было всего четыре года. Отец семейства возглавил работу комсомольско-молодежной бригады сантехников, за короткое время так проявил себя, что обком комсомола наградил его поездкой на Московскую Олимпиаду 1980 года. Его супруга Янина первое время работала начальником ЖЭУ, обладая незаурядными организационными способностями, сумела сплотить как свой коллектив, так и жильцов общежитий своего управления. Подтянула там дисциплину, а потом все вместе поддерживали в них порядок и создавали уют. За хороший труд эта семейная пара одной их первых получила квартиру от треста «Шагонартяжстрой». Затем Янину Анатольевну перевели на работу в школу, назначив завучем по внеклассной работе.

Общежития – это отдельная тема Нового Шагонара. Ведь их для приема и размещения прибывающих на стройку новых рабочих требовалось все больше, а так как это - самая эффективная форма решения жилищной проблемы на первое время, то трест «Шагонартяжстрой» строил общежития ежегодно. Сам трест с каждым годом усиливал свои позиции, становился ведущим производственным коллективом, своего рода - локомотивом всей стройки, объединяющим множество других предприятий и организаций. Ежеквартально на его базе в Новом Шагонаре проводились планерки с участием представителей «Главкрасноярскстроя», субподрядных организаций из Красноярска, проектных организаций, Стройбанка, заинтересованных работников министерств и ведомств Тувы. На них рассматривались сроки ввода объектов в эксплуатацию, вопросы финансирования, проектная документация. Словом, все, что касалось производства. А до культурной сферы руки все не доходили. Наконец, на одном из таких заседаний дошла очередь до рассмотрения и проблемы культурного досуга строителей. Дело в том, что предусмотренный проектом Дом культуры был отодвинут по срокам строительства на вторую очередь, а ранее уже были построены танцплощадка и Зелёный театр, но они недолго просуществовали, вандалы сожгли их. Нужно было строить что-то основательное. И на очередной планерке решили строить здание кинозала. Заказчиком выступило Управление кинофикации республики, «Главкрасноярскстрой» выделил металлоконструкции. За четыре месяца кинозал с фойе и административными помещениями был построен. Он до сих пор является главным культурным заведением в городе.

У моего читателя может сложиться мнение, что строительством жилья в Новом Шагонаре занимались только специально созданные организации. А между тем и сами улуг-хемские предприятия и организации включались в строительство. В частности, ПМК-586, ДРСУ, Сельхозтехника, лесхоз, Райпо, Райпромкомбинат, УОС и некоторые другие.  Ведь им тоже предстояло переезжать, поэтому, строя свои производственные базы, одновременно они сооружали и жилье хозяйственным способом.

Одной из важных забот для штаба по руководству строительством было снабжение рабочих продуктами питания и организация самого питания. Снабжением продуктами и организацией торговли в городе и сельских поселениях занимался коллектив Райпо, председателем которого был Хонук-оол Доржуевич Монгуш, завторгом -  Валентина Петровна Шаповалова, директором торгового куста - Людмила Федоровна Конева.  Несмотря на то, что работники Шагонарского Райпо прилагали максимум усилий, справляться с этой задачей было не просто, не хватало столовых, буфетов, автотранспорта, рабочих. Нужно отдать должное строителям: они шли навстречу кооператорам, ежедневно выделялся автотранспорт на промбазе, возле общежитий были построены блочные столовые. Организовывалась выездная торговля на строящихся объектах.      

Большой объем строительных работ выполняло управление строительства «Красноярскгэсстрой». Его главной задачей была очень трудоемкая работа - очистка ложа водохранилища от пойменного леса. Эту работу предстояло выполнить на площади свыше 6 тыс. гектаров. Ежедневно на лесоочистке было занято 50 тяжелых бульдозеров и около 200 рабочих. Для ускорения работ по сжиганию деревьев привлекали даже военных, они пытались с помощью напалма ускорить горение древесины. Но это помогало плохо, некоторые виды деревьев, в основном, лиственница, до конца не сгорали, вот почему по берегам водохранилища до сих пор лежат обгоревшие стволы.

Из сносимых поселков Урбун, Чаа-Холь, Кара-Тал, Эйлиг-Хем, Кок-Чыраа, Алды-Шынаа всех жителей переселяли во вновь построенные дома в двух новых селах: Чаа-Холь и Хайыракан.  Одновременно предстояло построить объекты соцкультбыта, животноводческие помещения, административные здания.

Валерий КОНЕВ

(Продолжение следует)