В конце октября 2018 года ветераны труда, старожилы Нового Шагонара, собрались, чтобы отметить 45-летие начала того масштабного проекта, которому они посвятили всю свою жизнь, – строительство города Новый Шагонар. Того города, который заново был возведен в степи вместо старого, находящегося в зоне затопления водохранилища строящейся Саяно-Шушенской ГЭС.
Инициаторами проведения юбилейного вечера выступили Борис Изотов и Мария Дамчай. Спасибо им, спасибо администрации города, она поддержала эту инициативу, на празднование были приглашены многочисленные гости, в том числе и я. С большим нетерпением ждал я этой поездки, готовился к встрече с моими друзьями и земляками. Так сложились даты, что этот юбилей совпал с празднованием 100-летия ВЛКСМ, на которое меня тоже пригласили, но только в Кызыл. А приглашение это было вызвано тем, что ровно 50 лет назад мне, как активному комсомольскому деятелю тех лет, была оказана честь – заложить капсулу с посланием комсомолу 2018 года в основание памятника Красным партизанам. И так получилось, что сам комсомол столько лет не прожил, мне же довелось пережить развал этой организации, а затем все-таки приехать в Кызыл, чтобы принять участие в церемонии вскрытия ниши с капсулой и донести слова этого послания до нынешней молодежи, которая о комсомоле знает только из уроков истории да из наших воспоминаний.
Поэтому не удалось в тот день побывать на празднике в Новом Шагонаре, но позднее, 30 октября, поездка моя состоялась. Принимали меня бывшие земляки очень тепло, устроили встречи со старшеклассниками школы, вручили награды… Было много незабываемых моментов, всколыхнувших мою память, разбудивших молодость, подаривших тепло радушия и гостеприимства земляков.
С большим волнением прошелся я по улицам… Проходил и мимо деревьев, которые много лет назад мы высаживали, чтобы из города в степи сделать город-сад. И обратил внимание на то, что эти деревья-старожилы так и не окружены молодыми посадками, сами стоят неухоженные, заваленные сорняками.
Заглянул я и в промышленную зону – когда-то гордость нового города, ведь ее, согласно самому современному архитектурному проекту, отделили от жилых кварталов. Лучше мне промолчать о том, что я там увидел. Все порушено, одни котлованы и канавы; лотки, трубы, фундаменты – все разграблено. Один живой объект теплится в промзоне – котельная мощностью 80 ГКл, вот только большая часть этой мощности, и это сразу бросается в глаза, уходит на обогрев атмосферы… Стены, выполненные из сэндвич-панелей, порушены и свои функции утеплителя утратили. После разговора с одним из работников стало понятно, что решение, на мой взгляд, лежит на поверхности. Надо всего лишь отремонтировать тепловой контур, подключить дополнительных потребителей тепла, чтобы уменьшить себестоимость, и получить прибыль… Но руководство города, как я понял, ставит задачу построить новую котельную…
Пошло третье десятилетие, как мы потеряли свою страну – Союз Советских Социалистических Республик. Страну, которую создали наши деды, защитили от немецко-фашистских захватчиков наши отцы. А послевоенное поколение советских людей восстановило разрушенное в годы войны народное хозяйство, построило современные заводы, целый каскад гидроэлектростанций. Те достижения очевидны, так как мы до сих пор живем за счет этого потенциала.
Однако нынешние либеральные власти и их СМИ об этом умалчивают, более того, они ведут массированную пропаганду охаивания советского периода нашей великой державы. Чтобы хоть как-то противостоять этой лжи, нужно напоминать нашим соотечественникам о том, что и как на самом деле происходило в стране нашей молодости. Хоть один голос против той неправды, которая заполонила наше информационное пространство, – это уже начало сопротивления. Вот почему мне захотелось написать эти воспоминания о том грандиозном проекте, в осуществлении которого довелось участвовать.
Подготовка к строительству ГЭС на Енисее началась задолго, в 50-х годах прошлого столетия. На территории Тувы, ниже поселка Чаа-Холь, там, где Енисей формируется в одно русло, был установлен гидрометеорологический пост. Здесь велся круглосуточный учет стока воды со всего водного бассейна республики, несколько лет работали топографические экспедиции. Среди населения Улуг-Хема то и дело возникали слухи о том, что будут строить ГЭС, но где и когда – никто не знал. Ситуация прояснилась только в 1971 году, когда в Кызыл прибыла делегация института «Ленгидропроект», в состав которой входил и начальник Управления строительства «Красноярскгэсстрой» Станислав Иванович Садовский. На совещании, которое было собрано для ознакомления, прозвучали следующие цифры. Пуск в эксплуатацию первых агрегатов Саяно-Шушенской гидроэлектростанции планируется на 1978 г., перекрытие Енисея намечено на октябрь 1975 года, начало заполнения водохранилища – 1981 год.
В этом масштабном строительстве одну из трудоемких задач предстоит выполнить Тувинской АССР. А именно: подготовить территорию под водохранилище, которое займет часть Улуг-Хемского района. И это надо сделать к 1980 году. При заполнении водохранилища до отметки 520 предусматривается подтопление поселка Чаа-Холь. До мая 1982 года полная лесоочистка будущего водохранилища должна быть закончена. Стоимость очистки территории для будущего водохранилища, в ценах 1969 года, – 100 млн. рублей. К слову сказать, в ходе строительства сроки затопления по различным причинам пересматривались и отодвигались на более поздние.
Сразу же после этого заседания в Туве приступили к работе по планированию предстоящей деятельности и подбору кадров, что сделать было совсем непросто, так как даже производственной базы в те годы почти не было, а уж о кадрах и говорить не приходилось. В феврале 1973 года Совет Министров РСФСР опубликовал постановление «О начале подготовительных работ в зоне затопления водохранилища Саяно-Шушенской ГЭС». И тут масштабы тувинского направления предстоящих работ обрели конкретные черты. На территории республики уходит под воду более 26 тысяч гектаров земель, в том числе: пашни – 2,7, сенокосов – 3,4, пастбищ – 9,3 тысяч га. Из зоны затопления предстоит перенести семь населенных пунктов, почти три тысячи строений. Огромный фронт работ! А если же учесть тот факт, что строительная база Тувы к тому времени была еще маломощной, то проблемы, которые предстояло решить руководству республики, просто будоражили воображение.
Сейчас об этом почти не вспоминают, но на том совещании руководству самой молодой республики Страны Советов было доложено о том, что строительство Саяно-Шушенской ГЭС позволит не только переселить затопляемую зону, но и откроет новые хозяйственно-экономические горизонты для развития производительных сил Тувы. Эта задача стоит отдельной строкой в намеченном проекте.
А сейчас я отойду от главной темы своего рассказа и напомню о некоторых исторических особенностях нашей республики. После установления народной власти в Тувинской Народной Республике, которая до 1921 года не обладала собственным суверенитетом, благодаря помощи ее могущественного соседа – Советского Союза – здесь появились больницы, школы-интернаты и многое другое, что создало условия для улучшения качества жизни аратов, поэтому численность населения начала расти. Так как большинство населения занималось отгонным животноводством, перспективы такого развития народного хозяйства были очевидны: рост поголовья скота ограничен при тех же площадях выпаса. Поэтому перестраивать надо было всю экономику: переводить население на оседлый образ жизни, развивать земледелие, создавать коллективные формы ведения сельского хозяйства. И начинать развивать собственную промышленность, так как на территории республики расположены огромные запасы полезных ископаемых, а в связи с ростом населения вырастает и потребность в рабочих местах.
И все, что было спланировано, удалось воплотить в жизнь. В республике были построены комбинаты «Туваасбест», «Тувакобальт», начала создаваться собственная база строительной индустрии.
(Продолжение следует)