Тувинская правда 12+

Ни дыма, ни сажи…

6 февраля 2022
158

Причем вдвойне нужнее, если изобретение действительно полезно для человека. Творение доцента инженерно-технического факультета Тувинского государственного университета Сергея Дамдына - одно из таких. Он создал топочную камеру, которая полностью сжигает уголь. В результате — ни сажи, ни дыма. Согласитесь, для республики такая тема актуальна как никогда.

 

 — Сергей Иванович, как пришла такая идея?

— Еще со студенческих времен я задумывался о том, как очистить наш воздух. Не секрет, что Тува в 80-ые годы занимала первое место по заболеванию туберкулезом. Наши показатели превышали средние в десятки раз. Понял, что не последнюю роль в этом играет сажа. После окончания аспирантуры Московской академии автотракторного машиностроения в 1994 году я приехал в Туву. Первую свою конструкцию собрал лет 15 назад. Тогда получил грант в размере 170 тысяч рублей и приступил к работе. Все лето проработал. Одна из конструкций получилась более-менее удачно. Затем я пригласил представителей из министерства топлива и мэрии Кызыла, чтобы показать результат своего труда. Два часа я топил печку, два часа они сами. Хотели посмотреть, что получится.

— И что же получилось?

— Из трубы кроме легкого парка ничего не шло, не было ни сажи, ни дыма. Члены комиссии сказали, что можно было бы отправить ее на выставку, но это же печка, ее никуда не повезешь. Поэтому предложили, чтобы я сделал водогрейный котел. Однако, у воды большая теплоемкость, поэтому температура в топке резко понижается, сажа не полностью сгорает, остается небольшой остаток. Из этой затеи ничего не вышло, и я опять перешел на кирпич.

— Что собой представляет ваша конструкция? Это обычная печь?

— Да, обычная печь бытовой конструкции. Ее можно использовать в коттеджах и больших частных домах. Внутри находится металлическая конструкция с жидкостным охлаждением, все изолировано. Сделана обмуровка. Пламя с металлом не соприкасается, так как между ними проложен огнеупорный кирпич, поэтому там сохраняется жар и тепло. При температуре 900 градусов сажа полностью сгорает. Момент самовоспламенения сажи — это 680-780 градусов.

— Как происходит процесс горения?

—  В топочную камеру надо загрузить одновременно семь-восемь ведер угля. Примерно через полчаса прекращается выход дыма из трубы. Что происходит в этот момент внутри? Происходит отделение топочных газов, то есть газов, которые сгорели, и несгоревшего газа, это дым и сажа. Топочные газы выходят из вытяжной трубы, а для несгоревших газов есть отдельный путь по трубке, который заново приводит их в топочную камеру. Во второй раз газы полностью сгорают в горящем коксе. Вот таким образом достигается полное сжигание угля без вредных выбросов в атмосферу продуктов не полного сжигания угля.

— А что же выходит из трубы?

—  Углекислый газ. Тот газ, который мы выдыхаем. Углекислый газ — неядовитый нетоксичный газ. Он более экологичен даже по сравнению с природным газом.

— Но ведь именно природный газ считается экологичнее?

— Природный газ содержит много воды. При топке выходит много аэрозоли. Они абсорбируют эти тяжелые металлы, которые скапливаются в приземной зоне. Кроме того, газ вытесняет воздух, уменьшая содержание кислорода, что является смертельно опасным. Он - источник множества различных загрязнителей воздуха, негативно воздействующих на организм человека: одоранты, металлоорганические комплексы, радиоактивный газ радон. Конечно, газ — это очень удобно, но у него есть свои недостатки.

— Вы считаете, что ваше устройство поможет решить проблему «черного неба» в Туве?

— Да. Как я уже сказал, мое устройство поможет свести на нет образование продуктов неполного сгорания. В январе прошлого года я отправил международную заявку на изобретение топочной камеры. В своем отчете эксперты отметили, что во всем мире нет такого изобретения. На днях должно выйти второе заключение экспертной комиссии. Хочу отметить, что в моей одной заявке зарегистрировано сразу девять разных изобретений. Например, первое, это то, как происходит отделение топочных газов, второе, как они снова возвращаются, третье, как повторно сжигаются, и таким образом зарегистрированы все действия в камере.

— Себестоимость топочной камеры?

— Для ее создания используется минимум металлов, примерно на 6-7 тысяч рублей. Самое дорогое — это две двери топки и колосники из чугуна, это 20-30 тысяч рублей. Нужны простые и огнеупорные кирпичи, из общая стоимость около 70 тысяч. Да плюс еще надо оплатить работу по изготовлению.

— Конструкцию уже можно приобрести?  

— Пока нет, так как нужно сначала провести испытания, причем, с  разным видом углей из Чаданского, Элегестского и Межегейского  месторождений. Как эти угли поведут себя в моей топке? Хочется от малого до большего линейку устройств создать. По двум своим патентам — евразийскому и всемирной организации интеллектуальной собственности — испытаний не проводил. Мне нужна финансовая поддержка. Если бы власти республики оказали мне помощь, я бы мог весной приступить к экспериментам и за лето бы провел их. На эти работы необходимо около 1,3 млн. рублей. Кроме того, необходимо 1,5 млн. рублей для всемирной организации.

— Понимание проблемы есть?

— Да, есть. В прошлом году был на встрече с комиссией во главе с Александром Брокертом. Шла речь о разработке и создании экспериментальных и промышленных образцов топочных камер. Попросил оказать финансовую помощь для оплаты патентных и иных пошлин в национальные ведомства иностранных государств.  Один я ничего не смогу сделать. Понял, что желание провести эксперимент есть. Но пока я еще не получил заключения комиссии.

— Сергей Иванович, ваше изобретение можно использовать и в других странах, где есть проблема с экологией?

— Да. При финансовой поддержке можно получить патент Монголии, Китая, ряда стран СНГ, Венгрии, Польши, Румынии, где используют уголь и, соответственно, есть проблемы с экологией. Но здесь опять же встает проблема оплаты патентных пошлин. Суммы немаленькие. Страны не охотно пускают чужой патент к себе, ведь за это придется платить обладателю патента. А если я в этих странах не запатентовал свое изобретение, то это будет им просто бесплатный подарок для использования.

— Сергей Иванович, спасибо за интервью.  Желаю удачи в ваших делах.

— Спасибо.

Юлия САТ.

Фото из архива автора

"Тувинская правда" № 7 от 5 февраля 2022 года.

Редакция «ТП»