Основное внимание всей республики было направлено на столетие ТНР. Да и в Туве оставалось мало сотрудников авиаохраны: 50 человек отправились на помощь в тушении лесных пожаров в Иркутскую область, 25 человек – в Якутию. Сейчас поспокойнее, все вернулись. 17 сентября сенатор Дина Оюн поздравила сотрудников авиаохраны лесов, выразила им благодарность на церемонии награждения.
Низкий поклон
Первые шаги сенатора на территории ГАУ РТ «Авиалесоохрана» были не в сторону офиса, и даже не по направлению к собравшимся сотрудникам. Она подошла к памятнику погибшим в борьбе с лесными пожарами.
В 2012 году восемь парашютистов-десантников не вышли из огня. Самому младшему – 22 года, самому старшему - 36. Николай Былев, Владимир Кечил-оол, Херел Кызыл-оол, Николай Новиков, Виктор Стремоусов, Сергей Федотов, Радион Хуурак, Андрей Шилин. В тот же год месяцем ранее при тушении лесного пожара в Элегестинском лесничестве погиб Борис Оюн - доброволец-пожарный.
В 1996 году при тушении лесного пожара в Пий-Хемском районе погибли семь лесников Туранского лесхоза: Сергей Асланов, Геннадий Белек-оол, Виктор Кожухов, Александр Савин, Иван Семёнов, Юрий Сыйдан-оол, Владимир Чудояков.
Лесники и десантники - погибли при исполнении служебных обязанностей, выполняя свой долг и спасая лес от пожара.
На территории Центральной базы авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» в подмосковном Пушкино установили памятник погибшим в борьбе с лесными пожарами. На граните высечены фамилии и наших работников Авиалесоохраны.
Сложно сказать почему, но таких памятников в России мало. Два года назад установили стелу в Бурятии, есть еще один неприметный памятник погибшему леснику в поселке Винзили (Тюменская область).
Все они хотели жить. Но хотели сохранить природу. И приняли мученическую смерть. Мы помним всех. Вот только пусь на этих стелах больше не появятся новые имена!
Маленький самолет и большая история
Авиалесоохрана существует уже 90 лет: 7 июля 1931 года началась первая авиационная экспедиция для проведения экспериментальных полетов по охране лесов от пожаров в Нижегородской области - первый полет на самолете У-2 (ПО-2) с целью обнаружения лесного пожара.
Продолжительность первого полета маленького самолёта-биплана была небольшой - 1 час 33 минуты. Общий налет за время всей экспедиции – около сорока часов. За время работы экспедиции на территории площадью 1,5 млн. га обнаружено 14 лесных пожаров.
О роли и значении авиалесоохраны говорит хотя бы тот факт, что в разгар Великой Отечественной войны, в 1944 году, при всей ценности опытных пилотов и самолетов, при необходимости их на фронте, в Авиалесоохране увеличивается парк воздушных судов, растёт охраняемая площадь лесов и численность личного состава.
Недавно, в результате административной реформы 2006 года, направленной на расширение прав регионов, полномочия по охране лесов от пожаров были переданы субъектам Российской Федерации. В 2007 году базы авиационной охраны лесов - филиалы ФБУ «Авиалесоохрана» - ликвидированы. В субъектах организованы специализированные учреждения по тушению лесных пожаров. Но все летают на арендованных самолетах.
Реформирование привело к сокращению в регионах численности летчиков-наблюдателей и авиапожарных, снижению налета часов. Сейчас ситуация понемногу выправляется, налаживается механизм межрегионального маневрирования.
Леса – они разные
Дина Оюн, представитель от законодательного органа государственной власти Республики Тыва в Совете Федерации ФС РФ, торжественную церемонию награждения начала с того, что зачитала благодарственное письмо от сенатора Республики Саха (Якутия).
Лесные пожары в Якутии начались в мае. В этом году они были самыми крупными в мире. Дым от пожаров дошел до Урала, Хакасии, Забайкальского края, Сахалина, до северо-востока Казахстана, Аляски.
11 июня из Тувы на помощь в тушении лесных пожаров отправились сотрудники Авиалесоохраны Тувы. Все вернулись уже только в сентябре. В Якутии от имени заместителя министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха они получили почетные грамоты за профессионализм, грамотное руководство, безупречный труд по спасению лесных богатства. И, как выражение благодарности, – иллюминация: 31 августа, в девять часов вечера телевышка в столице Якутии поочередно окрасилась в цвета флага Республики Тыва.
От сенатора Тувы сотрудники Авиалесоохраны получили благодарственные письма «за добросовестный труд и мужество в борьбе с огненной стихией в год столетия Тувинской Народной Республики».
В церемонии награждения принял участие первый заместитель министра природных ресурсов и экологии Республики Тыва Темир Сарыг-Хаа и начальник отдела защиты леса Алексей Арчимаев.
Каждому из награжденных предлагали сказать несколько слов о своей работе. Но как-то сразу стало понятно, что они – люди дела, а не слова. Тогда Дина Оюн стала задавать наводящие вопросы, например: чем отличается работа по тушению пожаров в Туве и в Якутии или Иркутске? Чаще просто отвечали, что ничем «так же работали, тушили».
Только Алик Амаран позже дал более развернутый ответ. Леса, оказывается, разные. В нашей тайге легче ориентироваться, у нас больше речек и ручьев, всегда можно определить границы поражения, ограничить распространение огня как раз по этим ручьям. А в Иркутской области тайга непроходимая. Огромные массивы именно непроходимого леса. Надо делать просеку. Конечно, это намного замедляет и усложняет работу.
«Увеличьте финансирование – остальное сами сделаем»
Вот эта фраза: «Ну что сказать? Увеличьте финансирование – остальное сами сделаем», была ответом на вопрос о том, что сенатор может сделать для авиалесоохраны.
В этом году лесных пожаров в Туве, к счастью, не было. А то пришлось бы еще тяжелее, с учетом того, что надо помогать и с тушением в других регионах.
Сотрудники лесоохраны не просят лишнего, они просто намекают на то, что численность личного состава не дотягивает до нормативов – 90 человек вместо 120. Поэтому и нужно дополнительное финансирование: и для зарплат, и для приобретения оборудования.
Это сказал не руководитель ГАУ, а один из награжденных сотрудников. Но позже, уже в личном разговоре с сенатором, руководитель авиалесоохраны Буян Сумучу признал, что средств действительно не хватает. Нужно и обучение сотрудников, и стажировки, сейчас собираются открыть учебный центр… А на это они могут выделить только внебюджетные средства. Откуда берутся внебюджетные? Это тоже сложно. Когда десантники ездят в командировки в другие регионы, деньги выделяют не только им на зарплату, но и некоторые средства поступают на счет самого предприятия.
Дина Ивановна попыталась выяснить, какова же зарплата этих бравых парней, которые спасают леса. Ну тут тоже много разных нюансов. Все зависит от дней, проведенных конкретно на тушении пожаров. А если все спокойно, если профилактическая работа возымела действие, к тому же дожди помогают, то зарплата всего двадцать тысяч.
Да и оборудование. Оборудование – это ведь не только ранцы с водой и аппараты для тушения огня. Двадцать первый век идет. Со спутников можно увидеть разгоревшийся огонь, но надежнее – установка камер. Одна камера – один миллион рублей. Сейчас у нас пока камера установлена только в районе станции «Тайга». Изображение идет на монитор в диспетчерской авиалесоохраны.
Кстати, недавно с помощью этой камеры обнаружили задымление недалеко от поселка Сесерлиг. Сразу позвонили в лесничество. И, соответственно, лесники тут же выехали по указанным координатам. Ну, что можно сказать? Повезло! Там просто проводили обряд…
Обряд – это хорошо. Огонь никуда не пошел, за проведением сан салыры наблюдали много людей. В год девяностолетия авиалесоохраны и 75-летия лесного хозяйства Тувы давайте все вместе пожелаем, чтобы пожаров не было вовсе, а единственные задымления были только во время проведения обрядов!
Ирина КАЧАН
Фото автора.
"Туви нская правда" №47 от 22 сентября 2021 года.