Только за первый квартал текущего года жители Тувы сами, своими руками отдали мошенникам 27 миллионов 87 тысяч рублей. В прошлом году за этот же срок отдали «всего лишь» десять с половиной миллионов. 11 апреля в МВД по РТ состоялась пресс-конференция на тему предупреждения преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
«Бабушки» - уже не актуально
До сих пор многие полагают, что основные жертвы мошенников – это некие неграмотные бабушки, которые верят всякой ерунде, которую им скажут с неизвестного номера. Но вот на пресс-конференции заместитель начальника Управления уголовного розыска Артыш Окпан-оол привел данные о том, какие категории граждан пострадали.
Социальное положение Количество потерпевших
Служащие, работники, сотрудники -19
Наемные работники 15
Инвалиды 1-2 групп 1
Без постоянного источника дохода 28
ИП 17
Пенсионеры по старости 11
Студенты 3
Можно разделить и по возрасту:
18-19 лет - 1,8 %
20-29 лет - 9,7 %
30-39 лет - 21,2 %
40-49 лет - 9,7 %
50-59 лет - 7,1 %
60-69 лет - 5,3 %
81 лет - 0,9 %
Итак, бабушек совсем немного. Треть пострадавших – это, казалось бы, вполне разумные, знакомые с новыми технологиями люди от 20 до 40 лет. Если вы сложили все проценты и у вас не получилось 100%, как должно было бы быть, так это потому, что сейчас много потерпевших – организации. Да, звонят и в организации, предлагают какие-то контракты, и там тоже с легкостью отдают деньги мошенникам.
Купить пятаков на грош
Самые частые «разводы» основаны на человеческой жадности, на том, что люди серьезно думают, что кто-то от широты душевной хочет подкинуть им денег, чтобы они разбогатели. Ну, не бывает такого! Другой способ обмануть – напугать. «Вот прямо сейчас ваши денежки пропадают», «родственник попал в аварию». Напуганный человек быстро старается спасти свои деньги, и… тут же теряет их. Но почему не хочет тут же перезвонить родне, чтобы убедиться в том, что помощь действительно нужна, неизвестно.
Какие формы мошенничества в лидерах в Туве: звонки от «сотрудников банков», «правоохранительных органов» и т.д. – 30%; приобретение, продажа товаров и услуг – 24%; аренда – 10%; инвестиции – 9%; заработок – 8%; оформление займов и кредитов – 7%; продажа, покупка земельных участков – 3%, родственник попал в ДТП – 2%; иное — 7%.
Это всё квалифицируется по статье 159 УК РФ — мошенничество. Но достаточно много и преступлений по ст. 158 УК РВ – воровство: покупки по WI-Fi - 40%, переводы – 32%, списания – 12%, бронирование, оплата поездки – 11%, снятие с денежных счетов – 5%. В телефонном разговоре мошенники различными способами пытаются узнать реквизиты банковской карты, потом подключают к своему номеру телефона управление банковским счетом через онлайн-банк либо инструктируют жертву о переводе находящихся на счете денежных средств на посторонние ресурсы якобы в целях безопасности. Количество зарегистрированных преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, за первые три месяца увеличилось на 92,2 % (с 129 до 248).
Банк будет возвращать деньги. Но не всем
В пресс-конференции принимала участие заведующая сектором платежных систем и расчетов Отделения Банка России – Национального банка по РТ Ольга Каипова. У Банка нет данных по регионам, но есть цифры в среднем по стране. За 2023 год преступникам удалось вывести с чужих банковских счетов почти 16 млрд. рублей. Это огромная цифра и она на 11,5 процентов больше, чем в 2022 году. То есть, за два года своими руками граждане отдали преступникам 30 млрд. рублей. Для сравнения – строительство одной большой (на 1000 учеников) современной школы стоит от 500 млн до одного млрд рублей. Мы обижаемся, когда собирают деньги на ремонт или на новые шторы в класс, но отдали мошенникам деньги, на которые можно построить примерно 40-50 больших новых школ.
Чтобы составить портрет жертвы Банк России опросил почти 400 тысяч человек. По данным банка, жертвой мошенников чаще всего становится работающая женщина в возрасте от 25 до 44 лет, со средним уровнем дохода, активно пользующаяся дистанционным банковским обслуживанием и услугами маркетплейсов.
С 25 июля 2024 года будет работать закон, по которому банки должны проверять денежные переводы клиентов и в течение 30 дней возмещать им похищенные средства. Но деньги вернут только в том случае, если банк допустил перевод средств на мошеннический счет, который находится в специальной базе Банка России. ЦБ собирает эту базу на основе данных, полученных от банков и других операторов платежных систем. Поэтому о любом случае хищение надо немедленно сообщать в банк или полицию! У нах налажен информационный обмен. Это поможет спасти больше денег и вернуть их.
Если банк допустил этот перевод средств, то в течение 30 календарных дней после получения заявления от пострадавшего, он вернет деньги. Новый закон предусматривает и двухдневный период «охлаждения», в течении которого банк не будет переводить деньги на подозрительный счет. О сомнительной операции он уведомит клиента. За это время человек может одуматься и не подтверждать перевод. С 1 марта 2025 года граждане смогут устанавливать самозапрет на кредиты. Любой человек сможет обезопасить себя от ситуации, когда мошенники оформляют на его имя кредит, и добровольно отказаться от возможности заключать договоры кредита или займа.
«Стоп-сигнал»
Начальник УМВД России по Кызылу полковник полиции Ярослав Казанцев рассказал, какую профилактическую работу они проводят. Сотрудники полиции ходят с беседами по организациям и квартирам, распространяя листовки, в которых описываются схемы мошенников и что нельзя делать ни в коем случае. Есть определенные маркеры, по которым сразу можно опознать мошеннический звонок:
«Оформлена заявка на кредит», если вы не оставляли заявку;
«Сотрудник Центробанка», работники Банка России никому не звонят и не пишут;
«Специальный или безопасный счет», таких счетов нет в природе;
«Идут следственные действия, помогите задержать мошенников и не разглашайте информацию», работники правоохранительных органов не проводят процессуальные действия по телефону;
«Ваши деньги пытаются похитить, зафиксирована подозрительная операция», банки могут приостанавливать такие операции без участия клиента, они не просят совершить операции по карте.
«Продиктуйте код из СМС-сообщения», код нельзя разглашать никому;
«Истекает срок действия сим-карты», сим-карты нет срока годности.
В общем: если с вами заговорили о деньгах и счетах, положите трубку. Можете позвонить по официальному телефону организации или на горячую линию. Но номер нужно набрать вручную.
И самое печальное
Сотрудники ФСБ обнародовали данные, что с использованием только одного узла связи у россиян мошенники похитили свыше семи миллиардов рублей. Эти деньги злоумышленники аккумулировали в украинских финансовых учреждениях и направляли на нужды ВСУ. Собираясь переводить деньги на «безопасный счет» или еще куда, подумайте о своих родных и знакомых на фронте. И не переводите деньги!
Ирина Качан.
Фото автора.
Непреодолимое желание лишиться своих денег
15 апреля 2024
57