Тувинская правда 12+

Неизвестные факты из жизни Сергея Пюрбю

6 сентября 2023
73

В текущем году исполняется 110 лет со дня рождения члена Союза писателей Тувинской Народной Республики, Народного писателя, лауреата Государственной премии Тувы Сергея Бакизовича (Бакыстай-оглу) Пюрбю.

7 сентября 1913 года в местечке Эъжим Бейси-хошуна Танну-Тувы в семье арата-охотника Адыг-Тюлюша Баккыстая родился мальчик, которого назвали Пюрбю. В восьмилетнем возрасте, в 1921 году мальчик в буддийском монастыре начал изучать тибетский язык, а монгольской письменности он обучился в аале у родственника, чиновника – Кыргыса Чамзы-Мээрена. После окончания в 1928 году средней школы в городе Кызыле, он отправился в Ленинград, чтобы учиться на рабфаке Института народов Севера, ну а потом продолжил учебу на курсах национальных меньшинств Советского Востока при пединституте имени Герцена. С 1932 года работая в Министерстве культуры ТНР, Тувгизе, аппарате ЦК ТНРП, председателем Комитета по делам искусств при Совмине ТНР, он был независимым в своих суждениях.

Вскоре его смещают с поста председателя Комитета по литературе и искусству и в 1944 году отправляют учительствовать в Шагонарскую среднюю школу. С вхождением Тувы в состав СССР, его исключили из членов КПСС и тувинского отделения Союза писателей СССР. В декабре 1947 года в Туву прибыла бригада Союза писателей СССР, наделённая высокими полномочиями, чтобы разобраться с состоянием дел в тувинской литературе: выявить и дать отпор националистическим, мелкобуржуазным настроениям в ней. Основанием для визита послужило постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» от 14 августа 1946 года. Члены бригады в течение четырех месяцев скрупулезно изучали произведения тувинских поэтов и прозаиков, чтобы выявить замаскированных идеологических противников.

Уже первые строки «заключения-обследования» тувинской литературы «с большевистской прямотой» резюмируют: «Наличие откровенно буржуазно-националистических явлений в тувинской литературе чаще всего прикрыты чисто географическими и этнографическими описаниями вне времени и пространства. В значительном числе произведений обнаруживается крайне низкий уровень идейно-политической тематики. Эти пороки в наибольшей степени выражены в произведениях Пюрбю и Идам-Сюрюна».

3 апреля 1948 года Н. Гильярди и М. Скуратов подписывают так называемый акт проверки творчества С. Пюрбю и М. Идам-Сюрюна с приложением к нему «материалов». И уже через две недели заместитель начальника следственного отделения УМГБ по Тувинской автономной области капитан Михайлов, рассмотрев материалы о «преступной деятельности», подытоживает: «Пюрбю проводит антисоветскую агитацию, направленную на дискредитацию партийно-советских мероприятий, возводит клевету на национальную политику партии и Советского правительства…». Следствие УМГБ также оперировало показаниями свидетелей против С. Пюрбю. Их показания и были положены в основу обвинения тувинского поэта в антисоветской контрреволюционной деятельности. Хотя в 1957 году эти самые свидетели пояснили органам следствия, что они оговорили Пюрбю из-за принуждения со стороны следователей.

Кроме того, в квартире Пюрбю при обыске был обнаружен немецкий пистолет – маузер, который просто висел на стене как сувенир, следовательно, боеприпасов к нему не было. Этот пистолет был подарком от советских солдат, когда Пюрбю в составе тувинской делегации сопровождал третий эшелон подарков для Красной Армии в Брянск в 1942 году. И все же следствие, не допросив свидетелей, не истребовав сведений из архивов военных ведомств, не получив иных доказательств, обвинило поэта в незаконном хранении огнестрельного оружия.

Приговором областного суда Тувинской автономной области от 14 июля 1948 года С. Пюрбю был осужден за «пропаганду, содержащую призыв к свержению Советской власти», «пропаганду, направленную к возбуждению национальной розни», «хранение огнестрельного оружия». Приговор: 10 лет лишения свободы. Его выслали в Карагандинские лагеря Казахстана. Там он, просидев шесть с половиной лет, был освобожден досрочно в октябре 1954 года.

21 мая 1957 года постановлением Президиума Верховного Суда РСФРСР приговор суда от 1948 года был отменен, а уголовное дело прекращено за недоказанностью предъявляемого обвинения по пятьдесят восьмой статье УК РСФСР. Поэт был реабилитирован частично: на нем все еще продолжала «висеть» статья 182 УК РСФСР о незаконном хранении огнестрельного оружия. И только усилиями его супруги Нины Дмитриевны, которая собирала доказательства невиновности своего мужа и отправляла в прокуратуру Республики Тыва, не раз обращалась в Генеральную прокуратуру СССР. В 1994 году удалось добиться решения о невиновности поэта, о его полной реабилитации.

Добившись реабилитации мужа, в январе 1995 года Нина Дмитриевна, жена талантливого поэта, умерла (спустя 20 лет после смерти мужа).

Справедливость восторжествовала. Спустя 46 лет Народный писатель Республики Тыва С. Б. Пюрбю был полностью реабилитирован. Человеку подвергшемуся политическим репрессиям свобода нужна. Как высказал Сергей Пюрбю: «И нечего на свете быть не может свободы человеческой дороже!».

Джигмед ТАНЗЫ-БЕЛЕК,

студент Кызылского техникума экономики и права, член общественной организации совета молодых ученных Республики Тувы, член Ассоциации Российских музеев памяти

Редакция «ТП»