Тувинская правда 12+

Неизвестная уникальная особенность Кызыла

16 июля 2023
53

Тува прекрасная вся! И Кызыл… эээ… есть такой город. Посмотреть на них глазами туристов можно с помощью самих туристов. Особенно если вы сами неплохо знаете город, и хотите его показать поинтереснее. Давайте смотреть вместе! И давайте пугаться вместе. Вместе с туристами.

Отпугнуть легко

Первый вопрос, который может возникнуть у досужего наблюдателя – откуда столько пьяных? Вот вы идете днем по набережной. Навстречу идут три человека поддерживая друг друга. Женщина в центре упала. Не беда, ее поднимут и все потащатся дальше. Тут всё просто – главное близко не подходить. Эти люди никого и ничего не видят, никого особо не обижают. Идут себе, и пусть идут. Ну, упадут несколько раз. Так ведь встанут и пойдут дальше.
Лето. Жарища. Хочется освежиться? Это запросто: идите в свой гостиничный номер или в квартиру, где остановились, и освежайтесь под душем или в ванной. Парк сейчас стал очень хорош, но вот пляжа нет: то паводок, то еще не обследовано дно, то санэпидемстанция не сказала своего решающего слова… А там и опять зима пришла.
Хотите хотя бы просто намочить ноги в реке? И это запросто: найдите кусок берега где поменьше бутылок и заходите в воду. Только не факт, что с вами рядом не захочет освежиться кто-то «в состоянии алкогольного опьянения». Пьяные вечером на берегу – почти обязательная часть пейзажа.
Отпугнуть гостей легко. Но вы можете предложить им сразу ехать в степь, в горы, к озерам – в общем, куда-нибудь подальше от города. И будет очень жаль, потому что они не увидят уникальную особенность Кызыла.

Откуда километры считать будем?

Про уникальный памятник наскального искусства Малый Баян-Кол везде пишут, что он расположен в четырех километрах от Кызыла. Неизвестно, откуда пошло это выражение. Может быть считали от самого центра Кызыла? От памятника Ленину, например, или от театра.
Только ведь тогда придется признать, что правобережные улицы, например Подкаменная и Подгорная, тоже находятся в четырех километрах от Кызыла. Там ведь как: окраинная улица, с одной стороны дома, с другой – каменная гряда, на которой две с лишним тысячи лет назад жители того времени оставили очень своеобразные рисунки.
Но если набрать в поисковой строке Яндекса или Гугла «в каких городах есть петроглифы?», то Кызыла мы в результатах поиска не увидим.
Увидим Капову пещеру на Южной Урале – десять километров от Уфы. Есть рисунки на Еловом мысе недалеко от Екатеринбурга, близ д. Палкино. Примерно в 70 километрах от Комсомольска-на-Амуре между нанайским селом Сикачи Аляна и селом Малышево расположен настоящий парк петроглифов. Есть петроглифы в 20 километрах от города Пудож. Томская писаница – около 25 км от Кемерово.
А Тувы и Кызыла в списке вообще не будет!
Какие-то странные петроглифы, расположенные прямо в городе, но о которых даже сами кызылчане не все знают! А ведь совсем недавно в городе были еще и курганы. Сейчас на том месте расположился военный городок.

Главная достопримечательность

Главная общепринятая достопримечательность Тувы и Кызыла – это, несомненно Центр Азии. И мы думаем, что туристам будет интересно на это посмотреть. А кто из нас был в Центре России? А именно - на восточном берегу озера Виви в Эвенском районе. Ближайший город – Туруханск. Кто был в Центре Евразии? На это место претендуют пять населенных пунктов.
И почему мы говорим, что у нас «географический центр Азиатского материка»?
Существуют шесть частей света: 1. Европа, 2. Азия, 3. Америка, 4. Африка, 5. Антарктида, 6. Австралия (или Австралия и Океания). Легко запомнить. Австралия – это и материк, и часть света. Антарктида – это и материк, и часть света. Африка – это и материк, и часть света. Америка состоит из двух материков: Северная Америка и Южная Америка. Материк Евразия делится на две части света: Европа и Азия.
В Википедии вообще смотреть не стоит – там будет жуткая путаница. Если посмотрим англоязычную Вики, то узнаем, что центр расположен примерно в 20 км к юго-западу от Урумчи, Синьцзян, Китайская Народная Республика. И еще есть «Обелиск «Центр Азии», который расположен в районе Тос-Булак к югу от Кызыла, примерно в 700 км к северо-северо-востоку от монумента Урумчи. Строительство памятника было завершено в 1968 году». Это очень странные сведения, поэтому отвлечемся от них и все-таки перейдем к петроглифам, которые можно найти прямо в городе.

«Пока их считают святынею»

О памятнике наскального искусства Малый Баян-Кол лучше всех знает археолог Лариса Чадамба. Она приводит записи А. В. Адрианова из книги «Путешествие на Алтай и за Саяны, совершенное в 1881году»: «Многие из осмотренных мною рисунков могли быть исследованы поверхностно, вследствие враждебного настроения туземцев, смотревших на такое посягательство с моей стороны на их святыню... правда в таком отношении инородцев к их историческим памятникам заключается гарантия за их целость. До тех пор, пока они считают их своею святынею, эти памятники будут охранены самым надежным образом от истребления и расхищения, но как только цивилизация проникнет в эти страны, начнет производить постройки, сооружения, обработку земли, она уничтожит, значительную часть памятников, постарается извлечь из них пользу при постройках, как это было в Южной России».
К сожалению, петроглифы уже не считают святыней. То, что нельзя трогать, раскапывать курганы – это действительно традиция. Если кто-то будет строить себе дом на кургане, или положит камни из него в фундамент, гарантированно навлечет на себя несчастье. А вот намазюкать краской свои имена поверх петроглифов – вроде почти нормально.
Лариса Чадамба, кандидат исторических наук, еще в 2009 году опубликовала статью «Современное состояние памятника наскального искусства Малый Баян-Кол (Республика Тува)», в которой с тревогой сообщала о сохранности петроглифов.

Уникальность

Лариса Чадамба считает, что памятник в основном одновременный, то есть рисунки созданы приблизительно в одно время. Их можно датировать позднескифским и гунно-сарматским временем. В Туве большинство петроглифов меньше по размеру – 15 на 10 см. А эти изображения по стилистическим особенностям ближе к минусинским, чем к монгольским, алтайским или тувинским.
Но находятся-то в Туве! И поэтому ценность памятника бесспорна - на его примере можно доказать, что были достаточно тесные культурные связи у народов, обитавших в те далекие времена. Ну, для сравнения, как связи творческих коллективов Тувы и Красноярского края в наше время.
Есть и другие особенности. Вот, например, медведь. Никаких других изображений медведей в Туве нет. Олени есть, козлики разные и другие звери есть. А медведей нет. Некоторые, кто видел этого медведя, полагают, что он – «новодел». Но Лариса Дадар-ооловна считает иначе. Она полагает, что изображение медведя тоже датируется гунно-сарматским временем. Ноги животного переданы в позе «размашистой рыси». Изображены когти и клыки. Рисунки животных в позе «размашистой рыси» и такие контурные фигуры находят близкие аналогии в могильнике сюнну Аймырлыг, который находится около поселка Чаа-Холь.

Иногда вспоминаем

Об этих наскальных рисунках мы иногда вспоминаем. Но не все и не всегда. В 2015 году провели большой субботник. Очистили хотя бы прилегающую территорию. Вывезли неимоверное количество мусора, стекла. Небольшой участок земли, полностью усеянный осколками, очистить было невозможно – его закопали и заровняли с помощью техники.
Через какое-то время здесь появился информационный стенд – это для всех желающих побольше узнать о петроглифах. В 2018 году студенты ТувГУ выиграли грант на работы по защите петроглифов.
Прошло пять лет. Хотите узнать, как это место выглядит сейчас? Извольте. Никакого информационного стенда нет. Дорожка есть, и симпатичная. Вдоль этой дорожки лежат большие камни с петроглифами… А ведь их там вроде не было? Их взяли со скалы? Или они сами упали и удачно разместились вдоль дорожки?
А вот мусора… этого хватит не на один новый субботник. Неподалеку от скалы с рисунками есть небольшой овражек. Похоже, он просто-таки просит бросить в него мусор.
Не всякий рискнет отвести туристов в это уникальное место, которое, к тому же уникально загажено. То, что могло стать украшением города, сейчас просто место стихийной свалки.
Может быть, пора о нем вспомнить еще раз?

Ирина КАЧАН
Фото автора

Посмотреть файлы

Редакция «ТП»