Но судя по тому, как идет подготовка к составлению списка (реестра) лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, вот именно с уважением и есть самые большие проблемы.
Вопросы «круглого стола»
В региональный исполком ОНФ обратились представители коренного малочисленного народа тувинцы-тоджинцы. Проблем у них много, но для начала надо хотя бы разобраться с включением их в общероссийский список и с территорией, на которой они могли бы спокойно жить, сохраняя традиционный уклад жизни.
На основе этого обращения в Тоора-Хеме в начале октября прошел «круглый стол» с участием представителей администрации Тоджи, руководителей общин, представителей регионального отделения ОНФ и, с помощью интернета, представителей Агентства по делам национальностей РТ и уполномоченного по правам человека в РТ Ольги Россовой.
Заодно собирались выяснить что сделано по тем рекомендациям, которые были приняты несколько лет назад на предыдущем «круглом столе».
Сколько человек могут называть себя тувинцами-тоджинцами?
Неожиданно оказалось, что самый простой вопрос – о численности малочисленного народа оказался самым сложным. В реестр будут включать всех представителей народа «тувинцы-тоджинцы», но как доказать свою принадлежность?
И вообще – сколько их? Председатель семейной (родовой) общины «Верховья Енисея» Айсуу Даржап в своем выступлении сказала: «На сегодняшний день численность составляет 4384 человека». Ну, наверное, председатель общины (как и другие члены разных общин) на чем-то основывается, приводя эту цифру. Но явно не на википедии, не на словарях-справочниках и не на информации сайта Агентства по делам национальностей.
Дело в том, что до 1996 году во время переписей тоджинцев не выделяли в отдельный субэтнос, их записывали просто тувинцами. Просто «тувинец» писали и в паспортах. И, судя по переписям разных лет: в 1997 году тувинцев-тоджинцев было 3262 человека: в 2002 году – 4442 чел.; в 2010 году – 1858 чел. Странная тенденция, не так ли? Куда-то делась половина народа.
Судя по Википедии (на основе переписи 2002 года) численность представителей народности в населенных пунктах Тувы:
с. Кунгуртуг — 1785 чел.
с. Адыр-Кежиг — 1096 чел.
с. Ий — 1077 чел.
с. Сыстыг-Хем — 155 чел.
с. Чазылары — 119 чел.
А вот сведения из «Исторической энциклопедии Сибири»: «В 1931 в Тоджинском р-не проживало 2 115 корен. жителей (568 хоз-в). Согласно мест. статистике, в 1997 Т.-т. насчитывалось более 5 тыс. чел. По данным переписи 2002, числ. Т.-т. в РФ составила ок. 6 тыс. чел.»
Здесь совсем другие цифры. Для того, чтобы найти точный ответ, заглянем на сайт Агентства по делам национальностей Республики Тыва. И там мы узнаем, что «По данным Тывастата, по переписи населения в 2002 года к тувинцам-тоджинцам себя осознанно причислили 4435 человек. Это были первые официальные данные об их численности. По официальным данным Росстата, по итогам последней переписи населения в 2010 г. численность тувинцев-тоджинцев составила 1856 человек, в том числе в Тоджинском кожууне -82, в Тере-Хольском -1774.»
Как хотите, но этим цифрам верить невозможно. Это ведь получается, что по всей Тодже (!) проживают всего 82 тувинца-тоджинца. А куда же делись 4384 человека?
Тере-Холь и Тоджа
Кстати, тоджинские тувинцы-тоджинцы (простите за тавтологию) считают, что жители Тере-Холя не относятся к этому малочисленному народу.
Ирина из рода Ак, тувинка-тоджинка говорит об исследованиях команды этнографов, под руководством В. Поддубикова. Ученые пришли к выводу, что «изначально правовым статусом тувинцев-тоджинцев в 1991 году были наделены жители Тоджинского кожууна, с 2009 года при составлении перечня мест традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов в него попали поселения еще трех районов. В известной степени именно этот правовой нюанс и влияет на процессы самоопределения тере-хольской, монгун-тайгинской и эрзинской этнотерриториальных групп. В 2000-е гг., когда в Тоджинском кожууне стали создаваться родовые общины оленеводов как формы льготного хозяйствования коренной малочисленной народности, в Тере-Холе была также предпринята попытка возродить поголовье оленей, которая оказалась неудачной. Однако сама территория кожууна в результате попала в Федеральный перечень мест традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ. Характерно, что это решение было принято сугубо по формальным основаниям (на территории были зарегистрированы две родовые общины) и не учитывало реальный характер этнической идентичности местных групп населения. В итоге возникла правовая коллизия: район был официально признан местом проживания коренных малочисленных народов, тогда как местное население не идентифицирует себя ни с одним из таких народов».
И вот еще что интересно. Тувинцы-тоджинцы создали свою Ассоциацию «Тос-Чадыр» (Берестяной чум), куда входят около 1100 индивидуальных членов, пять родовых общин. И это все, судя по сайту Агентства, состоит из 82 человек. Загадка.
А докажи-ка, что ты – тоджинец…
Чтобы войти в реестр лиц, относящихся к коренным малочисленным народам нужно совсем немногое: заявление и документы, подтверждающие национальность… А где их взять? Доказать свою национальность (раз в паспортах сейчас ее не пишут) можно с помощью документов старших родственников – родители, деды-прадеды. Да только вот беда, у них в документах тоже ничего такого нет.
Есть предложение, что, мол, администрации населенных пунктов будут подавать списки. Или в общинах составят списки… Но для загса, чтобы оформить документы, этого мало. Остается одно – суд. Ну вот тут сложно сказать, как суд будет решать этот «национальный вопрос». Суду ведь тоже какие-нибудь бумаги будут нужны. А если даже и не нужны – вот только представьте себе четыре с половиной тысячи (примерно) судебных разбирательств. И как эта нервотрепка, простите, - процедура будет соотноситься с гарантированным «уважением национального достоинства»?
Потом представители Агентства по делам национальностей сказали, что было совещание, в протоколе которого принято решение, практически устная договоренность, что загс будет записывать национальность без суда. Сначала работники загса вообще не понимали, о чем речь, и говорили, что никакого протокола не было. По крайней мере ни на Тодже, ни в Кызыле протокола не видели. Но сотрудники Агентства стояли на своем – был протокол.
Несколько раз представители коренного малочисленного народа позволяли себе с мест выкрики, которые в смягченной форме можно изложить примерно, как: «эти слова не соответствуют истине» или «она намеренно вводит окружающих в заблуждение».
Давайте все же поверим, что хоть какой-то протокол был, хоть нам его не показали и не процитировали. Но вот будет ли загс считать протокол официальным документом, это еще вопрос.
И еще одна загадка. Тувинцы-тоджинцы получают субсидии на оленей, они могут рыбачить и охотиться круглый год, есть определенная квота – сколько именно рыбы можно выловить. Но кому именно дают эти квоты? Если для реестра не могут определить национальность, то как ее определяют для охотничьих билетов, например?
Стало только хуже
В той же ст.5 Закона Республики Тыва от 16 июля 2020 года N 626-ЗРТ говорится, что закон гарантирует закрепление за малочисленными народами территорий их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности в границах, достаточных для обеспечения самобытного развития, сохранения окружающей среды и гарантированного воспроизводства потребляемых природных ресурсов.
Но вопрос с территорией явно будет решен только после того, как вообще определят количество человек, которые там буду проживать.
На прошлом «круглом столе», проведенном ОНФ, приняли обращение к муниципальной власти организовать автолавку в Чазылары. Но поскольку она так и не появилась, то обращение повторили. Как и в прошлый раз предложили открытие мини-цехов по выделке шкур оленей, пушных зверей для решения вопроса трудоустройства. Решено обратиться в Минобразования РТ с предложением создать дополнительную программу «Оленеводство» для учащихся 5-9 классов в Тодже. Но об этом тоже не первый год говорят. Раньше в ПУ были программы для обучения оленеводов. Сейчас училище готовит в основном только горных рабочих.
Но все-таки это – частности. Региональное отделение ОНФ намерено в первую очередь разобраться с вопросом внесения в реестр представителей тувинцев-тоджинцев и с переводом земель, на которых они могут заниматься традиционным природопользованием.
Ирина КАЧАН
Фото из открытых источников.
"Тувинская парвда" №52 от 9 октября 2021 года.