Тувинская правда 12+

Настоящие таинства Евангелия

15 января 2025
11

На январь выпадают два важных церковных праздника, которые в первые века христианства отмечали в один день, но затем богослужебная традиция разделила их по времени. Седьмого числа православные верующие отпраздновали Рождество Христово, а совсем скоро, 19 января, будет Крещение Господне. Как они связаны и каким смыслом Церковь наделяет каждый из них, нашей газете рассказал ключарь Воскресенского кафедрального собора иеромонах Амвросий (Громов).

- Как связаны эти праздники и почему они так важны для Церкви?

- Прежде всего, нужно отметить евангельско-историческую связь Рождества Христова и Крещения Господня. События, которые мы отмечаем этими праздниками, произошли с разницей в 30 лет с Иисусом Христом, который, для христиан, не просто человек, а воплощенный Бог.
Раньше Рождество и Крещение праздновали в один день. Некоторые святые учителя Церкви полагали, что Спаситель принял крещение в день своего законного совершеннолетия, которое для мужчины иудея наступало в тридцатилетнем возрасте. С этого возраста ему разрешалось в синагоге во всеуслышание читать Священное Писание и, самое главное, толковать его, фактически проповедовать. То есть, начав свою проповедь в тридцатилетнем возрасте Господь даже как человек ничего не нарушил. Но потом церковное сознание разделило по времени эти праздники. Рождество стало праздноваться 7 января, а Крещение – 19. Как мы уже говорили выше, есть разные святоотеческие мнения на то, действительно ли крещение Спасителя совершилось в День Его рождения или в какой-то другой день.
Богослужебно эти праздники хоть и перекликаются друг с другом, на самом деле являются самостоятельными: в Рождество мы празднуем воплощение Сына Божия здесь, на земле. А в Крещение вспоминаем, что Господь с этого момента начал открыто действовать для освящения этого мира и спасения человечества.

- Чуточку поподробнее о воплощении и о действии Сына Божия в этом мире?

- Мы верим в Святую Троицу – Триединого Бога: Отца, Сына и Святого Духа. Боговоплощение означает, что Второе лицо Троицы – Сын Божий в рождении на земле принимает на Себя человеческую плоть, становясь человеком. При этом Божество во Христе остается неизменным, а человек во всех смыслах, кроме присущих всем людям греховных страстей, остается человеком. В целом соединение Бога и человека в Иисусе Христе можно сравнить с тем, как железо раскаляется под действием огня в горниле кузнеца. Оно остается металлом, но приобретает качества, присущие огню. Так, Отцы Церкви, древние богословы и святые, признавая Боговоплощение величайшей тайной, до конца недоступной пониманию, все-таки приводили подобные аналогии для ясности. Кстати, поздние Отцы видели в аналогии с металлом и огнем еще и аналогию борьбы человека с грехами.
Если железо холодное, то всякое насекомое имеет возможность сесть на него. А если оно подвергнуто нагреванию, то ни одно насекомое не имеет даже возможности приблизиться к нему. Вера, молитва к Богу как бы «раскаляет» дух человека, а вернее приближает его к тому состоянию, в котором находился Адам до грехопадения, и этот преображенный человеческий дух уже труднодоступен для действия греха. Но в случае с огнем и металлом огонь имеет свойство угасать, а металл - остывать. А благодать Божия никогда не оставляет человека. Иными словами, Бог стал человеком, чтобы человек имел возможность стать богом. Не в полной мере, как Триединый Бог, но восстановить своё потерянное родство с Богом через Христа.

- А как Христос начал действовать в этом мире со времени своего крещения?

- Он начинает очищать стихии этого мира. Это первое Его открытое, прилюдное действие, направленное на спасения человека. В крещении Он очищает воду. Он входит в Иордан и через Свое погружение освещает сначала воды этой реки, а вместе с тем и все воды мира. Именно этот смысл вкладывает Церковь, совершая богослужение в день Крещения и погружая Святой Крест с изображением на нём Спасителя в источники, водоемы и любые емкости с водой. Церковь повторяет тем самым историю, произошедшую более двух тысяч лет назад, вновь и вновь освещая водное естество. Освященная вода становится «агиасмой», то есть «великой святыней» от греческого. Причем не только на духовном уровне это проявляется. Кто хоть немного знаком с церковной жизнью, замечал, что крещенская вода может в любой таре стоять годами и не портиться, если она хранится хоть с малой долей благоговения. Не обязательно даже, чтобы ее хранили возле икон. Она все равно не теряет свойств воды пригодной для употребления и не повреждается. И это одно из чудес Иордана, которое передалось всей воде.Что касается самого главного – человека - то первый шаг к воссоединению с Богом совершается именно во время Таинства Крещения. Всякому, желающему прийти к вере христианской необходимо пройти через это Таинство – троекратное погружения в воду, которая священником освящается именем Христовым. Господь, прежде чем предлагать нам что-то и в Своих заповедях указывать нам способы спасения, всегда вначале Сам совершает данные действия. С момента принятия Крещения, человек становится членом Церкви. С этого момента в полном смысле начинается христианская жизнь человека. Это не обряд и не формальность. Это первое действие, которое Господь даровал для спасения человека, для получения той возможности усыновления, возвращения человека к Богу через соединения с Ним во Христе. Эта связь и была утрачена человеком в Раю.

- Если это таинство имеет такое огромное значение, то к нему готовят верующих?

- Да, конечно, будущим христианам необходимо проходить огласительные беседы, во время которых их наставляют в основах веры. В древней Церкви огласительный период для человека занимал много времени. Сейчас в Русской Православной Церкви огласительные беседы восстановлены в обязательном порядке. В советский период для этого просто не было возможности. Тогда, чтобы креститься, достаточно было выучить хотя бы молитвы «Отче Наш» и Символ веры. Сейчас в нашей епархии огласительные беседы с человеком, готовящимся к Таинству Крещения, проходят как минимум три раза. Надо сказать, что практика бесед перед Таинством вызывает недовольство. Люди говорят: «У нас нет сил, времени и т.д». Мы отвечаем так: «Это не наша придумка. Это необходимость, которую озвучил Сам Христос. Сначала наставить в вере и только потому крестить». Сначала человек должен понять, во что он верит и только потом принимать Таинство Крещения. А некоторые хотят принять Крещение, как очередной «оберег от всего плохого и для всего хорошего».

- Излишне, наверное, будет уточнять, что таинство, о котором вы говорите, не тождественно крещенским купаниям, с которыми для большинства людей ассоциируется приближающийся праздник Крещения Господня?

- Погружение в «иордань» (прорубь) ночью точно не заменяет индивидуального Таинства Крещения. Есть те, кто считают, что если пошел и искупался в «иордани» на Крещение, то на целый год освобожден от грехов. Исповедь, считает человек, ему не нужна. Причастие не нужно. Попы тоже ему не нужны…

- Некоторые верят, что с них грехи смываются во время таких купаний …

- Такое отношение – самообман и магизм. То есть попытка обхитрить, обмануть Бога, поймать Его за бороду. Получить прощение грехов от Бога, но без Бога. «Господи, ты освятил воду. Все! Дальше я сам». Но Церковь даже в своих молитвах не молится Богу о разрешении грехов. Да, в чине освещения воды есть слова: «Даруй Господи, воде сей быть способной исцелять души и тела, прощения грехов…» Но прощение грехов, когда человек принимает эту воду с верою, понимая, что не вода - источник благодати, а Бог. Крещенская вода, «агиасма» может служить повседневной и доступной формой освящения человеку, если у него нет возможности посетить храм.- Как все-таки Церковь смотрит на традицию купаться на Крещение?- В Церкви существуют разные точки зрения на то, можно ли и нужно ли купаться в крещенскую ночь в купели или так называемой «иордани». Есть как положительные мнения на этот счет, так и отрицательные. Да, может быть, там человек испытает не только физические ощущения, но и получит некий духовный дар. Но этот дар можно рассматривать только как аванс. Настоящая благодать дается исключительно тогда, когда человек принимает Христа в свое сердце и начинает жить по Его заповедям. И достижение именно духовных высот, а не рекорды в холодной воде, приносит настоящее удовлетворение.Человеку нужно просто задать себе вопрос: что он ищет, погружаясь в «иордань» зимой? Крещеному в храме, купели, в которой он принял Таинство, на всю жизнь достаточно. Быть может, человек хочет погрузиться в «иордань» в качестве воспоминания о крещении Христа в этот день? Ну, может быть, это неплохая мотивация.

А вот острые ощущения и новые впечатления - более прозаичные мотивы, который как раз и превращают церковный праздник в аттракцион. К тому же в половине случаев люди, которые приходят за этим к «иордани», подбадривает себя спиртным. Причем часто простуду профилактируют напитками с высоким градусом, и в ход идут не малые объемы. Вот это очень плохо! Человек начинает путать Божий дар с яичницей и вместо истинной благодати испытывает только «экзотическое» чувство. Искренне желаю всем настоящей радости, поздравляю с наступившим Рождеством Христовым и наступающим Крещением. Пусть воды крещенской купели укрепят дух и душу каждого из нас и подарят настоящую, ничем непоколебимую уверенность в любви Бога к человечеству.

Беседовал Антон ПОСОХИН.

Редакция «ТП»