Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Наш сенатор и наши проблемы

Выбор редакции
19 апреля 2023
79


На прошлой неделе Туву посетила сенатор РФ Дина Оюн. Главная цель – официальный отчет. Впрочем, это не совсем так. Отчет – это то, что сделано. А она приехала, чтобы уточнить, что еще надо сделать.

Три напряженных дня

Еще когда была журналистом, Дина Оюн говорила, что ей интересно общаться с разными людьми, что у каждого есть что-то особенное, у любого простого человека – своя неповторимая жизнь, таланты умения.

Давайте посмотрим, как провела три дня своей жизни сенатор. Даже ходить везде с ней, хоть и немного утомительно, но очень интересно. Ей ведь стараются показать и свои проблемы, и свои достижения. Проблем – больше, потому что рассчитывают на помощь. Но и поводы для гордости есть.

Итак, программа первого дня: посещение кызылского Центра социальной помощи семье и детям (чаще называют просто «приют на Бай-Хаакской); оттуда – на встречу с мэром и Главой Кызыла; потом – на церемонию награждения VIII Регионального чемпионата профессионального мастерства среди людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс»; затем – отчет о проделанной работе за 2022 год в Верховном Хурале; интервью на телевидении; обсуждение социальной помощи инвалидам.

(В скобках: в этот день ей удалось только позавтракать рано утром в аэропорту пирогами, которые привезли помощники. Потом в течении дня – несколько чашек кофе и травяного чая. Ужина не было – дома сломалась плита, а вызывать специалиста для починки времени не было.)

Программа второго дня – проще, событий не много, потому что основное – поездка в Хандагайты на автомобильный пропускной пункт. Это заняло почти весь день. Вечером – встреча с предпринимателями.

Третий день: участие в аппаратном совещании, потом – в рабочем совещании в Правительстве Тувы, прием граждан, участие в субботнике на строительстве нового Хурээ.

(Опять же в скобках – главное питание – кусок сыра, заблаговременно купленный в магазине. Плита так и осталась непочиненной).

Просто три запряженных рабочих дня. Во время поездок в машине – переговоры по телефону с Министерством промышленности. То есть – работала она. Но почему так утомительно даже быть рядом? А вот как раз потому, что – проблемы. И понимание того, что не все их удастся решить в ближайшее время. Это – тоже очень тяжело.

Но давайте уже начнем более подробно о работе.

«Приют на Бай-Хаакской»

Если придется туда заходить – смотрите под ноги. Лестница в крошечном вестибюле – неожиданно. Сюда приходят дети с ограничениями по здоровью, а порой их привозят мамы в креслах-каталках. Лестницу преодолели. Дальше легче? Нет не легче. Разные помещения находятся на разных уровнях, к тому же – порожки. Здоровым детям они не мешают, но там же проводят процедуры для больных детей. Опять же на креслах-каталках.

Очень неудобно. Первый этаж этого жилого дома планировали отдать под магазин, отсюда и странная «топография». Можно ли помочь Центру социальной помощи семье и детям г. Кызыла хотя бы в этом? Хотя в названии центра есть «город Кызыл», но после разных реорганизаций он - ГБУ РТ.

Дина Оюн была здесь уже не первый раз. Надо сказать, что сейчас уже есть отличные перемены в работе Центра. Еще недавно, год назад и раньше были переполненные комнаты, причем, некоторые кровати стояли даже в коридорах. Порой на одной кровати размещали двух братьев. Сейчас всё всем хватает, но… Но да, игровая комната и спальня – одно и то же помещение. Хотя маленьким детям (в любом садике подтвердят!) нужны отдельно спальня, которую можно проветривать, и отдельно игровая комната.

На работу приняли психолога. Тут проводят и физиотерапию, делают массаж, работает невролог. Но пока нет сурдопедагога. Вообще сурдопедагога для дошкольников в Туве найти очень трудно, говорят, что их вообще нет, а те педагоги, которые есть – работают в школах. И да, это большая проблема, потому что в Туве с ее естественным билингвизмом, сурдопедагоги особенно нужны.

За прошедший год оборудованы симпатичные бытовые комнаты для предметной социализации детей с инвалидностью. Здесь они учатся простым, но иногда дающимся с трудом манипуляциям с вилкой, ложкой, вешалками.

С помощью гранта «Комплекс мер по поддержке жизненного потенциала семей, воспитывающих детей с инвалидностью Фонда поддержки детей находящихся в трудной жизненной ситуации» проводятся занятия на приготовление несложных блюд, например оладий. Оладьи – действительно простое блюдо, любая хозяйка это может сделать на скорую руку на завтрак. А каково детям с ДЦП? Для них разработана даже специальная посуда с ремешками, если даже держать вилку или ложку трудно.

В этой бытовой комнате, больше похожей на симпатичную кухоньку, проходят очень серьезные занятия – помощь детям в преодолении социальной изолированности, адаптации в социуме, создание благоприятных условий для обеспечения этапов в развития и социализации детей, обучение ребенка-инвалида социально-бытовой и трудовой деятельности.

Понятно, что в одном этом небольшом Центре все-таки тесновато. Тут и дети с ограничениями по здоровью, и дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Им обещают новое большое здание на 120 мест… лет через пять. Оно будет, предположительно, на Вавилинском затоне. Далеко? Да. Не всем удобно туда будет добираться? Да. Но Центру ведь нужен будет еще и большой участок для прогулок детей, а места в городе, как говорят, нет. К тому же Глава республики подарил автомашину – удобнее доставлять ребят в школу.

Детям – любым, но особенно больным и тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации – нужны спортзал, бассейн и многое другое. Но проектно-сметной документации для строительства еще нет – так что и говорить пока не о чем.

Наша общая боль

К сожалению, из приюта далеко не всегда дети возвращаются в семью. В день приезда Дины Оюн четверых детей (трех братьев и сестру) начали готовить к переводу в школу-интернат – родители лишены родительских прав. Не все, к сожалению, исправляются.

Среди детей, которые оказались в тяжелой жизненной ситуации, был очень бойкий мальчик Д. («Д» - это просто буква, не связанная с фамилией). Он живо общался, отвечал на вопросы, рассказал о себе. Он, кстати, знает, кто такая Дина Оюн - «наш сенатор» - и сразу ее узнал. Мальчик очень спортивный, любит играть и в футбол, в волейбол, и баскетбол.

У него есть детская травма – будучи малышом, он ухитрился засунуть в нос батарейку. Сейчас нужна операция. И она уже была назначена – на 16 марта. Мальчик должен был полететь в Москву 15 марта. Но его отец сейчас мобилизован, а мама…Мама злоупотребляет алкоголем. Причем настолько, что напрочь забыла и о билетах, и о сыне.

Сейчас нужно начинать всю процедуру заново. Заново находить место в очереди на операцию, покупать билеты и прочее. Дина Ивановна обещала оказать поддержку мальчику.

Что будет в Кызыле

Мэр и глава Кызыла на встрече рассказали о планах, и, соответственно о проблемах.

Есть у нас одна проблема, о которой мало говорят – заболачивание дамбы. А если учесть, что и нормальные пляжи пока не оборудованы, то становится понятным – отдохнуть у воды летом в Кызыле не получится. Дина Оюн полагает, что городу, да и республике в целом обязательно нужна гидрологическая служба «надо приспосабливаться к тому, что есть». Природу ведь не перекроишь. И паводки, и наводнения всегда будут. Но гидрологическая служба могла бы как раз предупреждать население, брать на себя обоснование строительства защитных сооружений там, где они нужны, укреплять их по мере надобности.

Кстати, дамбу собираются укреплять, а вдоль нее устроить своего рода парк – «У истоков Енисея», состоящий из четырех зон. Немного странным кажется – разбивать парк в парке, но это может быть интересным – дополнительное озеленение городу никогда не повредит.

Парк будет начинаться практически от «Царской охоты» в скульптурном комплексе «Центр Азии», и там же можно будет устроить пристань для лодок и катеров. К сожалению, канатную дорогу к месту, где установлено новое изваяние Будды делать не будут, ее признали нерентабельной и денег не выделили. Так что остается только одна дорога – водная, через Енисей.

Из новых общественных пространств, которыми город собирается заняться в ближайшее время, можно выделить смотровую площадку на горе Догээ, аллею медиков на Иркутской улице и въезд в город.

Продолжается работа по созданию Аллеи героев. Сейчас объявлен конкурс на памятник героям специальной военной операции. В конкурсе будет участвовать скульптор-монументалист Байза Ондар, народный мастер Республики Тыва. Загадывать наперед, конечно, не будем, но он часто выигрывает конкурсы.

И да, есть некоторые проблемы с детскими садами. Если смотреть по цифрам – девять тысяч детей уже ходят в детские сады, восемь – в очередях, то может показаться, что нужно еще практически столько же, сколько есть. На самом деле – гораздо меньше. Ведь в очередь ребенка ставят практически при рождении, когда он еще не готов к садику. Так что нужно гораздо меньше. Уже выделено 11 площадок для строительства.

Обсудив еще несколько вопросов с руководством города, Дина Оюн поехала на награждение победителей конкурса «Абилимпикс». Но об этом в следующем материале.

Ирина КАЧАН.

Фото автора