Проявляя огромное уважение ко всем народам нашей такой маленькой и такой хрупкой планеты, давайте признаемся, хотя бы себе, что настоящий Дерсу Узала – это наш Максим Мунзук. И мы можем это легко доказать. Тем более, есть и подходящий повод – на прошлой неделе в рамках Дней армейской культуры в Кызыле установили памятник Максиму Мунзуку – народному артисту РСФСР, сыгравшему роль Дерсу Узала в одноименном фильме Акиры Куросавы.
Кем был Дерсу Узала?
Кем же был реальный Дерсу? Да, вот тот самый, настоящий. Книга Арсеньева, конечно, основана на реальных событиях, но только основана. Настоящее имя – Дэрчу Оджал. Традиционно считался нанайцем. Всеволод Сысоев (директор Хабаровского краеведческого музея, декан географического факультета Хабаровского пединститута) уточняет: «Почему Дерсу называют нанайцем? Да прежде всего потому, что сам он представился Арсеньеву как гольд, то есть нанаец, а не ороч и не удэ». Но сам Сысоев убежден, что Дерсу – именно удэ: он с семьей жил в тайге, зимой – в юрте из жердей, крытых корьём, летом – в берестяном балагане, как и кочевники-удэгейцы, а гольды (нанайцы) не кочевали. И Дерсу учит Арсеньева удэгейскому языку, а не нанайскому.
Вот и выясняется, что мы практически ничего не знаем о человеке, который реально был проводником.
Кем был Дерсу в книге? Это может прочитать любой. И представить себе любого условного азиата. В Бурятии его явно увидят похожим на бурятов, в Якутии – на якутов. То есть очень по-разному представят. К счастью, есть фото. Представить легче.
А кем был Дерсу в фильме? Да Максимом Мунзуком и был! И сейчас уже представить себе иное не получится.
Проводник и охотник
Максим Мунзук родился 15 сентября 1912 года. Он был актером, режиссером, певцом, собирателем музыкального фольклора, композитором, педагогом… А если бы родился чуть раньше? Когда еще продолжались вековые традиции, традиционный образ жизни? Кем бы он стал?
Это может подсказать… фильмография. На сцене он играл разные роли. А вот давайте посмотрим фильмы. Девятнадцать фильмов, в двенадцати он охотник или проводник, или то и другое вместе. В трех просто старик или дедушка. И только в четырех – кто-то другой: пассажир, покупатель, гость, артельщик. Причем это не исключает, что он был охотником или проводником, просто в этом конкретном эпизоде не охотится и никого никуда не ведет.
В Сибири достаточно много театров и достаточно много артистов среди коренных народов. Но вот когда видели Максима Мунзука, сразу понимали, что он – охотник или проводник.
Другой вопрос, куда может вести Максим Мунзук? Жизнь его была славной и долгой (89 лет), но вот уже 24 года назад его не стало. Мы не можем сами узнать у него. Но видим его дочерей. Которые придумали кинофестиваль экологической направленности, которые в тайге, на перевалах освобождают деревья от тугих ленточек. Ленточки врезались в кору, не дают растениям нормально жить.
Значит, защита природы – это семейная традиция, это как раз то, чему учил и к чему вел Максим Мунзук. Так что, как ни крути, а настоящий Дерсу, идеальный образ охотника и проводника, образ защитника природы, это и есть Максим Монгужукович. И другого просто нет.
Фильм на века
Акира Куросава – гений. Тут не может быть двух мнений. И огромная коллекция «Оскаров» и «Золотых львов» - тому подтверждение. Но и у гениев бывают трудные времена. В начале 1970-х годов, после трудностей с финансированием его проектов и провала фильма «Под стук трамвайных колес» он вообще попытался покончить с собой.
И тут как раз ему предлагают делать что-то, чего он раньше не делал. Снимать фильм в России, с советскими актерами. Это был первый фильм режиссёра не на японском языке и в то же время единственный, снятый им на широкоформатной плёнке 70 мм.
«Дерсу Узала» – фильм-мечта великого Куросавы. Фильм– «глоток чистого воздуха». И да, мы знаем, что Куросава – гений. Но, если честно, много ли его фильмов мы смотрели? Уверена, что большинство из нас – только «Дерсу Узала» и видели. Хотя сейчас больше возможностей, в интернете можно найти любой фильм… Но вот как-то не смотрели и все.
А фильм «Дерсу Узала» – это на века. И чем дальше, тем больше он востребован, потому что он – сама чистота и гармония. Дерсу – идеальный образ, воплощение вселенской души, души человека, живущего в гармонии с самим собой и окружающей средой. И он же - воплощение бескорыстной, доброй и верной дружбы между людьми разных народов, разных социальных страт.
Наверное, такого даже не бывает. Но вот же – мы видим, это есть. И это – просто. Шагнув с экрана в жизнь, Дерсу не просто пробудил в зрителях тревогу за экологическое состояние души человеческой и окружающей природы, но и показал, как легко и просто можно все изменить.
Нерукотворный памятник
Нерукотворный памятник своему отцу и Дерсу Узала Светлана и Галина Мунзук сотворили уже давно. В 2005 году они задумали и провели первый кинофестиваль «Живая тропа Дерсу». Их было несколько, и каждый – особенный.
Основная идея фестиваля: «Тропа старого охотника петляет по земле, собирает людей, уходит ввысь. Эта тропа в нас, и мы стоим на этой тропе. Люди сами выходят на эту тропу, но и тропа начинает уже самостоятельно собирать людей, которые могут следовать ей. Фестиваль – только внешнее проявление этой тропы. Значение «Тропы Дерсу» намного выше: она – способ сохранения Земли и всего, что есть на ней».
Из основных задач: воспитание патриотизма, любви к своему краю. Посредством кино представить общественному мнению идеологию жизни, консолидировать силы заинтересованных лиц для сохранения идей традиционного природопользования, для сохранения культурных ценностей и охране окружающей среды. Это – не просто сложные, это – глобальные задачи. Но если каждый будет делать хоть что-нибудь, хоть самую малость, ситуацию можно будет изменить к лучшему.
Но, к сожалению, работу фестиваля пришлось на время остановить. Сначала финансы, потом другие препоны, в том числе и ковид. Но вот в прошлом году заговорили о возможности реанимировать фестиваль. Будем надеяться, что получится.
Рукотворный памятник
Памятник установили в Дни армейской культуры в Туве. Руководитель студии военных художников им. М.Б. Грекова Татьяна Самарская на открытии сказала: «Три года назад министр обороны, президент Русского географического общества Сергей Шойгу предложил нашей студии создать памятник, посвященный фильму Дерсу Узала. Скульпторы показали Сергею Кужугетовичу несколько эскизов. Его очень впечатлил образ, который отражен в конечной работе. В этом монументе применена уникальная технология отображения воды, она полностью имитирует реку, а в камне присутствует водная растительность».
Не только растительность, но и «бронзовые и «золотые» рыбы. Общий вид скульптуры - завораживает. Солнце пронзает насквозь «реку» и горит на чешуйках рыб. В помещении памятник смотрелся не так эффектно. Его ведь привезли в Кызыл еще в прошлом году, и почти год он стоял в фойе первого этажа в Национальном театре. Сейчас он занял подобающее ему место под открытым небом.
Композиция создана скульптором Студии военных художников имени М.Б. Грекова Дмитрием Клавсуцом, с которым мы уже знакомы – он автор барельефа «Кызыл кош», который стоит перед Домом народного творчества.
«Судари и сударыни!»
Неизъяснимым очарованием церемония открытия памятника обязана «мини спектаклю», который устроили артисты театра. Сценарист – Светлана Мунзук, режиссер – Орлан Монгуш. Симпатичное смешение времен: барышни в платьицах пятидесятых годов раздавали буклеты обращаясь к «сударям и сударыням», говорили, что 111 лет назад родился Максим Мунзук, и в этот же день, 15 сентября, только 105 лет назад родилась народная артистка России и Тувы Кара-Кыс Мунзук. А в сороковых годах они стали «звездной парой».
Тут же явно «современники» Арсеньева и Дерсу Узала, да и наши современники рядом. Актеры пели и танцевали, читали стихи. И так грустно стало, когда оказалось, что «Жизни река как облака, неумолимо бежит... Как же она жизнь коротка, время торопит, спешит...», но в то же время появилось желание успеть сделать что-то значимое. Ну, пусть не так, как Дерсу, и не так как Максим Мунзук.
Арсеньев и Куросава показали нам идеал. Мунзук воплотил его в образе Дерсу. Клавсуц создал наглядный памятник. Есть образец, есть инструкция, как и что надо делать. И все будет хорошо.
Ирина КАЧАН.
Фото автора