«В 2020 году активисты ОНФ провели мониторинг безопасности дорожной инфраструктуры рядом с учебными заведениями в 85 регионах. Маршруты около 700 школ (около 50%) были признаны потенциально опасными для детей, – рассказал заместитель руководителя Исполкома ОНФ по региональной работе Артем Бичаев. – За этот год общественники провели с детьми в 442 школах внеклассные занятия и раздали более 7,6 тысячи световозвращающих фликеров. Кроме того, эксперты Народного фронта провели около 300 встреч, заседаний и круглых столов, по итогам которых было подготовлено свыше 369 дорожных карт. Участки 496 школ попали в дорожные карты с конкретными датами исполнения. При этом участки 210 школ были исправлены сразу после мониторинга (в течение 1-2 месяцев)».
Среди основных нарушений вблизи школ – отсутствие остановочных площадок, искусственных дорожных неровностей и тротуаров. Однако, как оказалось, решить вопросы устранения проблем, создающих особую опасность для детей, непросто. Например, в Санкт-Петербурге профильные органы в сфере организации дорожного движения сообщили, что, например, искусственные неровности допускается обустраивать на основе анализа причин аварийности на конкретных участках дорог с учетом состава и интенсивности движения и дорожных условий. То есть в случае наличия на участке мест концентрации ДТП. Таким образом, сначала необходимо зафиксировать неоднократные дорожно-транспортные происшествия, чтобы доказать, что участок у школы аварийно опасен, и только потом город может рассчитывать на создание безопасных условий улично-дорожной сети для детей.
Одним из самых сложных случаев активисты Народного фронта считают ситуацию у школы № 138К на Антоновской улице. Дети идут домой и практически сразу после выхода из здания школы попадают на проезжую часть, где нет ни тротуара, ни знаков, которые предупреждали бы водителей о том, что здесь есть школа, а значит, и дети. Кроме школы на этой улице находятся и два детских сада.
Формальный подход и отказ чиновников обустраивать безопасную улично-дорожную сеть практикуются и в других регионах страны. Так, во Владивостоке городская администрация отказывается исправить дорожную обстановку на опасных участках около пяти общеобразовательных учебных заведений. Из ответа городской администрации на предложение регионального отделения ОНФ устранить выявленные в ходе мониторинга нарушения следует, что в населенном пункте правила дорожного движения (ПДД) и так предусматривают снижение скорости вплоть до 20 км/ч, поэтому водители должны руководствоваться ПДД.
В Кызыле подъездные пути к гимназии № 9 считаются самыми опасными участками для школьников в городе. Об этом уже второй год говорят и общественники, и правоохранители. Муниципальные власти ежегодно планируют обустройство этой территории, однако до реальных дел не доходит.
В Ярославле дороги к школе № 21 на улице Ильинской и к школе № 69 от улицы Ранней являются опасными и не соответствуют национальным стандартам. Впервые активисты ОНФ призвали мэрию города обустроить тротуар у школы еще в апреле 2016 г. В конце 2019-го мэрия Ярославля ответила, что проектом застройки микрорайона организация тротуара не предусмотрена. Также опасной дорогой в школу является и путь к школе № 21. На низкий уровень освещенности и отсутствие тротуара по дороге в эту школу, путь к которой пролегает по Ильинской улице, активисты ОНФ жаловались еще в декабре 2016 г. По данному вопросу имеется решение суда, требования которого департамент дорожного хозяйства не исполняет уже более двух лет.
«Современные ГОСТы должны быть направлены на нулевую смертность на дорогах, а не на подсчет количественного показателя жертв от ДТП. Нельзя ждать, когда кто-то погибнет, чтобы доказать необходимость создания безопасной улично-дорожной сети около школ. Это не только не этично, но и преступно! Создание условий безопасности требует дополнительного финансирования. Это не тот вид деятельности, где можно экономить, ведь каждый неустановленный светофор – это будущие смерти людей, а на безопасности экономить нельзя», – рассказал член регионального штаба ОНФ в Петербурге, член Общественной палаты РФ Александр Холодов.
ОНФ