Праздник для всех
Не может вся Тува 9 Мая приехать на парад в Кызыле. А День Победы, по сути, ведь стал самым главным государственным праздником. Конечно, он еще и семейный – почти в каждой семье на постсоветском пространстве есть кого вспомнить – кто-то вернулся домой с Победой, кто-то остался в далеких землях, порой даже неизвестно где был похоронен.
Но больше всё же государственный праздник. А в маленьких сёлах не всегда удается сделать его достаточно памятным. В этом году сотрудники Главного управления МЧС России по Туве приняли участие в торжественном митинге и церемонии возложения цветов к памятнику Героям Великой Отечественной войны, в параде посвященному 77 годовщине Победы в Великой Отечественной войне, но еще нашли время и средства наградить лучших учеников кадетских классов в Черби. Причем независимо от принадлежности кадетских классов. В школе Черби есть и кадеты МЧС, и кадеты ГИБДД, и юнармейцы.
Небольшой митинг, небольшой строевой смотр, а в целом – почти как парад. В строевом смотре приняли участие и четвероклассники в форме «почти как у десантников». Маршировали браво, держались бодро. А что они знают о войне? Ну что, отлавливаем одного паренька, спрашиваем. При поддержке его товарищей получаем ответ, что сейчас мы отмечаем День Победы. А кто с кем воевал? Кто победил? По мнению ребят начальной школы Российская Федерация победила фашистов. И ведь они почти правы.
Мы победили
Конечно, воевала не только Российская Федерация – РСФСР, но и весь Советский Союз.
Безвозвратные потери в результате действия факторов войны — более 19 миллионов военнослужащих и около 23 миллионов гражданского населения. Если мы захотим почтить память каждого, хотя бы одной секундой молчания, то мы будем молчать 1 год, 3 месяца, 17 дней, 12 часов, 53 минуты и 20 секунд. Это ужасно страшно.
Но сейчас некоторые страны, которые раньше входили в Союз, практически добровольно отказываются от своего подвига, от своей Победы. Не знаю почему. Но и не осуждаю. Кто не хочет помнить о своем подвиге, тот ведь может и не помнить – дело личное.
В России дружественность стран бывшего СССР нередко определяется тем, какое место в их национальном дискурсе занимает День Победы. А может, и не надо так определять? Дело ведь именно в Победе, а не в чем другом. Говорят, что с 2017 года в Молдавии 9 Мая одновременно отмечают не только День Победы, но и День Европы. И нынешние власти делают шаги для снижения значимости первого праздника. Отказываются от своей Победы? Ну и ладно. Так что малыш из четвертого класса чербинской школы был почти прав. Российская Федерация уж точно победила. Мы помним.
Во дворе библиотеки в Черби есть стела. На ней выгравированы имена сорока восьми человек. Сорок восемь человек ушли из этого маленького села, и далеко не все вернулись. Основатели села – семейство Симаковых. Ушли на фронт четыре брата. Вернулся один. Как можно этого не помнить?
Равнение на Европу?
Европа хорошее место. И очень красивое. Там красивые дома в красивых городах. Многие хотели бы так же жить. И это нормально и правильно – все хотят жить лучше. Можно равняться на Европу в некоторых случаях. В немецких лесах-парках все деревья пересчитаны, очень следят за их сохранностью. Отлично! Но вот по отношению к войне…
В общем-то понятно почему день Победы в Европе не столь ценен. Давайте посчитаем: против войск Германии продержались: Дания - 6 часов; Люксембург - 1 день; Голландия - 5 дней; Югославия - 11 дней; Бельгия - 18 дней; Греция - 24 дня; Польша - 27 дней; Франция - 1 месяц и 12 дней; Норвегия - 2 месяца и 1 день.
Дом Павлова в Сталинграде держался 58 дней.
К тому же, многие страны воевали вообще на другой стороне. Так что для них это тоже не слишком памятный день. Стоит ли в этом на них равняться?
Что там еще говорил паренек из четвертого класса в Черби? Мы победили фашистов. А вот это не совсем полная правда. В Великой Отечественной мы одержали первую победу в первой битве с фашизмом. Полностью победить нацизм, и все, что с ним связано, дело будущего. Сейчас из выпускников чербинской школы семеро сражаются на Донбассе.
В Доме Павлова, раз уж мы о нем вспомнили, сражались воины разных народов оборону держали двадцать четыре человека: русские и украинцы, еврей, татарин, казах, таджик, узбек, грузин, калмык. Будем надеяться, что о них помнят на их родной земле.
Александр Розенбаум недавно сказал: «Россия запрограммирована на борьбу со Злом». Ну, вот как-то так оно и получается. И мы просто не можем забыть о войне. Хотя, некоторые пытаются.
Не одно историческое событие
Тут есть еще один аспект – никакое историческое событие, сколь бы глобальным и великим оно ни было, не может «висеть в воздухе». Корни есть у всего. И, когда говорим о Победе, надо знать и ее корни. То есть, надо знать и историю народов-победителей.
Ну, если говорить очень просто, то перед тем, как рассказывать о том, сколько коней Тува поставила фронту – надо иметь представление о традиционном животноводстве, о том, что здесь всегда держали много скота, о том, как жили люди, которые вырастили столько лошадей. Если говорить о добровольцах-кавалеристах, тут тоже не обойтись без истории: из каких родов, из каких семей они были, почему хотели идти воевать, как воевали их предки в Кобдо. Говорить о традициях дружбы и поддержки.
Но сейчас мы в Черби, на «маленьком параде», который организовали при поддержке ГУ МЧС по Туве. Значит, нельзя пройти мимо музея, который недавно появился в этом селе. Тем более, что пройти мимо него вообще невозможно – построение было как раз напротив чербинской библиотеки, рядом с музеем.
Как и большинство сельских музеев в Туве, и не только в Туве, он появился благодаря усилиям и энтузиазму одного человека. Здесь это – Александра Березкина, заслуженный работник культуры РТ, тогда еще заведующая Чербинской сельской библиотекой.
Первоначально хотели организовать музей в первом доме, построенном в селе – в доме Симаковых. Сначала село ведь называлось Кескен-Терек (Вырубленное Дерево, точнее – Вырубленный Тополь), потому что в этой местности тут был первый дом, срубленный из дерева.
Но – не судьба. Сначала администрация села никак не могла договориться с нынешними хозяевами, потом дом частично погорел… Дорогу осилит идущий. И Александра Березкина поняла, что надо работать с грантами, с соответствующими программами.
Музей, который строили все и для всех
Инициативу поддержало правительство республики, включив её в губернаторский проект возрождения малых сел. Музей строился на условиях долевого участия - 5% необходимой суммы собрали сами жители села, остальную часть в порядке софинансирования обеспечили власти республики.
В перспективе – и гостевой дом, и трапезная, и много еще чего. Музей русского быта, с упором все же на историю села понемногу развивается, растет. Сюда уже любят приезжать на праздники – можно посидеть у костра с оборудованной небольшой инфраструктурой, попить чай из самовара. Осенью проводят День Варенья. Варенье тоже можно варить на костре. А «сырья» здесь много – тут и плодово-ягодный сад, да и на своих участках жители села выращивают разные фрукты-ягоды.
Идея создания Музея русского быта понравилась всем. В Центре русской культуры были концерты в его поддержку, определенное шефство взяли сотрудники Росгвардии, которые немало поработали для оформления разных объектов, не осталась в стороне Единая Россия, экспонаты собирали и жители села, и кызыльчане. Именно жительница Кызыла привезла ткацкий станок, принадлежащий ее бабушке. Вот станка мы еще не увидели – его надо собрать. А работающий патефон послушали.
Историки говорят, что на постсоветском пространстве происходит размывание коллективной исторической памяти. Да, происходит, чего уж там. Но ведь только от нас самих зависит, что мы будем забывать, а что – никогда не забудем, передадим детям и внукам.
И если уж есть специальные социологические программы, специальные проекты о том «как размыть», то есть и программы как сохранить. И они особенно действенны, если инициатива идет от народа. От народа-победителя, который знает, чем гордиться.
Ирина КАЧАН