Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Наадым и его люди

Выбор редакции
19 августа 2023
43


Кого можно назвать людьми Наадыма? Чемпионов? Борцов? Всадников? Животноводов? Конечно, и всех их… в том числе. Потому что Наадым – это мы! Это все мы, и каждый из нас, кто отмечает этот древний и всегда молодой праздник. Давайте посмотрим на себя!

Дзун-Хемчик: девушка и «Чингисхан»

И вот – первая фотография. Кого вы на ней видите? Конечно, Главу Тувы Владислава Ховалыга. Он, как и все мы, тоже человек Наадыма. Только надо учесть, что если у большинства из нас главным было праздничное развлечение, то у него – работа. Пусть даже тоже праздничная: подводить итоги, поздравлять, дарить, награждать, участвовать в работе «круглого стола» и конкурсных комиссий…

А рядом кто? Рядом – просто девушка. Правда, очень красивая девушка. Она – олицетворение древнего происхождения Наадыма, как родового праздника, на котором девушки присматривали женихов. Только вот именно этой девушке женихов присматривать еще рано. Арыяа Сарыглар учится в девятом классе Кызыл-Мажалыкской школы №1, и ей скоро исполнится 15 лет. Она занимается танцами. Право представлять свой кожуун на Наадыме в Кызыле завоевала на конкурсе.

А на следующей фотографии уже почти настоящий «Чингисхан», по крайней мере так в народе называют древнее каменное изваяние, которое находится на территории Дзун-Хемчикского кожууна. Конечно, на самом деле это никакой не Чингисхан, но явно знатный человек. Из тех, которые в феодальные времена на Наадымах отбирали воинов в свое войско. Мужчин, которые «охраняют» скульптуру, точно взяли бы в личную охрану феодала. И, конечно, эта скульптура отличается от той, которая стоит в степи. Да, левого уха нет, как и полагается, но сделана она из гипса и папе-маше, а не из камня. А в свободное от праздников время она стоит в Доме культуры.

Еще один «Чингисхан» – Эдуард Ондар

После того, как артист Национального театра Тувы Эдуард Ондар исполнил роль Чингисхана в фильме Андрея Борисова «Тайна Чингис Хаана», это прозвище стало почти его вторым именем.

Народный артист Республики Тыва, Заслуженный артист России родился в Сут-Холе, и перед концертной программой пришел посетить «аал» своего кожууна. Для всех артистов праздники – это своего рода двойные рабочие дни. Кто-то же должен создавать людям праздничное настроение!

Он хорошо помнит, какие замечательные Наадымы проходили в его селе, когда он был маленьким. Главные номера программы: борьба и скачки. Причем, борьба интереснее – на скачках ведь можно увидеть только старт или финиш. А толкаться машинами вдоль скаковой трассы – это ему неинтересно. И в селе были прекрасные концерты – участвовали односельчане, все хорошо знали друга, но на сцене преображались, это были уже не просто соседи, а красивые и талантливые музыканты.

Эдуард Ондар стал «на полном серьезе» рассказывать о редкой породе безрогих синеватых быков в Сут-Холе… Но реклама своего кожууна – это характерная черта всех сут-хольцев.

Талхыг из Тере-Холя

Совершенно неожиданный и непонятный предмет дал возможность познакомиться с жителем Кунгуртуга Менги Хуужаном. Он еще не успел облачиться в национальную одежду, но уже демонстрировал работу на блестящей «штуковине». «Штуковина» – это талхыг. Русского названия нет. Ее используют для размягчения кожи. Что характерно – и сейчас порой используют для выделки кожи, из которой шьют национальную обувь мойтак. Так в Тере-Холе называют обувь из мягкой кожи, нечто среднее между сапогами и валенками: сверху кожа, внутри тонкий войлок из мягкой шерсти.

Менги Хуужану 37 лет. Он работает в Единой диспетчерской службе. Ну, и немного занимается народными промыслами. Как, по его словам, и все в Тере-Холе может делать войлок и знает где найти камни, из которых делают природную краску «шивит» - в местечке Шивитиг-Хем, в 50 километрах от села. Уже дома нахожу «шивит» в словаре. Оказывается, это – охра! Но по описанию цвет больше красно-бордовый. Значит, это - железный сурик, который порой называют железистой охрой.

У Менги Хуужана двое сыновей и дочь. Старшему мальчику уже 14 лет, и он тоже умеет пользоваться талхыг. Но в будущем видит себя не мастером по народным промыслам, а летчиком. Дети, конечно, были в маленьком музейчике в Кунгуртуге, знают историю родного края и тоже любят Наадым. Кроме скачек и борьбы в Тере-Холе и Эрзине популярна игра «панчык». Чем-то похожая на нынешние «настолки». Но для азартных игроков – опасная: говорят, бывали случаи, когда на кон ставили целого коня с седлом.

Играем в кажык в Пий-Хеме

Пройти мимо блестящих косточек-кажык, лежащих на ковре в Пий-Хемском «аале» было попросту невозможно. Несколько мальчишек думали так же. Они вообще не сходили с этого коврика.

Играми заведовала Ай-Кыс Шырап (да, вот так с одной «ы» официально пишется ее фамилия). Ай-Кыс Олеговна – библиотекарь краеведческого отдела кожуунной библиотеки и знаток народных игр. В Пий-Хеме проводит конкурс среди школьников «Алдын Кажык». Наверное, поэтому и все косточки окрашены в золотой цвет.

Но вот что интересно – наверное, косточки для игр были и впрямь почти золотыми. Для игры ведь берут только косточки с задних ног барана. Астрагалы – надпяточные (таранные) кости. То есть – один баран – две «пятки» - две косточки. Но когда косточек накапливается тысяча штук, их закапывают в зимнем загоне для овец и начинают собирать снова. Не так уж много для игры остается! Когда их накопится, допустим с сотню (а это – от пятидесяти баранов) – можно играть в свое удовольствие. Но накопится ведь не скоро. А потом опять закопают.

С конкурсом «Алдын Кажык» библиотекари ездили по разным селам Пий-Хема. В арбане Найырал есть «Гнездо орлят». И игровой конкурс они проводили именно там. Кстати, один из мальчиков, который на Наадыме играл в кажык – Бадын-Сагаа, он как раз из Найырала. А в «Гнедо орлят» ходит часто – занимается там борьбой.

Борьбой занимается и сын Ай-Кыс Шыырап. Недавно он ездил на соревнования в город Орел – представлял там Туву.

В библиотеке всегда много интересной работы. В прошлом году, к юбилею кожууна, они сделали словарь топонимов Пий-Хема. А недавно к ним приезжала орнитолог Любовь Маловичко. Они ее свозили к «Байскому колодцу» – это стоянка недалеко от «Долины царей». Там орнитолог могла наблюдать за птицами. Она потом рассказывала о пернатых читателям библиотеки. К осени обещала прислать фотографии редких птиц.

Но даже и библиотекари не могут знать все. Среди кажиков лежала хитрая головоломка, сделанная тоже из косточек. И никто не знал, как можно «освободить» косточки. К счастью, мимо шел Алексей Доржу из Эрзина. Он не только разобрался с головоломкой, но и указал, как ее надо усовершенствовать чтобы проще было играть – просто нужна нить подлиннее, и тогда можно будет прицепить второй кажык.

Литературный Овюр

«Аал» который устроили жители Овюра был насыщен литературой. Там провели конкурс чтецов произведений Степана Сарыг-оола, там же устроили выставку, на которой экспонировались подлинные документы писателя, его рукописи.

Уж так получилось, что очень многие писатели появились на свет неподалеку от Соляной Горы. Дус-Даг в истории литературы Тувы занимает особое место.

Председатель администрации сельского поселения сумона Дус-Даг Эрес Донгак не только болеет за свое село, но и знает историю литературы. С легкостью он перечисляет писателей, родившихся чуть ли не в одной юрте, мимоходом уточняет что и действие пьесы Виктора Кок-оола «Хайыран бот» проходило тут же, рядом, и что есть место, откуда бросилась в реку красавица Кара. Может быть он – профессиональный литератор или учитель литературы? Вовсе нет. Он – пограничник, капитан запаса. Всю жизнь служил на границе.

Дус-Даг действительно чудесное село. Здесь есть хорошая библиотека, недавно построили клуб. Как украшение села – небольшой скверик с памятником Борцу. Скульптуру сделал Александр Ойдуп. Борец изображён в традиционном ритуале «Девиг» (танец Орла). Инициатором создания памятника и небольшого сквера вокруг был арзылан моге РТ Чимит Куулар. Но выпускники школ редко здесь остаются – нет работы.

Село, как и многие другие живет в основном за счет животноводства: овцы и козы, коровы и яки. Собирались здесь наладить производство сувениров из соли, светильников. Но пока их делают буквально единицы – для подарков. А ведь в селе уже есть и уличное освещение, и вайфай, и Ростелеком. То есть, жизнь становится комфортнее.

В честь 115-летия Степана Сарыг-оола в этом году готовятся большие торжества, конференции в Кызыле и в Овюре. Ну да, все просто отлично. Вот только работой село не может обеспечить всю свою молодежь.

Чодураа Ооржак и ее овцы

Кстати, родом из Овюра и Чодураа Ооржак, консультант Отдела развития животноводства и племенного дела Министерства сельского хозяйства и продовольствия Тувы. Но после окончания восьми классов, местом ее пребывания стала вся Тува. Сначала она окончила отделение ветеринарии сельхозтехникума, работала в Алдан-Маадыре. Потом выучилась на зоотехника в ТувГУ. Работала в Эрзине, Каа-Хеме, Монгун-Тайге… В общем – везде.

Для животноводства тоже нужен талант, как и в любом другом деле, и дочь потомственных животноводов в полной степени им обладает. Когда защищала ученую степень кандидата сельскохозяйственных наук, к ней и вопросов особых не было. Академик Виноградов провозгласил, что она – селекционер от Бога, и голосование было единогласным.

Но что можно открыть нового в селекции тувинских овец? Все же знают, что у нас есть порода - тувинская короткожирнохвостая овца. Это – мясная порода, достаточно продуктивная, неприхотливая. Да, мало мы знаем об овцах. Есть ведь два подвида – горный тип и степной. То есть, мы бы и не узнали об этом, если бы Чодураа Ооржак из не выявила бы и не описала.

В целом тувинские грубошерстные овцы горного типа характеризуются относительно невысокими показателями плодовитости (97 процентов) и сохранности ягнят к отъему (94 процента), обусловленными экстремальными условиями их разведения. Однако наибольший экономический эффект был получен от выращивания именно грубошерстных ягнят горного типа, где рентабельность при реализации продукции была больше на 13,5-14,6 процента. Как проводилась селекция? Да никак! Это так называемая «народная селекция», когда люди сами отбирают более подходящий скот, обмениваются производителями.

В разговор активно включаются коллеги Чодуры Монгеевны, и тут выясняется, что она владеет еще и древними навыками ментального счета, то есть посмотрев на стадо или отару может очень точно определить количество скота. У нее настоящий талант животновода.

Как Мургусмаа Сааяпопробовала стрелять из лука

Красивая девушка, которая участвовала в конкурсе стрелков из лука привлекла внимание не совсем традиционным головным убором. То есть, это – тоже тувинская шапочка, то на праздниках такие носят достаточно редко.

Это была Мургусмаа Саая из Бора-Тайги (Сут-Холь). Но родом она не из Сут-Холя она – «овюрская невестка». А шапочка – из театральной постановки. Мургусмаа Саая – музыкант и художник, чтица и театральный режиссер – ее таланты разнообразны.

В прошлом году лауреатом II степени Всероссийского конкурса-фестиваля творчества и искусств «Чудесница зима» в номинации «эстрадный вокал» в категории «учитель-ученик» (Рязань) стало вокальное трио СДК с. Бора-Тайга. Руководитель – Мургусмаа Саая. Сут-Хольский кожуун на конкурс народных театров привез постановку народного театра села Бора-Тайга «Хризантема» (Шангыш Монгуш). Режиссер – Мургусмаа Саая. Библиотека Бора-Тайги проводит конкурс чтецов. В интернете можно найти запись, как Мургусмаа Саая читает стихи Есенина на русском языке.

Это все понятно, и логично. Но почему лук? И давно ли она увлеклась этим видом спорта? Явно же, что в маленьком селе вряд ли есть специальное помещение для тренировок. А занимается стрельбой она всего один год. В прошлом году в Сут-Холе проводили Наадым, и из их села некого было выставить. Ей предложили: «Может быть вы попробуете?». Она попробовала и ей понравилось. Вот так – понравилось и все. В Суг-Аксы сами устроили площадку для стрельбы, там и тренируются. И уже есть результаты? Есть! В Чадане на Шагаа проводили открытый конкурс, там она заняла третье место. Для спортсмена, который всего полгода как стал тренироваться, совсем не плохо.

Как молодая девушка все успевает? И вот тут Мургусмаа Саая действительно удивила. Да, внешне – совсем молодая. Но у нее уже взрослые дети. Сын недавно вернулся из зоны боевых действий, бы награжден орденом. Он после ранения прошел реабилитацию в филиале госпиталя Вишневского, сейчас продолжает восстановление дома. Его отец, кстати, известный в кожууне охотник. В Бора-Тайге живет семья очень метких стрелков.

Республиканский праздник собирает исключительно интересных людей со всей республики. И все они – люди Наадыма!

Ирина КАЧАН.

Фото автора